|
От
|
Алекс Антонов
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
25.11.2001 23:53:55
|
|
Рубрики
|
WWII; 1941;
|
|
Иссерсон. Цитаты с четырех сайтов. Правда и мифы на все вкусы.
[...]
ИССЕРСОН Георгий Самойлович, прапорщик, летом 1918 добровольно вступил в РККА, крупнейший военный спец-теоретик, работал вместе с Тухачевским. Перед войной нач. кафедры оперативного искусства Академии Генштаба, один из ведущих участников разработки теории современного ведения войны(после ареста Тухачевского эту теорию объявили вредительской). Арестован летом 1941 после того, как он отверг план, который ему показал Сталин. 10-летний срок отбывал в лагерях в основном на общих работах. В начале 50-х отбывал ссылку в Мотыгино КК. Остался сталинистом.
[...]
О Г. С. Иссерсоне "Российско-еврейская энциклопедия" сообщает: сын врача, петербургский студент, окончил школу прапорщиков, быстро выдвинулся в Красной армии, к началу 30-х годов - начальник оперативного отдела штаба Ленинградского военного округа. Он был назначен (будучи уже опытным педагогом) преподавателем и начальником оперативного факультета при Академии РККА им. М. В. Фрунзе, когда в 1931 г. был создан этот факультет. В 1932 г. им был опубликован ставший популярным труд "Эволюция оперативного искусства" (там, в частности, рассматривались проблемы теории глубоких операций, впервые выдвинутой в 1929 г. начальником оперативного управления штаба РККА В. К. Триандафилловым).
В 1935 г. немецкий журнал "Милитер Вохенблатт" в статье "Современный Чингисхан" упомянул эту книгу Иссерсона, указывая на новизну изложенных там идей.
На состоявшихся в первой половине сентября 1936 г. восточнее Минска больших двусторонних оперативно-тактических маневрах войск Белорусского военного округа под руководством И. П. Уборевича комбриг Г. С. Иссерсон командовал 4-й стрелковой дивизией.
Когда в 1936 г. была воссоздана Академия Генерального штаба, Иссерсон возглавил ведущую кафедру - кафедру армейских операций (переименованную позднее в кафедру оперативного искусства). В этой должности в декабре 1939 г. он был командирован на советско - финляндский фронт, где возглавил штаб 7-й армии (командарм - К. А. Мерецков), получив звание комдива.
С. М. Штеменко вспоминал его так: "Строгими по тону, я бы сказал... "академичными", но ... глубокими, содержательными были лекции Г. С. Иссерсона по оперативному искусству и стратегии".
М. В. Захаров и Л. М. Сандалов, как и авторы труда "Академия Генерального штаба" (1976 г.), в своих воспоминаниях учтивы по отношению к Г. С. Иссерсону.
После опубликования "Новых форм борьбы" Иссерсон был понижен в звании до полковника и уволен из армии. В начале июля 1941 г. Иссерсона арестовали по обвинению в оскорбительных отзывах о верховном командовании (он говорил, что если бы учли хоть часть его рекомендаций, немцы не продвинулись бы дальше Минска) и приговорили к 10-летнему заключению, после которого он 4 года провел в ссылке.
Зная, какое отношение культивировалось (до времени - "закулисно") тогдашними "высшими сферами" к евреям и естественным для них настроениям, нетрудно представить себе мотивы пренебрежения мнением Иссерсона.
[...]
В чьих руках находилась оборона страны пред грозными 1941-1945 годами? В наркомате обороны главное управление мобилизации возглавлял Казанский. Начальником военно-инженерного управления в 1940-1941 годах состоял Котляр, а военно-воздушными силами в 1937-1940 годах командовал Смушкевич. Любович стоял во главе военной связи, а Семен Урицкий - военно-разведывательного управления. Шефом военно-химического управления был Фишман. Кадрами заведовал Фельдман, а финансами - Ашлей. Роговский заправлял военно-хозяйственным управлением. Ведущее управление Генштаба - оперативное - находилось под контролем Белицкого, а первый отдел этого управления - Иссерсона. Жестокого притеснителя и карателя тамбовских крестьян и донских казаков Иону Якира бросали командовать то Крымским, то Украинским военными округами, Лашевича - Сибирским, Гордона - Туркестанским, Самуила Медведовского - Приволжским, Семена Туровского и Аскольдова - Харьковским, Давидовского - Забайкальским, Бориса Абрамовича Бреслава - Московским, Аронштама - Белорусским, Шифреса - Северо-Кавказским, Ланда - Киевским, Соломона Могилевского - внутренними и пограничными войсками Закавказской федерации. Для Штерна была воздвигнута привилегированная должность - "особо-уполномоченный" наркомата. Затем он командовал 1-й отдельной краснознаменной армией, восьмой армией и Дальневосточным фронтом (1938-1940 годы). В 1941 году ему доверили главное управление противовоздушной обороны,
Политическое управление красной армии находилось в руках Гамарника. В его помощниках ходили Озол и Булин. Ведущие сектора возглавляли Россет, Раскин, Райхман, Блументаль, Рейзан, Кацнельсон. В политотделах орудовали: Дальневосточной армии - Аронштам, Украинского военного округа - Амелин, Приволжского - Мезин, Северо-Кавказского - Шифрис, Черноморского флота - Гутин, Балтийского - Рабинович.
И ныне каждый вдумчивый россиянин задает себе вопрос: разве можно было выиграть войну, названную Отечественной, в условиях безродного, интернационального командования красной армией? Нет, нельзя было!
[...]
Ан и пьяным, ан и без шинелей - не поддается финская оборона, хоть ты лопни. Противоборствуют финны усилиям наркома преподнести Сталину подарок к юбилею. Не удалось и к 21 декабря пробить путь на Хельсинки, как ни старались. Но если Финляндия не разгромлена ни в две, ни в три недели - кто-то ведь в срыве кремлевских боевых планов виноват? И уж, конечно, не московские стратеги. Виновных находят быстро - среди командного состава действующей армии. Лишают званий комдивов А.Соколова, Г.Иссерсона, И.Хабарова, комкора М.Духанова. Назначаются новые командиры, и среди них к слову, В.Чуйков - тот, что потом прославился под Сталинградом. В лесах же Карелии ни ему, ни кому другому прославиться не удалось.