|
От
|
Pout
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
04.12.2001 08:49:48
|
|
Рубрики
|
Современность; Политек;
|
|
"Намедни"и"Коммерсант-власть". Обзор ВПК России
Второй источник недоступен, по первому ссылка. Насайте есть ролик. В передаче еще были инересные диаграммки
http://www.namedni.ru/topic/?issue=43&id=18
http://www.namedni.ru/article/?issue=43&id=179
======
Первым делом - самолеты
Выйдя в свет, образцы нашего оружия становятся национальными символами. Как без водки, Россию невозможно представить без автомата Калашникова. Но сегодня отечественная оборонка живет под девизом: «Первым делом – самолеты».
В оборонной промышленности снаружи видно не производство, а результат. Производство - от конструирования, до сборки чаще всего составляет государственную тайну. Зато, выйдя в свет, образцы нашего оружия становятся национальными символами. Как без водки, Россию невозможно представить без автомата Калашникова. Для многих поколений советских школьников он стал таким конструктором для старшекласников. Это тот случай, когда помнят руки, а не голова. Но сегодня отечественная оборонка живет под девизом: «Первым делом – самолеты».
На сегодняшний день в мире осталось два крупных производителя авиационной техники – это «Боинг» и «Локхид» США и объединенной Европы, и конечно, чтобы выдерживать конкуренцию с такими суперкорпорациями, необходимо объединять те ресурсы, которые у нас есть. Это не значит механического объединения в единую систему, но стратегия продвижения авиационной техники, стратегия развития должна быть единой.
Михаил Погосян, генеральный директор АВПК «ОКБ им. Сухого»
Михаил Погосян руководит самым благополучным комплексом по производству и переоснащению военной авиации. В ближайшее время он собирается объединить в холдинг все предприятия, работающие под маркой «Сухой». Кроме московского конструкторского бюро имени Сухого в него должны войти заводы за Уралом. Благополучие авиакомплекса сейчас прежде всего зависит от поставок в Китай истребителей, собираемых в Комсомольске-на-Амуре.
Михаил Погосян – главный конструктор истребителя как говорят, с нетрадиционной ориентацией крыла. С-37 «Беркут», пока существующий в единственном экземпляре, стал его последней авторской работой, десять лет назад кульман конструктора Погосян поменял на письменный стол администратора.
Разработка новых авиационных комплексов неразрывано связывает процесс собственно разработки с процессом консолидации ресурсов, производственных, людских, экономических, потому для меня эта работа является сегодня самой важной.
О вхождении в холдинг Михаилу Погосяну будет труднее всего договариваться с Иркутским авиационным производственным объединением. Прежде чем стать его президентом, Алексей Федоров успел посидеть в кресле, которое сейчас занимает сам Погосян, и поторговать в компании «Росвооружение».
У меня появилось знание, чего не надо делать в этом бизнесе.
Алексей Федоров, президент ОАО «Иркутское авиационное производственное предприятие»
Компания Федорова один из немногих удачных примеров капиталистического хозяйства в ВПК. Государству принадлежит всего четырнадцать процентов акций Иркутского объединения. Но удача не в этом, а в трех миллиардах долларов из Индии за лицензионное производство 140-ка истребителей Су-30 МКИ.
Безусловно, мы на это очень надеемся, когда-то российский рынок, внутренний рынок может быть основным для производителей авиационной техники, но это еще будет не скоро, и те, кто сегодня не освоит внешний рынок, просто не доживут до этих времен.
Алексей Федоров, Президент ОАО «Иркутское авиационное производственное предприятие»
Вторая известная на весь мир марка истребителей – «Миг» - сейчас не может похвастаться миллиардными контрактами. После нескольких лет междуусобиц внутри корпорации, нынешнему генеральному директору Николаю Никитину удалось построить вертикально интегрированную компанию.
Пока ни с кем контракты не подписаны, а раз так, значит – место свободное.
Николай Никитин, генеральный директор РСК «Миг»
Авиапромышленность выпускает чуть меньше половины всей продукции ВПК. На втором месте судостроение - почти двадцать процентов. Его тоже спасает только экспорт в Азию. Например, в Санкт-Петербурге на Балтийском заводе сейчас собирают три фрегата для Индии.
Бизнес как бизнес, хотя по совокупности задач это, наверное, самый тяжелый бизнес, потому что корабль, вообще говоря, это нечто уникальное, потому что имеет в себе все.
Олег Шульгинский, генеральный директор ОАО «Балтийский завод»
Считается, что аванс за контракт с Дели в свое время помог менеджерам Балтийского завода выкупить контрольный пакет акций своего предприятия у «Онексимбанка». Контроль над другим крупным питерским предприятием «Северная верфь» у «Онексима» приобрела компания под названием «Новые программы и концепции». Помимо кораблей холдинг занимается почти всеми отраслями оборонки, начиная от участия в самолетостроении, заканчивая разработкой нового стрелкового оружия и боеприпасов. Руководитель компании Борис Кузык несколько лет проработал помощником по вопросам военно-технического сотрудничества у первого президента России. Кстати, они с Ельциным полные тезки – Борисы Николаевичи. Генерал-майор Кузык считает, что ВПК спасет прагматизм и высокие технологии.
Научно-техническая, интеллектуалная продукция в мире сегодня 2,5 – 2, 7 триллиона долларов в год реализуется. Возьмем наш сырьевой экспорт, 50 миллиардов долларов в год. Нельзя остаться на периферии, мы анализировали, до 2010 года объем интеллектуальноемкой продукции в мире составит порядка 4, 5 – 4, 7 триллионов долларов. Мы к этому времени должны подойти с очень мобильным высокотехнологичным рыночным комплексом.
Борис Кузык, генеральный директор холдинговой промышленной компании «Новые программы и концепции»
Следующие по важности в нашем военно-промышленном комплексе - танки, обычные вооружения и зенитно-ракетные комплексы. Частная финансово – промышленная группа «Оборонительные системы» кооперируется с белорусскими оборонщиками, которым акционирование даже не снилось. Совет управляющих Российско-белорусской группы возглавляет вице-премьер Илья Клебанов.
Только экспорт не может решить проблему ни выживания оборонно-промышленного комплекса, ни его существования, ни тем более его развития… В любом случае, без внутреннего оборонного заказа предприятие не может существовать.
Сергей Батехин, генеральный директор ОАО «Оборонительные системы», исполнительный секретарь межгосударственной ФПГ «Оборонительные системы»
Прямой государственный заказ в российском ВПК составляет всего 40-к процентов. Заграничные контракты заключает монопольный посредник «Рособоронэкспорт». Единственную компанию – экспортер возглавляет бывший офицер Первого главного управления КГБ Андрей Бельянинов. С Владимиром Путиным он вместе ходил в разведку в конце восьмидесятых в ГДР.
Нас, в общем-то, пытаются вытеснять с наших рынков.
Андрей Бельянинов, генеральный директор ФГПУ «Рособоронэкспорт»
Поставка оружия это прибыль и политическое влияние. В свое время Советский Союз распределял военную технику по пылающим континентам почти бесплатно. Менялись режимы, но не оружие. Правда, раньше автомат Калашникова был в гербе шести стран Африки, а теперь только одной – Мозамбика.
Годовой оборот военно-промышленного комплекса России, бывшего министерства оборонной промышленности СССР составляет около пяти миллиардов долларов в год. На мировом рынке оружия России принадлежит всего девять процентов, даже автоматы Калашникова во многих странах мира часто китайского или чешского производства, правда, качество при этом не меняется – самый неприхотливый, надежный и простой, разборка 28 секунд, сборка 32. Помимо войны за рынки сбыта и выстраивания корпораций у отечественного ВПК еще одна задача – либерализация экспорта. Оборонным предприятиям будет легче выжить, если они самостоятельно будут обеспечивать запасными частями уже проданные за границу свои танки, самолеты и корабли.
Борис Кольцов, телекомпания НТВ, Илья Булавинов, журнал «Коммерсант-власть»
=======