От БорисК Ответить на сообщение
К Alex Medvedev Ответить по почте
Дата 26.02.2011 10:07:21 Найти в дереве
Рубрики WWII; 1941; Версия для печати

Re: Лопуховскому. Вы...

>Я правильно понимаю, что по вашему мнению основной формой репрессии к военнопленным была проверка их в фильтрационном лагере?

Конечно, неправильно. На 01.03.1946 14,69% освобожденных после войны военнопленных были переданы в распоряжение НКВД (спецконтингент), а еще 22.37% – зачислены в рабочие батальоны НКО. Так что основные формы репрессий были другими.

И вот еще кое-что из того, что написал на эту тему Земсков:

В повседневной жизни они [репатрианты, включая военнопленных - Б.] продолжали подвергаться явной или завуалированной дискриминации, в частности при выдвижении на руководящие должности, при приеме в партию и комсомол, при поступлении в высшие учебные заведения. Военнопленные не считались участниками войны, за исключением тех, кто после освобождения из плена, будучи мобилизованным в Красную Армию, на заключительном этапе войны участвовал в боевых действиях на фронте.
...
Во время войны освобожденные из плена военнослужащие в большинстве случаев после непродолжительной проверки восстанавливались на военной службе, причем рядовой и сержантский состав в основном в обычных воинских частях, а офицеры, как правило, лишались офицерских званий, и из них формировались офицерские штурмовые (штрафные) батальоны.
...
Следует отметить, что "компетентные органы", выдерживая принцип неприменения статьи 193 [20], в то же время упорно старались упрятать многих офицеров-репатриантов за решетку по статье 58, предъявляя обвинения в шпионаже, антисоветских заговорах и т.п. Офицеры, направленные на 6-летнее спецпоселение, как правило, не имели никакого отношения ни к генералу А.А. Власову, ни к ему подобным. Причем наказание в виде спецпоселения им было определено только потому, что органы госбезопасности и контрразведки не смогли найти компрометирующего материала, достаточного для того, чтобы заключить их в ГУЛАГ. К сожалению, нам не удалось установить общую численность офицеров, направленных на 6-летнее спецпоселение (по нашим оценкам, их было порядка 7-8 тыс., что составляло не более 7% от общего числа офицеров, выявленных среди репатриированных военнопленных). В 1946-1952 гг. была репрессирована и часть тех офицеров, которые в 1945 г. были восстановлены на службе или уволены в запас. Не оставили в покое и офицеров, которым посчастливилось избежать репрессий, и их периодически вызывали на "собеседования" в органы МГБ вплоть до 1953 г.


Кстати, офицеры, направленные на 6-летнее спецпоселение, были лишены офицерских званий, а члены их семей – государственных пособий.