От Никл Ответить на сообщение
К Игорь Островский Ответить по почте
Дата 26.11.2001 10:43:19 Найти в дереве
Рубрики WWII; Суворов (В.Резун); Версия для печати

RE:

Приветствую!

>Нетрудно заметить, что ключевую роль в этих рассуждениях играет понятие превентивности. Поэтому будет разумным рассмотреть это понятие поподробнее. Для простоты рассуждений редуцируем антураж до минимума. Допустим, некто, назовём его А, обитает с семейством под неким баобабом.. Под соседними баобабами обитают коллеги по несчастью Б, В, Г, Д... .

Некто А, к слову, отличался скверным характером - бил собственных жену и детей. Несколько раз случалось, что и убивал. Жена А, однако, была плодовита, брюхатела каждый год и часто разрешалась от бремени двойняшками и тройняшками.
Коллеги его - Б, В, Г, Д... ангельским моральным обликом также не отличались, но до избиений и убийств собственных отпрысков не доходили. Поэтому все вместе А они не любили - не звали на охоту, не приглашали на традиционные праздники...
Однажды, после того, как А демонстративно плюнул в общий котел своих соседей на очередном сабантуе, терпение коллег Б, В, Г, Д... иссякло. Самый уважаемый из них (некто О, живущий под своим баобабом на отдельном островке), напомнив присутствующим, что в свое время А заявил, что не будет возвращать взятую его покойным отцом у них в долг партию обезьянего хлеба, призвал всех остальных разобраться с А. Иными словами - отправить его к праотцам и, тем самым, осчастливить его семейство, да и освободить себя от диких криков избиваемых днями и ночами младенцев.
Как обычно, вопрос поставили на голосование. И, как обычно, в результате порешили отсрочить. Не в смысле, что дали А некоторое время на попытку исправиться. А в смысле - сабантуй был удачным, коллеги сыты и пьяны, поэтому излишне миролюбивы. Решили заняться этим попозже. Пока, в смысле, других дел хватает. Но от затеи в целом не отказались.

А сначала бросился лихорадочно укреплять свое жилище - вырыл ров вокруг баобаба, стал строить высоченный забор из его кореньев и веток...
Однако, лишившись большинства веток и корней, да и из-за рва, баобаб начал подсыхать, стал приносить меньше плодов. Семейство А стало роптать - глава семьи вместо того, чтобы ходить на мамонта и кормить семью, всеми днями строил свой забор, портя баобаб и лишая их даже вегетарианской пищи.
А, конечно, быстро подавил нарождающееся недовольство - избиения продолжились. Но задумался...
И в один прекрасный день А понял, что все его оборонительные ухищрения не спасут его от совместного нападения всех соседей одновременно: каким бы глубоким не был ров (а забор - высоким). Их (соседей) все равно больше и никакие ров с забором их не остановят.
И А решил изменить тактику - он закопал ров (баобаб снова стал плодоносить и на нем стали расти новые ветки). Стал немного лучше кормить семейство и изменил методу воспитания детей - перестал бить их при свидетелях, а проводил экзекуции в специально вырытой для этих целей яме, перед избиением разделяя парочку своих рабочих осла и ослицу, дабы ослиные любовные крики заглушали вопли избиваемого члена семейства.
Вместе с этим А помылся - впервые со дня рождения, заплел по последней моде 126 косичек, сделал красивую татуировку. Стал оказывать знаки внимания женам своих соседей (естественно, в отсутствии мужей последних), одновременно нахваливая женам их мужей. Умиленные таким вниманием женушки коллег не замечали, что А подбрасывает в это время камни в их варево...
Кричащему потом на жену коллегу В (или Д), сломавшему за обедом зуб, А нашептывал на ухо, что "лично видел, как этот камень бросила жена Е (или З)"...
Выбрал среди соседей самого неуспевающего и наиболее униженного (некоего Г, которого все остальные соседи заставили таки отдавать большую часть урожая баобаба в счет долга его покойного отца). Стал расхваливать того, подарил ему новую дубину для охоты.
Иногда А давал Г часть урожая своего баобаба для возвращения тем долгов остальным соседям. Но каждый раз, делая это, намекал тому, что долги (тем более не свои собственные, а отца) можно и не отдавать. Приводил ему в качестве примера себя. Ведь не отдает. И ничего.
Нельзя сказать, что "...и однажды убедил" - Г и сам непрочь был не платить долги, да все как-то смелости не хватало...
В общем, момент такой настал. Г отказался платить.
А заодно потребовал у Б вернуть ему часть его территории на основании того, что дочь Г в свое время сожительствовала с сыном Б и в результате этого появились отпрыски - "ГэБэнята". Молодые потом разошлись, дочь Г вернулась к отцу, а вот ГэБэнята ее остались жить под баобабом Б. Да и называли их в том семействе почему-то "БэГэнятами", что Г оскорбляло...
Словом, события начались.

>Коллега Г за отчётный период успел отправить на тот свет коллег Б и В. И нет основаной думать, что он на этом остановится. Следовательно А начинает смутно догадываться, что рано или поздно дело может дойти и до него. Поскольку у него нет ещё желания отправится к праотцам, то он начинает строить какие-то планы, возможно оборонительного, возможно наступательного характера. При этом он не считает, что делает что-то нехорошее: в конце концов, право на самооборону включает и право превентивного удара. Однако коллега Г имеет на этот счёт своё собственное мнение. Он понимает, что А, не будучи идиотом, догадывается о грозящей ему опасности и, не собираясь сидеть и дожидаться смерти, наверняка замышляет что-то. А раз А замышляет что-то, то, следовательно представляет для Г опасность. Поэтому Г вправе упредить эту опасность и нанести по А, в свою очередь, пре-превентивный удар. Но и А, предвидя такой ход событий, понимает, что у него нет другого выхода, кроме как опередить Г и подготовить пре-пре-превентивный удар. Коллега Г, опять таки, видит единственное спасение в пре-пре-пре-превентивном нападении, на что А может ответить только... и т.д. и т.п.
>Теперь представим, что коллега А всё же решился, один или в дружеской компаниии, предупредить неизбежное, - подстерёг коллегу Г где-нибудь на водопое и «обезопасил» его на вечные времена. Наблюдатель, видевший только эту последнюю сцену, решит, что стал свидетелем подлого убийства. Но тот, кто лучше знаком с ситуацией и учитывает предысторию вопроса, скажет, наверняка, что коллега Г получил по заслугам и что у коллеги А, собственно, не было другого выхода.

А тот, кто знает всю эту "выдуманную" историю, скажет немного иначе.

Итак, абсолютно согласен с Вами, что:
>Из вышесказанного очевидно следует, что мы можем придти к различным выводам, в зависимости от того, рассматриваем мы всю цепочку событий или только часть её.
>Также очевидно, что мы можем манипулировать выводом, подобрав для рассмотрения нужную нам часть цепочки.
Что мы с Вами оба и сделали:-)
Так что все зависит от "пристрастности":-)

>И наконец, очевидно, что понятие превентивности само по себе в сколько-нибудь сложных случаях практически бесполезно при анализе ситуации.
И здесь абсолютно согласен.

В любом случае, у А было большее моральное право на "пре-пре...превентивность", чем у Г.
Ведь в самом начале ВСЕ ополчились ИМЕННО на А. А уж потом на Г...

Поэтому еще раз соглашусь с Вами - в конкретном случае с СССР Ваша фраза (в постинге ниже http://vif2ne.ru/nvk/forum/0/co/191164.htm ) абсолютно верна:
>Тут у меня на первом плане соображения практической целесообразности - в смысле безопасности и самого выживания СССР.

Извиняюсь за "плагиат стиля".
И прошу обратить внимание - я ВО ВСЕМ с Вами согласен:-)

Всех благ