От Юрий Житорчук Ответить на сообщение
К Паршев
Дата 11.01.2011 17:42:04 Найти в дереве
Рубрики WWII; Версия для печати

Re: Всё это...

>добавлю всё же, что отрезвление у наших началось после завершения французской кампании, были такие сообщения, что типа "возникла новая ситуация" - французская армия-то считалась до того сильнейшей в Европе.

После того как немцы в ходе блицкрига на Западе в течение всего нескольких недель разгромили Францию и несмотря на продолжающуюся войну с Англией стали перебрасывать свои дивизии к нашим границам, советскому руководству стало очевидно, что после победы над Великобританией очередной целью Гитлера может стать СССР. В этой связи Сталин еще в сентябре 1940 года утвердил «Основы развертывания вооруженных сил Советского Союза на Западе и на Востоке», где прямо говорилось, что при сложившейся политической обстановке на западных границах СССР имеет место вероятность вооруженных столкновений, в которых нашим вероятным противником будет Германия.

>Вряд ли за неделю решили с японцами все вопросы. Это мне кажется больше временное совпадение.

Переговоры с японцами шли и раньше, а тут после уступок с нашей стороны они завершились в ускоренном режиме.

>Что же до Гесса и наших планов по борьбе с немецким нападением, то даже когда у нас убедились в серьёзности намерений Гитлера, то всё равно ожидали какую-то форму примирения АНглии и Германии. Нападения при продолжении войны с Англией всё равно не ожидали.

Думаю, ошибочно допускалось, что мир с Англией Гитлер может заключить после нападения немцев на СССР. Для этого и мог понадобиться Гесс. Тем более, что 6 марта в здании английского посольства в Москве была созвана весьма странная пресс-конференция для западных журналистов. При этом Криппс заранее предупредил присутствующих, что его информация носит конфиденциальный характер и не подлежит использованию для печати.

Естественно возникает вопрос, зачем же Криппсу было нужно доводить информацию до сведения прессы, если она не подлежит публикации? А сделан этот, на первый взгляд, странный шаг, чтобы таким образом довести соответствующие сведения до высшего советского руководства. И расчет оказался верным, уже 11 марта на столе у Сталина лежало сообщение НКГБ с подробной информацией о пресс-конференции, в котором приводились слова, сказанные там английским послом:

«До сего времени Гитлер пытается избежать войны на два фронта, но если он убедится, что не сможет совершить успешного вторжения в Англию, то он нападает на СССР, так как в этом случае он будет иметь только один фронт.
С другой стороны, если Гитлер убедится, что он не сумеет победить Англию до того, как Америка сможет оказать ей помощь, он попытается заключить мир с Англией на следующих условиях: восстановление Франции, Бельгии и Голландии и захват СССР.
Эти условия мира имеют хорошие шансы на то, чтобы они были приняты Англией, потому что как в Англии, так и в Америке имеются влиятельные группы, которые хотят видеть СССР уничтоженным и, если положение Англии ухудшится, они сумеют принудить правительство принять гитлеровские условия мира. В этом случае Гитлер очень быстро совершит нападение на СССР».

>То есть Гитлер сознательно пошёл на проигрышный вариант, который у нас не рассматривали - и чуть было не выиграл.

Согласен. Выводы о возможном нападении Германии на СССР в 1941 году были сделаны советским руководством на основе ошибочной версии. Тем не менее, такие выводы были сделаны, а это самое главное.

http://zhurnal.lib.ru/z/zhitorchuk_j_w/1pobed.shtml