Интересно высказывается о Жукове ветеран,
Приветствую Вас!
,которого тут обсуждали в ветке про кавалеристов под Невелем. Ссылки на конкретные мсета в ЖЖ приводить не умею, но оттуда же:
"Корпус топтался на месте не мог продвинуться дальше Понизовья и к нам пожаловал Жуков. Нас всех командиров и начальников штабов, в том числе и Грошенкова и меня, вызвали на КП корпуса. Мы ожидали вызова, и находились в 50 метрах от палатки командира корпуса - генерала Кутузова, в кустах на скамеечке. Наступали октябрьские холода и было сыро и неуютно, накрапал дождь, а ночью даже шел мокрый снег. Жуков подъехал к вечеру на “Виллисе” с офицером - видимо порученцем. Одет он был в солдатскую серую шинель без знаков различий, но в генеральской фуражке. К нему подскочил Кутузов с рапортом и после подошел начальник штаба корпуса с картой обстановки. Но Жуков не стал глядеть в карту, он видимо знал обстановку получше нас. Комкор стоял по стойке смирно, а Жуков быстро ходил вокруг Кутузова, что то ему все время внушая и вдалбливая протянутой рукой с выставленным вперед указательным пальцем. Мы отошли подальше и ничего не было слышно. Разговор продолжался не более 10 минут и мы поняли, что он неприятен для Кутузова. Через некоторое время Жуков уехал, попрощавшись только с Кутузовым, кивнув нам напрощание. Наступила гнетущая тишина, которая продолжалась минут 20, после чего нас пригласили к начальнику штаба корпуса. Все мы были под гипнозом, наяву, впервые увидели мы легендарного Жукова Г.К.
Жуков отругал комкора за бестолковые атаки на Понизовье влоб, за никчемные миниартподготовки с расходом по 0,10 бк и многочисленные атаки каждые три дня. Он приказал прекратить наступление влоб на Понизовье. Перегруппировать основные силы корпуса на 15-25 км на север, под Кленцы, и там нанести удар тремя дивизиями на фронте 3-4 км, имея плотность артиллерии 150-200 орудий на километр, в артподготовке расходовать 1,5- 2,0 бк боеприпасов, готовность к удару через 10-12 суток. И мы завертелись. Все штабы и разведка ушла на север, под Кленцы, готовить удар. Тылы срочно перебрасывали туда боеприпасы. Танки отошли с переднего края в тыл, а затем в районы сосредоточения в направлении Кленцов. Особенно много работы выпало на долю разведки на новом направлении. Выдерживалась величайшая скрытность всех работ. Мы особенно тщательно провели планирование огня в артподготовку. Первую позицию, все три траншеи и ходы сообщения между ними накрыли огнем гаубиц и тяжелых гаубиц - пушек 152 мм калибра. По ним же наложили огонь тяжелых реактивных снарядов М-30 и М-31. Потом этот же огонь перенесли на траншеи второй позиции, которая была в 2-3 км в глубине. Закрыли огнем все выходы из оврагов и траншей. За всем следил и все контролировал лично Грошенков и начштаба корпуса. Все батареи противника были под огнем до подхода к ним наших передовых частей. Мы были очень довольны своей работой. Все было сделано толково, фундаментально, без спешки. Через 12 суток мы доложили о готовности.
Наш удар был необыкновенно удачен. Мне это предстало увидеть впервые на этой войне. Такой необыкновенный успех. Полный разгром противника, горы трупов, столько убитых немцев на поле боя я еще не видел. Везде трупы солдат противника и разбитая техника. И это сотворили мы, именно мы, и никто другой. Значит мы можем и умеем бить эту сволочь, этих непобедимых хвастливых вояк. Да еще как можем. Всех кто был у немцев на первой позиции мы перебили, никто не ускользнул из траншей и оврагов. Мы были окрылены победой над противником, мы были окрылены своим новым умением бить немцев наверняка и добротно. Это был главный вывод тех дней. Еще несколько таких прорывов и мы превращались в мастеров наступления, в мастеров прорыва оборонительных рубежей, в мастеров по разгрому немцев. Это было здорово! Мы гордо смотрели вперед и “видели свет в конце тоннеля!”
Мы быстро продвигались вперед, знали что нет впереди рубежей, которых мы не сможем прорвать! Нет противника, которого мы не разгромим! Еще раз вспомнился приезд Жукова и его указание о направлении главного удара корпуса, вот оно искусство ведения войны, которое нам как школьникам было наглядно показано. Всего 10 минут был у нас этот военачальник, а как помог, а как разобрался, и какой результат! Не только корпус тронулся вперед, тронулась вся 39 армия. Мы успешно наступали на Витебск, вернее севернее его, сметая немцев на своем пути."
http://community.livejournal.com/warhistory/2047611.html
С уважением, UFO. aka Rider ww-2.info