|
От
|
Офф-Топик
|
|
К
|
Офф-Топик
|
|
Дата
|
30.11.2001 04:41:29
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
История спецмилиции-2 (Питер)
Санкт-Петербургские Ведомости No 96(2486), 30 мая 2001
--------------------------------------------------------------------------------
С "красной книжкой" _ на большую дорогу
Когда-то ушлые люди выходили на промысел с кистенем, теперь для этого достаточно фальшивого удостоверения сотрудника милиции Через границы _ к грабителям Чешский водитель-дальнобойщик Мнекота Милан от возмущения буквально трясся. Ехал он из городка Градец Кралове с грузом фотоматериалов.
В качестве экспедитора груз сопровождал русский парень, представитель солидной питерской фирмы. Четыре дня были в дороге, проехали несколько стран, вместе ели и пили. А когда прибыли в Питер, на какой-то глухой улочке экспедитор попросил Милана выйти.
Тут же подкатила легковая машина, из нее выскочили четверо парней. Сказали, что они из милиции, а потом повалили чеха на землю и стали избивать. При этом угрожали пистолетом и обещали в случае сопротивления вообще убить. Не успевшему прийти в себя Милану надвинули на глаза шапку, надели наручники и сделали в ногу какую-то инъекцию, от которой он потерял сознание.
Очнулся лишь через несколько часов, в чужой машине, откуда вскоре был высажен в совершенно незнакомом ему месте, без всяких документов.
Грузовик с прицепом и всем содержимым на сумму более полумиллиона немецких марок, разумеется, исчез.
Перед сотрудниками отдела грузоперевозок управления спецмилиции задача стояла, казалось бы, почти неразрешимая. Ни свидетелей, ни улик _ только до смерти перепуганный потерпевший, лопочущий по-чешски.
Связались с консульством Чехии, там навели справки о фирме-грузоотправителе и подтвердили: да, действительно, 28 января 1999 года указанный автомобиль с грузом фотоматериалов (предварительно, кстати, не оплаченным) выехал в Санкт-Петербург. Документы экспедитора никаких сомнений не вызвали. Оперативники попробовали найти в Питере фирму-грузополучатель, и оказалось, что таковой... нет в природе.
Пропавший грузовик "ЛиАЗ" с прицепом и чешскими номерами объявили в розыск. Его (разумеется, без груза) нашли через два дня сами же сотрудники управления, проезжавшие по Витебскому проспекту. Чисто случайно _ просто там пролегал их обычный маршрут на Московскую трассу.
Грузовик стоял на самом видном месте, в двух шагах от здания "Совтрансавто". Мимо сновали машины и ГИБДД, и патрульно-постовой службы, и "территориалов", но, несмотря на розыскную ориентировку, на этот весьма приметный объект никто внимания не обращал.
Неизвестные грабители, проявив столь вопиющую беспечность, как выяснилось, оказали милиции услугу неоценимую. При тщательном осмотре кабины были обнаружены многочисленные отпечатки пальцев. Они, как известно, сохраняются лишь около недели, и если бы автомобиль спрятали получше, поиски его наверняка бы затянулись, и этой тоненькой ниточки к тому времени, скорее всего, уже могло не быть...
Отпечатки отправили для сличения в милицейскую дактилоскопическую базу данных. И вскоре выяснилось, что принадлежат они некоему Виталию Малиновскому, 1977 года рождения, ранее судимому за грабеж и ношение холодного оружия. Через паспортный стол получили его фотографию, предъявили потерпевшему для опознания. "Он самый!" _ уверенно заявил чех.
По дороге в Питер, сообщил Милан, "экспедитор" часто звонил кудато по мобильному телефону. Оперативники "прошли" по маршруту следования грузовика Милана и, сопоставив время и место возможных звонков с базой данных телефонной сети, вычислили номер трубки Малиновского. А номер, по которому он звонил, безошибочно привел оперативников к квартире его родителей.
За квартирой установили наблюдение. Через какое-то время там появился и Малиновский. Но задерживать его смысла не имело _ в цепочке доказательств еще не хватало многих звеньев.
Виталик, сматывайся!
Кропотливая оперативная работа дала свои плоды. В один прекрасный день в руках сыщиков оказался пакет, который мать Малиновского попыталась спрятать у своей знакомой в Сертолове. В пакете лежали два удостоверения сотрудников милиции и увесистая пачка долларов. На одном удостоверении красовалась фотография Малиновского. Разумеется, фамилия в "корочках" была не его. Лицо другого "милиционера" оперативникам было неизвестно.
"Корочки" были явной липой даже на первый взгляд. Чего стоила, к примеру, несуществующая в природе должность "оперуполномоченный угрозыска УБЭП". Но на непосвященных людей, судя по всему, "документы"
производили впечатление неотразимое...
Надо сказать, что к преступлениям, совершенным мнимыми коллегами, в милиции отношение особое. Каждый такой случай тщательно анализируется, сопоставляется с аналогичными, приметы "милиционеров" рассылаются по всей России. И эта работа то и дело дает свои плоды. Так получилось и в данном случае.
Просматривая базу данных "милицейских" преступлений, сыщики из спецмилиции обратили внимание на недавнюю серию ограблений валютчиков в Петроградском районе. К людям, промышлявшим нелегальным обменом валюты, подходили двое "сотрудников милиции", отводили их в укромное место, потом надевали наручники, избивали и отнимали деньги и документы.
Один раз, правда, у них случился прокол: двое потерпевших заподозрили неладное и оказали активное сопротивление. Завязалась драка, в результате которой "милиционеры" обратились в бегство. Один из них бросился в стоящую рядом машину, но она не завелась, и ему пришлось оставить ее, скрывшись в толпе. Вызванная милиция обнаружила в машине водительские документы на имя некоего Дмитрия Львовича Гагарина, в котором потерпевшие узнали одного из "милиционеров". Оперативники, расследовавшие "чешский эпизод", показали этим людям удостоверения, найденные в Сертолове. И их подозрения подтвердились: вторым "милиционером"
оказался Малиновский.
Опознал подельников и еще один потерпевший _ водитель-экспедитор грузовика "МАЗ-54323" с прицепом, принадлежащего ЗАО "Газтехснаб Торговый дом". Судя по его заявлению, Малиновский в компании с Гагариным и несколькими неизвестными ему людьми в поселке Шушары 3 марта 1999 года (на следующий день после нападения на чеха!) уговорили его отвезти некий груз в Москву. А назавтра, когда он прибыл за грузом на улицу Софийскую, Гагарин предъявил ему милицейские "корочки" и потребовал отдать документы на машину и ключи от нее. Потом его пересадили в "восьмерку" и в течение часа катали по городу. За это время "МАЗ" бесследно исчез.
Помимо всего прочего, за лжемилиционерами, как оказалось, тянулся шлейф других прегрешений. Гагарин, к примеру, аж с 1995 года находился в розыске за квартирное мошенничество. Судя по материалам следствия, он с сообщниками продал чужую квартиру по поддельной доверенности. Малиновский же с сообщником (на тот момент неизвестным), если верить хозяйке, у которой они снимали квартиру, банальнейшим образом эту квартиру обокрали, не погнушавшись ни заварным чайником, ни комплектом постельного белья, ни вешалкой из рога лося стоимостью 150 рублей. И это как раз в тот период, когда разрабатывалась и совершалась изощренная "чешская операция", которая должна была принести сотни тысяч долларов!
Круг, однако, сужался. Оперативникам удалось вычислить квартиру, где скрывались Малиновский и Гагарин. Стандартная точечная девятиэтажка в Выборгском районе. Мощная железная дверь. По имеющейся информации, "герои" _ там. Но как их оттуда извлечь? Взлом такой двери _ дело непростое и небыстрое, действия задерживаемых в это время могут быть непредсказуемыми... Оперативники с лестничной площадки связались по мобильнику с начальником отдела Александром Ивановиче Тимошенко.
_ Стойте на месте, сейчас что-нибудь придумаем, _ сказал он.
Через несколько минут в квартире раздался телефонный звонок, потом послышался шум, топот ног. Вскоре дверь отворилась, и на пороге показались Малиновский и Гагарин с огромными баулами в руках. Разумеется, в следующую же секунду оба лежали на полу, закованные в наручники.
Как потом оказалось, Тимошенко поступил гениально просто. Он набрал номер телефона Малиновского и попросил одну из сотрудниц управления сказать в трубку единственную фразу: "Виталик, сматывайся, к вам менты выехали!" Понятное дело, в таких случаях не до объяснений. Подельники второпях похватали свои вещи и бросились к дверям...
Круг замкнулся. Вопросы остались На Захарьевской, 19, в помещении управления, задержанных развели по разным кабинетам и предъявили им часть добытых доказательств. Гагарин, при котором были найдены фальшивые милицейские "корочки", выглядел измученным _ видно, сказались несколько лет "бегов". Показания он начал давать почти сразу. Малиновский, ошеломленный выложенными на стол удостоверениями, которые он "надежно" спрятал у матери, дал показания по эпизоду с чехом. (Впоследствии, правда, он от них отказался _ мол, свидетелей нет, докажите, если сможете...) Картина похождений лжемилиционеров, таким образом, приобретала вполне конкретные очертания. Тем не менее вопросов было еще предостаточно. К примеру, оставался неизвестным владелец второго "сертоловского" удостоверения. Но на одном из обысков в числе прочих документов оперативники обнаружили доверенность на вождение машины, выписанную на некоего Владимира Владимировича Конюхова. Подняли картотеку паспортной службы, взглянули на фотографию _ точно он.
Конюхов оказался жителем Волхова. Оперативники связались с тамошним УБОПом, и выяснилось, что борцам с организованной преступностью этот человек прекрасно знаком. До недавнего времени, по их сведениям, был он "бригадиром" одной из местных преступных группировок, но потом его разжаловали за пристрастие к наркотикам. На тот момент Конюхов уже находился на подписке о невыезде, обвиняемый в разбое и вымогательстве. С сотрудниками УБОПа он предпочитал не ссориться и послушно являлся на беседы. Пригласив его в очередной раз, волховские милиционеры позвонили в Питер: "Приезжайте, клиент на месте".
Пока машина с оперативниками неслась в Волхов, Конюхова "занимали" разговорами. А когда в кабинет вошли незнакомые люди и сказали: "Володя у вас? Мы его забираем с собой", _ он ничего не понял и послушно сел в машину. По пути, поняв, куда и зачем его везут, Конюхов начал "изливать душу". Поведал и о том, как, используя фальшивые "корочки", они с Малиновским грабили и избивали валютчиков. И о том, как обчистили квартиру доверчивой хозяйки (вот он, ранее неизвестный сообщник!) и даже наговорили по ее телефону больше чем на тысячу рублей с разными городами и странами.
Стал известен оперативникам и новый эпизод _ осенью 1998 года задержанный в компании с друзьями умыкнул у некоего гражданина автомобиль "Мерседес-280 SE" под предлогом ремонта. Подельником Конюхова тогда был его земляк Александр Котов. Вскоре арестовали и его. Милицейских "корочек", у него, правда, не нашли, зато обнаружили фальшивый паспорт на чужое имя, которым он, как стало известно следствию, с успехом пользовался _ то снимая квартиру, то предъявляя его сотрудникам ГИБДД, останавливавшим его "Мерседес" за нарушение правил дорожного движения.
Последним был арестован обвиняемый в изготовлении фальшивых "корочек" Владимир Гольдберг. Тихий, мирный человек, увидев настоящих милиционеров, он сразу же поспешил во всем сознаться. На своем "рабочем месте" в помещении дома на Казанской, и расположенном в подвале этого же здания компьютерном клубе продемонстрировал применяемую аппаратуру, подробно рассказал о технологии подделок. Оказалось, что он может изготовить не только милицейские "корочки", но, к примеру, печати, вузовский диплом, аттестат об окончании средней школы и даже табель успеваемости. Не отрицает Гольдберг, что именно он изготовил Малиновскому фальшивый загранпаспорт, с которым тот предпринял то самое путешествие в Чехию...
Сегодня следствие закончено, "герои" ожидают суда. Увы, история с разграбленной чешской машиной, давшая толчок этому делу, так до конца и не прояснилась. Ни о заказчиках, ни о сообщниках Малиновский не говорит ни слова. Груз же как в воду канул. Все попытки найти его след в сети торговли фотоматериалами или фотолабораториях успехом не увенчались. Либо украденное очень грамотно легализовали, либо... его вообще не было. Такое тоже возможно _ ведь фирма-грузоотправитель получила за пропавший груз страховку. Не исключено, что машина везла лишь красиво оформленную "куклу", ограбление было инсценировкой, авторы которой и поделили с исполнителями компенсацию "ущерба".
Михаил РУТМАН