От Дмитрий Козырев Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 22.09.2010 14:37:56 Найти в дереве
Рубрики WWII; Флот; Версия для печати

Рацуха по снабжению Севастополя в 1942 г

Тема конечно пятничная, но :)

Когда немцы активизировали действия ВВС на севастопольских комуникациях (т.е. с мая 1942) и вероятность успешного прохода судов снизилась до почти невозможной - возможно ли использовать такую тактику?

Транспортное судно выходит из Туапсе (а впринципе даже из Батуми, чтоб обеспечить наибольшую скрытность) и следует к турецкому берегу и вдоль него (как это делали на заключительном этапе боевые корабли).
Дополнительно появляется возможность маскироваться под турецкий каботаж вплоть до подъема турецкого флага.
Учитывая небольшую загрузку (почему - см. ниже) возможно использовать суда небольшого тоннажа и шхуны.

Расстояние до траверза Севастополя составляет ок 400 миль и для тихоходного судна может потрбоваться ок. 3 суток. Т.о. необходимо выделить 6-7 судов для обеспечения непрерывного грузооборота. Такое кол-во на ЧМ имелось.

Теперь фишка.
Фишка в том, что подгадывая конечную часть маршрута на вечернее время судно подходит на расстояние 100-150 км к Севастополю к началу наступления темноты.

Одновременно из Севастополя выходят 10 ТКА/СКА, имеющие на буксире баркасы.
Дистанция в 100-150 км выбрана из расчета дальности хода ТКА в оба конца, хотя при условии дозаправки в море (есть практические примеры) она может быть и большей.

Как уже наверное понятно - катера идут в точку рандеву с транспортным судном. Хотя бы 1 СКА нужен для навигационного обеспечения отряда. И под покровом ночи перегружают груз на баркасы и на борт.

Расчетное количество груза - до 10 т на баркас, до 5 т на борт ТКА. И до 150 т при использовани отряда в 10 ТКА.

Учитывая сравнительно высокую скорость хода ТКА даже экономическим ходом - возможно обернуться через наиболее опасный участок в течении ночи.
Учитывая маломерность катеров и баркасов – в дневное время возможно рассредоточение их под берегом и маленьким бухтам вне действия огня противника (гидросамолеты удавалось базировать). Распределение груза на «кванты» также позволит разгружать его в разных местах и скрытно по прибытии.
Идеально было бы доставлять баркасы на транспортном судне вместе с грузами – тогда бы в один конец катера шли налегке и максимальным ходом. А на судне в это время можно было бы проводить погрузочно-разгрузочные работы. Сами баркасы при этом использовались бы 1 раз (пришлось бы организовать их сбор/изготовление на Кавказе), но была бы значительная экономия времени.

Еще таким образом можно доставлять пополнение, но тогда лучше использовать СКА.
150 тонн – в сутки довольно существенная прибавка к скудному снабжению Севастополя, учитывая что ПЛ доставляла меньше и приходили не каждый день, а ВТА доставляла меньше в разы но все равно применялась.

Покритикуйте :)
Какие видится проблемы на первый взгляд:
1) 1)Погода и волнение затрудняющие перегрузку. Летом вроде бы не было таких ограничений.
2) 2)Высокая вероятность «разойтись» в темноте. Да, навигационному обеспечению должно быть уделено самое сереьезное внимание. Хорошие штурманы, лидирующий СКА. Ну и «по зеленому лучу» в крайнем случае.
3) 3)Рано или поздно немцы это прорюхают. Наверняка, но фактор темноты никуда не девается, предполагается использовать тихоходные суда, лютвам придется прирвлекать доп. силы на поиск в отдаленных районах, летать на полный радиус и т.д.