От Офф-Топик Ответить на сообщение
К Офф-Топик Ответить по почте
Дата 30.11.2001 04:44:33 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Украинской ...

Самая секретная милиция

В мае 1948 года она была создана по инициативе и под личным руководством Лаврентия Берии


ятьдесят третью годовщину со дня своего создания отметила специальная милиция при УМВД Украины в Одесской области. Одесские журналисты впервые познакомились с работой этого подразделения в рамках очередного заседания пресс-клуба «Право».

В конце 40-х годов создание специальной милиции в Советском Союзе было обусловлено необходимостью недопустить утечку секретной информации из особо важных объектов военно-промышленного комплекса. Тем более, что в ту неспокойную пору создавалась отечественная атомная бомба. На протяжении нескольких десятилетий сотрудники спецмилиции добросовестно охраняли военные заводы, сопровождали специальные грузы, обеспечивали секретность в реализации оборонных и космических программ.

Аналогичные функции сохранились и у спецмилиции Украины. Сегодня в стране более трехсот объектов, которые обслуживает это подразделение. В Одесской области таких объектов 13. Среди них четыре научно-исследовательских института, две воинские части, четыре учреждения связи (в том числе областная дирекция АО «Укртелеком»), одесские припортовый и нефтеперерабатывающий заводы, а также Майское месторождение золота (из-за нехватки средств оно законсервировано, но находится под постоянным наблюдением).

— При всех вышеупомянутых функциях специальная милиция входит в криминальный блок МВД Украины, и поэтому сегодня главная ее задача — оперативно-розыскная деятельность, — говорит начальник отдела спецмилиции при УМВД Украины в Одесской области Олег Лиходько. — В составе подразделения есть сотрудники самых различных служб. Более того, на одном из секретных объектов наш сотрудник одновременно является старшим оперуполномоченным уголовного розыска, старшим оперуполномоченным службы по борьбе с экономическими преступлениями и старшим госавтоинспектором. В милиции такого больше нет нигде.

Впрочем, такая универсальность отнюдь не мешает спецмилиции (раскрою военную тайну: штатная численность отдела — 22 человека) справляться со своими обязанностями. В этом году, например, в Одесской области на охраняемых объектах было зарегистрировано всего с десяток преступлений (в основном мелкие кражи), из которых только одно пока остается нераскрытым. Как говорят сами сотрудники спецмилиции, жизнь все-таки более спокойная, если все спокойно на объектах особой важности.


Чужие здесь не ходят

Спецмилиция Украины: зачем она нужна и чем занимается

Александр ВИКТОРОВ
"Кіевскій Телеграфъ"

Во время активных поисков затонувшего атомохода "Курск", широко транслировавшихся по телевидению, возможно, вы обратили внимание на барражировавшие над заданным районом вертолеты. Не следует думать, что их пилоты до рези в глазах всматривались в многометровую толщу воды — профессионалы понимали, что это бесполезно.

Дело здесь в другом: на геликоптерах были установлены поисковые комплексы "Осьминог", реально помогающие отыскать субмарину. Изготавливаются эти комплексы в Киеве, на засекреченном до сих пор заводе "Радар". Режим секретности предполагает, что любой человек, ступивший на территорию предприятия, должен иметь соответствующий допуск. Даже участковый или опер угрозыска, обслуживающие прилегающий район, на завод не попадут. Тут действуют специальные правила и специальные служители закона. Так они и называются — сотрудники подразделений спецмилиции Украины.

Милиция как милиция. Только особая...

Киевский завод "Радар" — одно из трех с лишним сотен предприятий Украины, "прикрывающихся" подразделениями спецмилиции (до развала Союза эта служба именовалась "четверкой", по номеру управления, и ветераны до сих пор по старой памяти так ее называют). Спецмилиция не отвечает за охрану объектов или за соблюдение режима секретности на них. Для выполнения этих функций есть другие службы (хотя, конечно, в случае необходимости спецмилицию могут привлечь для оказания помощи в тех или иных мероприятиях). Подчиненные начальника Отдела спецмилиции МВД Украины полковника Виктора Петченко решают те же задачи, что и коллеги из территориальных подразделений. Они осуществляют профилактику, выявляют и раскрывают преступления, прогнозируют развитие и изменение криминогенной ситуации, осуществляют охрану спецгрузов и т. д. Среди них есть участковые и оперативники разных направлений, есть сотрудники разрешительной системы и милиционеры патрульно-постовой службы, есть те, кто занимается делами несовершеннолетних, есть следователи... В Киеве, Харькове и Крыму есть даже ГАИ, разумеется, с приставкой "спец". Зачем нужно это дублирование территориалов, думается, понятно. Ведь если на том же "Радаре" или АЭС случится хотя бы рядовое преступление, туда без допуска для разбирательства просто не пустят даже высокого чина.

Особый род деятельности — охрана спецгрузов. Раньше для этих целей привлекали и другие подразделения МВД, но все же некоторая межведомственность тормозила дело. А есть производства, требующие бесперебойных поставок прямо с одного конвейера на другой с поминутной точностью. И накопление комплектующих тут не позволяется... Спецмилиция успешно справляется с этой задачей.

Кража металла и тут "достала"

По словам Виктора Петченко, большая часть совершаемых на режимных объектах преступлений не связана с этой самой режимностью, а носит обычный корыстный характер. То есть, проще говоря, не секреты крадут, а материальные ценности, которые плохо лежат. Или даже хорошо лежат, но слишком соблазнительны для воров. "Достают" и лидируют здесь кражи оборудования и кабельной продукции на предмет сдачи этого добра в металлолом. Читатели, наверное, помнят недавний шумный скандал, когда сотрудник Хмельницкой АЭС принялся вырубать кусок контрольного кабеля длиной в 150 метров и чуть не вывел из строя ядерный энергоблок. Слава Богу, схватили его вовремя... На той же АЭС сотрудники спецмилиции раскрыли преступную группу, которая на протяжении 1999 года похитила со строительства третьего энергоблока оборудование на четверть миллиона. И так далее.

"На Хмельницкой АЭС за последнее время трижды менялся директор, — напомнил Виктор Петченко. — Причем дважды — по представлению спецмилиции, которая не может мириться с безобразиями на станции. Нам удалось убедить в необходимости таких шагов прокурора. А затем с выводами правоохранителей согласилась и комиссия "Энергоатома".

В Украине есть 4 предприятия, имеющие прямое отношение к изготовлению взрывчатых веществ. На одном из них в процессе разукомплектования устаревшего вооружения исчезло несколько десятков трассирующих снарядов.

Пока руководство ломало голову, кому в округе могли понадобиться такие серьезные боеприпасы, сыщики спецмилиции вышли на след. Оказалось, что местная криминальная группировка заказала кое-кому на заводе добыть партию патронов. Однако подходящих не нашлось, тогда ворюги на всякий случай прихватили снаряды. Мафиози от них, естественно, отказались, и незадачливые продавцы стали предлагать боеприпасы чуть ли не первому встречному на рынке. Понятно, что при этом "засветились", и хотя успели перед задержанием затопить снаряды в речке, потом пришлось их оттуда доставать — все до единого.

...У спецмилиционеров нет какой-то особой формы. Особые у них — только обязанности.

вверх



Таможня — это контроль и учет

Эксперимент на Надвирнянском нефтеперерабатывающем заводе буксует

Павел ТОКОВОЙ
специально для "КТ"

Эксперимент на Надвирнянском нефтеперерабатывающем заводе обещал стать поворотом в обеспечении эффективного контроля на рынке нефтепродуктов и отработкой технологии таможенного оформления, хорошо зарекомендовавшей себя в развитых странах.

Суть эксперимента проста: территория завода временно исключается из таможенной территории Украины, а таможенная граница и зона соответствующего контроля располагаются в местах слива готовых продуктов переработки. При этом сырая нефть в таможенном отношении не документируется, оформлению подлежат лишь готовые продукты переработки. По подобному принципу работает подавляющее большинство нефтеперерабатывающих заводов в Европе и мире. По инициативе Государственной таможенной службы Украины такой эксперимент решено было провести на Надвирнянском НПЗ в Ивано-Франковской области. Об этом в начале текущего года заявил председатель Государственной таможенной службы Юрий Соловков. Однако до сих пор проведение эксперимента практически невозможно из-за позиции, которую заняло руководство завода. Подробнее о причинах сложившейся ситуации мы попросили рассказать главного таможенника Украины Юрия Соловкова.

— Руководство Надвирнянского НПЗ, к сожалению, не выполняет распоряжение Кабмина. Таможенников не допускают к счетчикам и другим приборам, с помощью которых можно контролировать поступление нефти и выход готовых нефтепродуктов. Эксперимент фактически заблокирован, о чем мой заместитель Игорь Соболь уже докладывал вице-премьер-министру Украины Юлии Тимошенко. Идея эксперимента, напомню, возникла не просто так. Все таможенники Европы контролируют нефтепродукты, исходя из их реализации. Нефть поступает на завод, а продукты ее переработки не могут оттуда выйти без таможенного оформления. Это дает возможность осуществлять наиболее полный и прозрачный контроль в этом сегменте энергорынка. В развитых странах не контролируют сырую нефть: ведь потребитель нуждается не в нефтяном сырье, а в продуктах его переработки. В Украине же по-прежнему на нефтеперерабатывающих заводах декларируется сырая нефть, а уже потом нам подают расчеты, сколько из этого сырья вышло готовой продукции по номенклатуре. Контролировать, тем более оперативно, таким образом очень непросто (уйма бумаг, огромный объем работы, задействованы десятки людей — как таможенников, так и специалистов завода). Государственная таможенная служба предложила схему, отработанную Всемирной таможенной организацией и успешно работающую в странах Запада. Она дает возможность быстро и с большой точностью проконтролировать выход готовых продуктов переработки, обеспечивает равное использование импортированных и произведенных в Украине нефтепродуктов. Поскольку ввезенные нефтепродукты облагаются таможенными пошлинами и сборами, а переработанные внутри страны — нет, такой подход позволяет лучше загружать украинские нефтеперерабатывающие заводы.

— Не так давно прошла информация, что до конца текущего года все газохранилища Украины будут взяты под контроль Государственной таможенной службы. Какова судьба этой инициативы, и как это осуществляется на практике?

— Мы давно уже работаем с НАК "Нефтегаз Украины" по передаче под таможенный контроль всех газохранилищ. Я думаю, что это задание мы выполним, поскольку с НАК налажено нормальное сотрудничество. Есть только одна проблема: необходимо установить счетчики, передать их таможенным органам, как это было предусмотрено решением правительства. Причем нужно передать их Гостаможслужбе под пломбирование. Только тогда мы сможем гарантировать постоянный контроль входа и выхода газа с территории Украины.

Что касается магистральных трубопроводов, то здесь оптимизма поменьше. Сегодня на стратегических участках границы (Беларусь, Россия, Молдова) Украина не имеет своих счетчиков газа. Как вычислить "газовые" платежи без достоверных данных о том, сколько газа заходит на территорию Украины, а сколько выходит? Все это подлежит строгому контролю и учету. Особенно это касается такой стратегической отрасли, как энергорынок.

вверх



Контрабандные итоги

Мука и сахар дополнили привычный ассортимент незаконно ввозимых товаров

Глеб КРАВЦОВ
специально для "КТ"

За девять месяцев текущего года Государственной таможенной службой заведено 62 294 дела о нарушении таможенных правил на сумму 718 млн. грн., что в два раза больше аналогичного периода минувшего года. Об этом на прошлой неделе заявил начальник управления Гостаможслужбы по организации борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил Геннадий Швыдков.

По популярности выявленные случаи нарушений расположились в следующем порядке: продовольственные и промышленные товары — 75 млн. грн., автомобили — 18 млн. грн., иностранная валюта — 16 млн. грн., спирт и алкогольные изделия — около 8 млн. грн., табачные изделия — 4 млн. грн.

По утверждению Швыдкова и его зама Виталия Щербаня, причины практической неистребимости контрабанды — в проблемности перекрытия нелегальных каналов ввоза-вывоза товаров внетаможенного контроля, то есть через объездные дороги, речные переправы и лесные просеки на границах с Республикой Беларусь, Российской Федерацией и Молдовой. Но служба борется. За восемь месяцев текущего года подразделениями таможенной стражи проведено 1 602 специальные операции по выявлению, предупреждению и прекращению контрабанды как при перемещении товаров и предметов через государственную границу, так и на таможенной территории Украины. По результатам этой работы составлено 5 648 протоколов о нарушении таможенных правил, задержано товаров и валюты на общую сумму более 32 млн. грн. (оценка предварительная).

В качестве классического примера такой деятельности подразделений по борьбе с контрабандой руководящие таможенники считают перекрытие канала контрабандного поступления в Украину алкогольных изделий контейнерными партиями через порт Мариуполя. Доказательством тому, считают в Гостаможслужбе, вполне может быть уменьшение числа выявленных нарушений. Так, с 1997 по 1998 год Мариупольской таможней было задержано 110 контрабандных контейнеров с ликеро-водочными изделиями, а уже в 1999 году лишь два контейнера.

Однако параллельно с совершенствованием работы таможенников не сидели сложа руки и господа контрабандисты. По словам Швыдкова, товарищи, незаконно провозящие товар через таможенные границы Украины, тоже проявили фантазию. Так, если сначала основным способом контрабанды было сокрытие товаров от таможенного контроля (за несколькими рядами заявленного груза), то в дальнейшем, скажем, алкогольные изделия направлялись по адресам несуществующих фирм. А уже сегодня самым распространенным методом незаконного ввоза таможенники называют использование реквизитов реальных фирм и предприятий, то есть груз отправляется по адресам существующих организаций, однако потом выясняется, что официально заявленные конторы провозимых грузов не ждали и контрактов на их поставку не заключали.

В то же время объективные таможенники не скрывают, что напряженным остается украинско-молдавский участок границы. В течение восьми месяцев текущего года здесь выявлено 336 случаев незаконного перемещения табачных изделий на сумму более 583 тыс. грн. (Контрабандная схема в данном случае проста: сигареты вывозятся в Приднестровье, взимающее небольшие таможенные пошлины, а уже потом под видом транзитного товара либо в обход пропускных таможенных пунктов возвращаются в Украину.) Контрабандный алкоголь, а его на этом участке выявляют до 70% от всего незаконно ввезенного, попадает в страну по такой же схеме.

Кстати, в последнее время контрабандисты расширили ассортимент незаконно перемещаемых товаров: начали "работать" с сахаром и мукой. Только в первом квартале текущего года в результате оперативных таможенных мероприятий было изъято около 500 т сахара.

Итак, украинские таможенники, на практике доказавшие свою профпригодность и небывалую работоспособность, совершенно уверены, что, по большому счету, могут вступить с контрабандистами в равный бой. Правда, для этого специалистам таможни, по их же словам, не хватает главного: четкости законодательной базы (ждут принятия Таможенного кодекса) и взаимодействия с правоохранительными органами (поэтому надеются на предоставление им права на самостоятельную оперативно-розыскную деятельность).

Варяги-ворюги
Криминальные приключения иностранцев в Питере

Сейчас иностранная речь все чаще слышится на улицах, в барах и ресторанах, театрах и музеях. Даже на рынках русские лица среди продавцов встречаются нечасто. Казалось бы, радоваться надо - ведь залетные гости приносят нам деньги. Но, как выясняется, иностранцы приезжают в Питер не только отдохнуть или подзаработать - они не прочь похулиганить в Северной столице... И что любопытно, каждой национальности свойственны определенные преступления. Некоторые финны, например, занимаются контрабандой, среди вьетнамцев есть любители подделывать документы, часть африканцев слывет жуликами... Однако пальму первенства по числу правонарушителей держат граждане бывшего Союза...
Таджикские наркобароны

Полтора года назад в спецмилиции (управление в ГУВД, которое занимается преступлениями иностранных гостей и их защитой) был создан особый отдел “по разоблачению зарубежных наркоторговцев”.
Основные поставщики героина - таджики, поскольку наркотики везут из Афганистана именно через таджикскую границу. Некоторые, еще неопытные, доставляют наркотик в специальных тайниках в бензобаках грузовиков. Даже беженцы не брезгуют прихватить с собой героин - упаковывают в презерватив и глотают, а таджикские женщины прячут пакетики в интимных местах. Но серьезные дельцы за большими партиями героина отправляют курьеров - русских девочек, которые не вызывают подозрений на таможне.
- Выйти на таджиков очень трудно, - рассказывает оперативник Николай Т. - Они специализируются на крупных партиях, а дальше тянется цепочка распространителей - русских, азербайджанцев. Хотя недавно мы задержали одного таджика с очень большим грузом - 2,5 кг.
При “отлове” таджикских дельцов случаются и курьезные ситуации. У героиновых королей квартиры оснащены хорошей техникой, при входе - видеокамеры последних моделей. Как рассказал Николай, однажды, отслеживая крупного дельца, ему с товарищем пришлось прятаться за мусоропроводом, чтобы не быть замеченными. А тут уборщица подметает лестницу... Молодые люди, прижавшись друг к другу, затаились. Но, как назло, женщина завернула в закуток... И тут же выскочила, оглашая подъезд криком: “Опять голубые...” Операцию пришлось отложить.