Эстонию нельзя завоевать за 48 часов... вроде-бы...
Здраствуйте!
Вот такой вот пассаж. Не бейте сильно табуретками - переводил как мог... ну не родной мне это язык...
Псковский губернатор Евгений Михаилов ошибается:
Эстонию нельзя завоевать за 48 часов.
Многие эстонцы помнят август 1991 года, когда российская военная техника проехала через Эстонию, чтобы при помощи оружия призвать к порядку эстонский народ и правительство, а также дать понять, в чьих же руках находится власть. В тот раз всё закончилось для нас спокойно, благодаря смягчению политического климата. Тем не менее, для этого вролне хватило личного состава и военной техники 76-ой десантной дивизии, не смотря на то, что треть посланной техники вернулась в Псков на буксире.
Спустя девять лет псковский губернатор Евгений Михаилов заявляет, что для получения контроля над Эстонией в течении 48 часов по прежнему достаточно той самой 76-й десантной дивизии. И, хотя это заявление потом пытались смягчить, звучало оно как угроза. Неужели десять лет развития эстонских сил обороны ничего не изменили или российские вооружённые силы столь успешно развивались, что одна дивизия парашютистов может контролировать целую страну? Попробуем найти ответы на эти вопросы.
Цель атаки - столица
Практика последних захватнических войн показывает, что целью быстрой захватнической войны является занятие столицы противника. Это особенно характерно для такой маленькой страны, как Эстония, где в столице проживает до одной трети населения и где сосредоточены все стратегические пункты управления и связи. Кроме того, часто Таллинн в глазах иностранного сообщества представляет всю Эстонию, поэтому занятие этого города означает оккупацию всей Эстонии. Части эстонских сил обороны, которые останутся действовать в других частях Эстонии после оккупации столицы не воспринимаются более как военные подразделения регулярной армии, борьба с ними становится борьбой с партизанами или бандитами. Терминология зависит от того, насколько тонко будут проводить международную политику оккупационные власти. Замена правительства в Таллинне может быстро превратить оставшихся борцов за свободу в преступников.
Точно также главной целью августовских событий 1991 года был Таллинн, когда десантники заняли международный аэропорт, согласно приказам они заняли бы и телевышку, радио, телевидение и правительственные здания. Этого хватило бы для захвата города. Оставим историкам выяснять, почему таких приказов не последовало. Ясно также то, что довольно большие основания для колебаний создал народ. Все добровольцы, кто собрался возле стратегических обьектов, обязательно повлияли на задержку приказов российских командиров. Если бы событиями командовали только военные, приказ на атаку пришёл бы намного быстрее - содлат для того и служит, чтобы умереть.
Из предыдущего следует, что за захватом столицы не последует большая и серьёзная морская блокада. Всех, кто хотел бы уплыть, отпустили бы за море, главное, чтобы на месте было меньше сопротивление. Чем больше патриотов уплывёт, тем полезнее будет агрессору. Большой крови не нужно и ему. Поэтому о морской блокаде должно больше думать эстонское правительство, чтобы ограничить отток тех, кто понадобится при защите города. Наверняка, тех патриотов, что могут только грозить агрессору из-за границы хватит и так.
Война с фронтом или без
Для захвата эстонской глубинки сегодня нет необходимости проводить широкомасштабные операции. Их всё равно не используют кроме как для захвата больших площадей или целых государств. Но и здесь действуют свои правила. Если вернуться к 76-й десантной дивизии, то в ходе реформ Российской военной реформы эта часть получила большое количество новой военной техники, в основном - самоходной артиллерии, которую невозможно в случае необходимости быстро перебросить при помощи воздушного транспорта. Получается, что десантная дивизия будет вынуждена занимать страну по старой тактике высаживая лёгкие воздушные десанты и направляя боевые машины к ним на встречу по земле. Как и в 1991 году, разница только в в качестве подготовки и количестве техники и подразделений.
Хотя у Эстонии нет возможности противопоставить своей танковой брони, есть 1001 способ помешать передвижению боевых машин, а также их уничтожить. Лёгкие десанты без поддержки долго сопротивляться не смогут. Если на открытой местности перевес противника многократный, то в в городах тяжёлое вооружение не может использоваться с максимальной отдачей. Опыт Чеченской войны показывает, что наибольшие потери российские части понесли именно в Грозном.
Чтобы повысить эффективность применения своего вооружения, российским войскам необходима воздушная поддержка в лице штурмовиков и боевых вертолётов. Значит уже нельзя говорить только о 76-й дивизии. По причине практического отсутствия сил ПВО в Эстонии мощность воздушной поддержки может быть очень существенной. Но это в основном на открытой местности. В случае боёв в укрытиях и населённых пунктах даже воздушная поддержка не даёт гарантий.
Если Эстония использует тактику небольших мобильных быстро передвигающихся частей, воздушная поддержка окажется недостаточной для защиты всех коммуникаций противника: переброска солдат, продуктов питания, боеприпасов и горючего. Одной из основных задач в современной войне как раз и является нарушение коммуникаций противника. Если эстонский солдат не может уничтожить танк, он может победить танк, уничтожив перевозимые для танка боеприпасы и горючее.
Грубо говоря, эффективным считается нападение, когда перевес сил атакующего составляет от 7 до 10 раз. Учитывая техническое оснащение российских вооруженных сил скептик может сказать, что в случае нападения России на Эстонию достаточно и пятикратного перевеса. Пусть так, но даже при пятикратном перевесе для захвата Эстонии недостаточно 76-й дивизии даже если бы ей были приданы штурмовики из Сиверска, потому что в ходе операции нападающему придётся так рассеить свои силы, что на направлении главного удара не останется техники и солдат.
Кто у нас там есть за границей
На всякий случай бросим взгляд по другую сторону границы, чтобы выяснить расчитывал ли псковский губернатор на другие части Ленинградского военного округа, когда он говорил о захвате Эстонии за 48 часов. Чтобы не возникла полемика о источнике наших разведовательных данных использую данные из финского журнала "Suomen Sotilas" (2/1999).
В Ленинградском военном округе имеется 49 000 солдат, которые распределяются между одной десантной дивизией, двумя мотострелковыми бригадами, одной бригадой морской пехоты, одной бригады спецназа и одним вертолётным полком.
В сухопутных частях имеются 980 танков, 800 бронемашин, 1130 артиллерийских орудия, 18 пусковых установок типа Scud, 18 боевых вертолётов.
В воздушных частях есть 20 бомбардировщиков Ту-22М, 400 тактических самолётов (в том числе 90 Су-24, 100 Миг-31, 25 Миг-25, 125 Су-27, 60 Миг-29), а также 20 вертолётов (Ми-8).
На море 2 подлодки, 2 крейсера, 4 фрегата, 93 самолёта и 25 вооружённых вертолётов.
Что же мы видим? Техника есть, но о пятикратном перевесе в личном составе не может быть и речи. Дополнительная мобилизация и обучение мобилизованных, а также приведение в порядок техники займут месяцы, что даст нам время для подготовки к войне. Всем парком техники невозможно нападать, надо создавать укреплённые пункты и защищать фронт, которым может стать граница. Такое рассеивание техники означает, что для нанесения главного удара остаётся максимум одна стрелковая бригада и два полка десантной дивизии (возможны и другие комбинации, но соотношение примерно тоже).
Даже если по какой-то причине танкам удастся быстро прорваться через Эстонию, для взятия Таллинна придётся им немало потоптаться под стенами города, а потом за нападающимим успеют эстонские части и последний технический перевес существенно уменьшится. Если наши партизаны будут удачно действовать, тогда у нападающего быстро кончатся боеприпасы и горючее.
Что же мы ответим губернатору
Так что всё-таки ошибается губернатор Михайлов. Вместо 48-часовой кампании противник должен расчитывать на длительные и тяжёлые боевые действия, тогда как время играет против него. В Эстонии потенциально более ста тысяч людей способных взяться за оружие и эстонский мужик уже сотни, если не тысячи лет высоко ценится как солдат. Естественно, лёгкость, с которой нас смогут завоевать очень зависит от нас самих: есть ли у нас воля к сопротивлению и сколько стоит любовь к родине. У Кайтселиита здесь ещё очень много работы, потому что находятся достаточно много тех людей, которые находят, что защита нашей страны бессмысленна, потому что мы всё равно не сможем противостоять внешней угрозе, и поэтому лучше в случае малейшей опасности отряхнуть пыль Эстонии с ног. Таким как раз слова губернатора Михайлова и были адресованы.
Для завоевания Эстонии много возможностей, некоторые из них более эффективны, другие - менее, третьи безнадёжны. Использование только 76-й десантной дивизии - наиболее безнадёжная, будь у них резервисты с опытом боевых действий или нет. На самом деле военная удача одной или другой стороны не зависит только от количества солдат и возможностей техники - это влияет на исход только отдельных эпизодов.
Современный танк пересечёт Эстонию из угла в угол в течении пяти часов, что означает, что принимать решения в момент, когда он пересекает границу, уже поздно. Мобилизировать резервистов, распределить собранное на центральных складах снаряжение, распределить в большие военные комплексы собранные воинские части - всё это берёт время. Тут мы обратим наши надежды к Кайтселииту, кто должен быть способен завязать первые сражения, чтобы силы обороны успели сформироваться. Я думаю мы с этим могли бы справиться. Необходимо только своевременное решение о начале боевых действий.
---
Рихо Юхтеги начальник отдела J-2 главного штаба сил обороны.
Журнал сил обороны Эстонии "Защищай Родину!"(Kaitse Kodu!) 1/2001
Пояснения переводчика:
1. В статье нигде не указывается количество военнослужащих в эстонских силах обороны. На 2001 год - 6800 человек.
2. В статье нигде не указывается количество современных противотанковых средств. Их имеется меньше, чем у России в Ленинградском военном округе бронетехники (за всю историю эстонских сил обороны на полигоне была выпущена всего одна противотанковая ракета - в отличие от некоторого количества противотанковых гранат...).
3. Кайтселиит - добровольная вооружённая дружина. В народе доверие подорвано некоторые представителями, которые "прославились" чрезмерным злоупотреблением алкогольными напитками и неспровоцированной стрельбой. (Практически у каждого дружинника имеется дома огнестрельное оружие - пистолет и/или автомат).
4. Г-н Юхтеги видимо очень немного знает о российской самоходной артиллерии. О самоходных артиллерийских установках на шасси боевых машин десанта и бронетранспортёров (вполне авиатранспортабельных)...
5. По непроверенным :-) данным J-2 - оперативное управление...