От Офф-Топик Ответить на сообщение
К Офф-Топик Ответить по почте
Дата 30.11.2001 04:42:02 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

спецмилиция-3

В Стокгольм — на белом теплоходе обещал отправить наивных граждан человек, дважды судимый за мошенничество





Доверчивость наших соотечественников поистине достойна изумления. В камере «Крестов» сейчас ожидает суда некто Михаил Семенович Порошин. Обвиняется он в том, что за немалые деньги «трудоустраивал» людей на паром «Санкт-Петербург — Стокгольм». Прелесть этой ситуации заключается в том, что уже почти десять лет как парома этого не существует в природе. Работавшее на «шведской линии» судно «Ильич» давно продано за долги.

Когда оперативники 7-го отдела УУР ГУВД получили несколько заявлений о невыполняющем своих обещаний «благодетеле», они первым делом навели о нем справки. И убедились, что имеют дело с профессионалом-мошенником. К тому моменту Михаил Семенович уже имел две судимости и успел отсидеть 16 лет. Специализировался он именно на «трудоустройстве». Последний срок, к примеру, получил за «оформление на работу» в гостиницу «Пулковская». А выйдя на свободу в 1992 году, решил переключиться на «морскую тему».

Что касается умения очаровывать людей, тот тут Михаилу Семеновичу, похоже, равных просто не было. Одна внешность чего стоила: вальяжный, с благородной сединой, слегка полнеющий джентльмен. Ездит на красивом «БМВ», одет с иголочки, в дорогих очках и с сотовым телефоном в руке. У заднего стекла — капитанская фуражка, на плечиках в салоне — гражданская морская форма. Любил притормозить перед красивой девушкой, завести беседу. Собеседник он был остроумный и легкий, умел вовремя сделать комплимент, блеснуть эрудицией. Между прочим, сообщал, что он — немалая фигура в Балтийском морском пароходстве, является соучредителем крупной российско-шведской компании. Характерно, что за годы его «работы» подтвердить это каким-либо документом необходимости ни разу не возникло...

Разговор со случайным собеседником (а кроме девушек в машине Порошина иногда оказывались люди, которых он просто любезно соглашался подвезти) как-то невзначай заходил об обширных связях и разнообразных возможностях Михаила Семеновича. И тогда у разомлевшего от рассказов о сказочной жизни человека «сама собой» рождалась мысль самому попроситься в эту сказку.

Порошин к просьбе относился серьезно, проявлял участие. Каждому просившему предлагал работу «по душе» на борту роскошного парома — разумеется, с очень приличным жалованьем. «Устраивал» людей матросами, барменами, стюардами, горничными. Были у него «в запасе» места врача, медсестры и даже мясника. Подробно объяснял людям, какие нужны документы — характеристики, справки и прочее. Давал свой адрес, номер «трубки» и... объяснял, что для «подхода» к важным людям нужна небольшая предоплата. Цифры назывались разные — в уголовном деле фигурируют суммы от 400 до 1600 долларов, которые наши доверчивые сограждане безропотно Порошину вручали.

Дальше, естественно, начиналось то, что в блатном мире называется «динамо». Михаил Семенович звонил «осчастливленному» им клиенту и огорченно сообщал, что произошла неожиданная задержка, пока ничего не получается, но как только, так сразу... Некоторых женщин он даже навещал у них на квартирах, успокаивал как мог... Когда процесс вождения за нос затягивался и человек начинал беспокоиться, «благодетель» неожиданно исчезал из его поля зрения — на звонки не отвечал, дома не появлялся. Как выяснилось, в таких случаях Михаил Семенович «отлеживался» у своей сожительницы.

С годами число людей, жаждущих встретиться с ним и вернуть свои деньги, стало исчисляться десятками. Некоторых Порошин уже и сам, вероятно, не помнил. Правда, кое-кому удавалось «достать» его, и тогда часть денег приходилось возвращать. Но Михаил Семенович особенно не огорчался — в клиентах, судя по всему, он недостатка не испытывал. В уголовном деле фигурируют даже иногородние — к примеру, из Ленинградской и Мурманской областей.

Задержали его без особых хлопот — при получении меченых купюр от одного из заявителей. При нем нашли газовый пистолет и... удостоверение дружинника ГИБДД (которое, видимо, и помогало ему на досуге, отвлекаясь от «морской темы», «оформлять» людям водительские права). Каких-либо документов о каком-либо специальном образовании или о причастности его к БМП ни при нем, ни у него дома обнаружить не удалось.

Следствие длилось почти год. За это время начинавшие дело оперативники перешли из УУР в 10-й отдел управления спецмилиции ГУВД. В процессе следствия число вменяемых Порошину эпизодов приблизилось к пяти десяткам. Что-то он признал частично, что-то полностью. Как и во всех делах по «мошеннической» статье, главная трудность здесь — доказательство преступного умысла. «Деньги мне давали добровольно, — заявляет Порошин. — Я непременно бы их вернул». Но ответить на вопрос, зачем кормил людей несбыточными обещаниями, выдавая себя за того, кем никогда не являлся, ему пока убедительно не удается. Впрочем, чем черт не шутит — может, на суде как-нибудь вывернется. Снова появится на улицах на своем шикарном «БМВ»... Куда он тогда будет «трудоустраивать» доверчивых людей, которых у нас, оказывается, все еще немерено?

Михаил Рутман