От Вад Ответить на сообщение
К Е. Мясников Ответить по почте
Дата 26.11.2001 15:45:46 Найти в дереве
Рубрики Современность; Флот; Версия для печати

Подборка по последним событиям с Новиком


Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь»
Достройка головного многоцелевого корабля «Новик» остановлена из-за отсутствия средств у Минобороны — губернатор Егоров

Достройка головного многоцелевого корабля «Новик» остановлена по решению главкома ВМФ из-за отсутствия средств у Минобороны, заявил 26 октября губернатор Калининградской области Владимир Егоров.

По его мнению, «скорее всего, средства будут выделяться на достройку другого проекта 11540, который готов на 75%». На достройку «Новика», по словам губернатора, требуется 7,6 млрд. руб.

«Проект 11540 типа «Корсар» дешевле. За 3-4 года, получая по 300-400 млн. руб., его можно будет сдать. Нам принципиально важно сохранить оборонный заказ на заводе «Янтарь», где строятся эти корабли», — сказал В. Егоров.

Закладка головного корабля проекта 12441 «Новик» осуществлена на ПСЗ «Янтарь» 25 июля 1997 года. По программе вооружения на 2001-2010 годы завершение строительства предусматривалось в 2005 году.

С момента утверждения заказа общие финансовые затраты на разработку проекта составили 3,4 млрд. руб.

Как сообщили на ПСЗ «Янтарь», заводом приобретен весь металл для прочного корпуса, оплачена поставка 40 т специального сплава АБ-1 и АБ-2, а так же литые конструкции корабля. Металл прошел полный цикл предварительной обработки и находится в производстве. Из 136 секций прочного корпуса в изготовлении находится 96. К концу года запланирована сборка третьего (последнего) блока прочного корпуса корабля.

Фактические затраты ОАО ПСЗ «Янтарь» на строительство головного корабля с 1996 года составили 171 млн. 742 тыс. руб. «Принятие решения о прекращении разработки проекта является признанием бесцельности понесенных финансовых и интеллектуальных затрат», — сказал гендиректор «Янтаря» Николай Волов. Он отметил, что «остановка проекта отодвинет возможность введения в боевой состав ВМФ новых высокоэффективных многоцелевых кораблей на срок до 5 лет».

Н. Волов сообщил, что «проект 12441 «Новик» имеет высокую степень насыщения системами корабельного вооружения и радиотехнических комплексов нового поколения. Предусматривалось, что отработанные на нем технические решения будут применяться при проектировании кораблей большого и малого водоизмещения». «Новик», таким образом, становился базовым для отработки целого комплекса перспективных кораблей для ВМФ», — подчеркнул Н. Волов.

По мнению гендиректора, «вопрос о достройке «Новика» будет решаться на уровне правительства».

ПСЗ «Янтарь» специализируется на строительстве и ремонте надводных кораблей среднего водоизмещения. 51% акций ОАО ПСЗ «Янтарь» принадлежат государству.

(Интерфакс, 26.10.01г.)

Губернатор Калининградской области выступит на заседании военного совета Балтийского флота

Итоги боевой подготовки Балтийского флота в 2000-2001 учебном году будут подведены 30 октября на заседании военного совета БФ, сообщили в штабе Балтфлота. Здесь подчеркнули также, что военный совет рассмотрит ряд важных вопросов, связанных с жизнью и деятельностью флота на перспективу, в том числе — планы сотрудничества с администрациями Калининградской области и районов региона.

По этой проблеме, в частности, выступит губернатор области адмирал Владимир Егоров, который является членом военного совета Балтфлота, а ранее являлся командующим БФ. Как утверждают источники в областной администрации, В. Егоров намерен подробно проанализировать проблему востребованности вооруженными силами и, в частности, флотом оборонных предприятий региона. Так, он планирует высказать свою тревогу за будущее Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь». По данным, которыми располагает областное руководство, есть планы прекратить строительство на этом заводе кораблей для Военно-морского флота. В частности, утверждает В. Егоров, по финансовым соображениям главнокомандующий ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов уже принял решение прекратить строительство на «Янтаре» новейшего сторожевого корабля «Новик».

По данным, полученным на «Янтаре», головной корабль этой серии для ВМФ был заложен в июле 1997 года. Этот многоцелевой сторожевой корабль (СКР) на флоте успели окрестить кораблем XXI века. СКР длиной свыше 100 метров и водоизмещением около 3 тыс. тонн должен был иметь и газотурбинные, и дизельные двигательные установки, принимать на борт вертолеты всех модификаций. Сдача первого «Новика» Балтийскому флоту планировалась на конец 2001 года. Ожидалось, что он станет основным надводным кораблем обновленного ВМФ. Однако стоимость строительства, которая составляет около 8 млрд. рублей, ВМФ оказалась «не по карману».

В. Егоров убежден, что «Янтарь», потеряв оборонный заказ, не пропадет. На предприятии есть необходимый задел по продукции гражданского назначения, есть связи и репутация, позволяющие пополнить портфель заказов. Однако глава администрации Калининградской области не уверен, что прекращение сотрудничества ВМФ с «Янтарем» будет полезным для российского военного флота.

(Интерфакс-АВН, 26.10.01г.)

«Новик» списан в утиль
(Страна лишилась первого корабля XXI века)

Сенсационное заявление на пресс-конференции в Калининграде сделал губернатор Владимир Егоров. Он сообщил, что на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» прекращено производство нового многоцелевого сторожевого корабля (СКР) «Новик». Такое решение, по словам главы администрации области, принято главнокомандующим ВМФ адмиралом флота Владимиром Куроедовым. Причиной этого стала дороговизна проекта. «Стоимость в 7,9 млрд. рублей является неподъемной», — считает губернатор.

СКР строится на «Янтаре» с 1997 года, то есть с того времени, когда адмирал Владимир Егоров командовал Балтийским флотом. И как раз в нынешнем году он должен был войти в строй и стать первым российским кораблем XXI века.

Не случайно и имя получил соответствующее. В XVI-XVII веках новиками называли молодых дворян, впервые поступающих на службу. Российская история оставила нам три корабля с таким именем, которое передалось как бы по наследству.

Предпоследний «Новик», сошедший со стапелей Путиловского завода в 1910 году, положил начало серии эскадренных миноносцев, признанных одними из лучших в первой мировой войне. Достигал скорости в 37 узлов. Прослужил на Балтике более тридцати лет. Погиб в августе 1941 года, подорвавшись на немецкой мине.

Четвертый «Новик» попадет под огонь автогенов еще на стапеле. Автору этих строк довелось побывать на «Янтаре» в день закладки там первого корабля в новой России. Поэтому мероприятие, как полагается в таких случаях, было обставлено очень торжественно. Главный конструктор Центрального морского конструкторского бюро «Алмаз» Алексей Шляхтенко рассказал мне тогда, что проектирование СКР велось 11 лет. Его водоизмещение около 3000 тонн и длина 110 метров. Он должен был комплектоваться исключительно российской техникой (в частности, газотурбинные установки для ВМФ СССР выпускались только на Украине).

Но финансирование заказа велось крайне неритмично. Как следствие, постоянно переносились сроки ввода «Новика» в строй. К середине 2000 года калининградским корабелам удалось смонтировать только одну корпусную секцию.

Но столь трагичного конца для этого проекта коллектив «Янтаря» не ожидал еще несколько месяцев назад. В феврале Владимир Егоров объявил, что для продолжения в 2001 году работ на «Новике» государство выделяет 90 млн. рублей. Как сказал тогда адмирал-губернатор, со времени закладки это, по существу, первые серьезные ассигнования на строительство нового СКР.

Самому же главе администрации Калининградской области и пришлось извещать общественность о кончине российского корабля, производство которого он обещал взять под собственный контроль. Закладная доска с выбитыми словами: «Многоцелевой сторожевой корабль «Новик», Российская Федерация» — уже никогда не станет частью флотской истории, а пойдет на металлолом.

(Новые Известия, 30.10.01г.)

Тендер-невидимка

В пресс-центре ВМФ отказались прокомментировать заявление губернатора Владимира Егорова о прекращении строительства СКР «Новик», ссылаясь на отсутствие информации. В неофициальных же беседах российские адмиралы говорили о том, что их начальник — главком Владимир Куроедов решил сосредоточить все возможные финансовые ресурсы на производстве корветов по технологии «стелс», выпуск которых планируется начать на петербургском заводе «Северная верфь». В январе нынешнего года, находясь на предприятии вместе с премьер-министром Михаилом Касьяновым, он предложил разместить здесь к концу 2001 г. заказ на строительство серии кораблей нового класса. Своим заявлением он сорвал аплодисменты рабочих. Правда, в Белом доме адмиралу «строго указали» за столь щедрые громогласные обещания. Но тем не менее тендер по «невидимкам» выигрывает питерский завод. Наши источники в правительстве связывают эту победу в первую очередь с активной лоббистской деятельностью на всех уровнях Б. Кузыка, главы холдинга «Новые программы и концепции» (НПК), в который входит «Северная верфь». Хотя до сих пор командование ВМФ официально не объявляло, где станут производиться корветы, еще в июне на Петербургском экономическом форуме руководитель НПК сообщил, что подготовка нового проекта профинансирована на 3,2 млн. долларов и ведутся переговоры с субподрядчиками.

Вряд ли «Северной верфи» удастся добиться от ВМФ заказа сразу на 10 новых кораблей каждый стоимостью 120-150 млн. долларов. Но формирование «бюджетной базы» для закупки нескольких корветов уже идет полным ходом. Как сказал один из высокопоставленных чинов Главного штаба ВМФ, именно поэтому флот избавляется от всех других «затратных проектов», чтобы сосредоточиться на «невидимках».

24 октября ПСЗ «Янтарь» должен был посетить премьер Михаил Касьянов. Поездка на завод, как говорят в администрации Калининградской области, была отложена именно из-за прекращения работ на «Новике». «Приедет он тогда, когда страсти поутихнут», — прогнозирует наш источник. В качестве откупного «Янтарю» обещают дать деньги на достройку СКР «Неустрашимый».

Сейчас его готовность составляет почти 80%. Правительство готово выделить недостающие 1,2 млрд. рублей. Правда, в течение предстоящих... трех-четырех лет.

(Новые Известия, 30.10.01г.)

Строительство сторожевого корабля «Новик» для ВМФ будет продолжено

Заместитель полномочного представителя президента РФ по Северо-Западному федеральному округу (СЗФО) в Калининградской области Андрей Степанов посетил 1 ноября Балтийскую военно-морскую базу.
А. Степанов ознакомился с объектами Балтийской ВМБ, особенностями базирования здесь кораблей и частей.

На пресс-конференции, проведенной совместно с командующим Балтийским флотом вице-адмиралом Владимиром Валуевым, заместитель полпреда дезавуировал заявление губернатора Калининградской области о том, что Военно-морской флот прекращает строительство новейшего многоцелевого сторожевого корабля типа «Новик». По словам А. Степанова, положение со строительством «Новика» на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» остается прежним. «Государство его финансирует, деньги идут», — заявил заместитель полпреда.

А. Степанов подчеркнул, что никакого решения, кроме устного распоряжения главнокомандующего ВМФ адмирала флота Владимира Куроедова о передаче заказа на строительство «Новика» на предприятие «Северная верфь» (Санкт-Петербург), пока нет. Как сообщил А. Степанов, 1 ноября «с министром обороны Сергеем Ивановым встречается полномочный представитель президента РФ по СЗФО Виктор Черкесов, который, в том числе, обсудит и вопрос о дальнейшей судьбе «Новика».

Головной корабль типа «Новик» для ВМФ был заложен на «Янтаре» в июле 1997 года. Этот корабль на флоте успели окрестить кораблем XXI века. СКР длиной свыше 100 метров и водоизмещением около 3 тыс. тонн должен иметь и газотурбинные, и дизельные двигательные установки, принимать на борт вертолеты всех модификаций. Сдача первого «Новика» Балтийскому флоту планировалась на конец 2001 года, однако строительство по финансовым, прежде всего, обстоятельствам затягивается. Стоимость строительства составляет около 8 млрд. рублей.

(Интерфакс-АВН, 01.11.01г.)

«Янтарь» строит корабль-невидимку

Гендиректор завода Н. Волов стремится довести долю военных заказов до 70%.

— Николай Федорович, что представляет собой «Янтарь» сегодня?

— Открытое акционерное общество завод «Янтарь» объединяет 10 дочерних компаний и занимается судостроением, судоремонтом и машиностроением. Достаточно гибкая структура предприятия позволяет принимать заказы разного объема — от крупных до мелких и оставаться на плаву даже в сложных финансовых ситуациях.

Производственные мощности мы не утратили: станочный парк, стапельное оснащение, оснастка, стендовое оборудование. Только по этим показателям завод может считаться ведущим судостроительным и судоремонтным предприятием Калининградского региона и России в целом. У нас есть уникальные стенды по испытанию комплексов судовой автоматики, навигационного оборудования и радиосвязи, электростанций по имитации силовых нагрузок. Мы все сохранили и готовы выполнять самые сложные заказы на высочайшем уровне. Сохранили и профессиональные кадры, хотя в годы кризиса многие хорошие специалисты ушли с завода. Но основной костяк остался. Потенциал завода громадный, но сегодня он полностью не задействован. Для сравнения: в 1993 году мы выпустили 22 судна и корабля различного водоизмещения, в прошлом году построили 8.

— А для военных и того меньше?

— Соотношение военного и гражданского судостроения на «Янтаре» до середины 90-х годов было соответственно 9 к 10. Военное судостроение всегда было основной специализацией завода «Янтарь». После 1993 года военное судостроение из-за дефицита финансирования на «Янтаре» практически прекращено. Сегодня военное судостроение на верфи составляет 18% от общего. Это уже значительный прогресс. Государство начинает осознавать, что отечественный Военно-морской флот крайне нуждается в обновлении, он устарел настолько, что под угрозу поставлена безопасность государства. Главком ВМФ Владимир Куроедов заявил, что до 2005 года запланировано строительство головных заказов, а затем серийных кораблей. Будем строить универсальные надводные корабли, оснащенные автоматизированными системами обороны и разведывательными ударными комплексами.

— В том числе такие, как новейший сторожевой корабль «Новик»?

— «Новик» — это корабль, вобравший в себя последние новинки российской военной науки и техники. Если ранее «Янтарь» получал комплектующие, оборудование, оружие из Армении, Грузии, Украины и других республик СССР (у завода были сотни контрагентов), то сегодня все — от разработки идеи до ее материального воплощения — делается в отечественных КБ и на заводах. «Новик» будет полигоном для обкатки 30 новейших разработок. Корабль обладает достаточными средствами дальнего обнаружения противника и средствами уничтожения всех типов целей на дальних и ближних подступах. «Новик» будет оснащен защитой от обнаружения РЛС противника, созданной по технологии «Стелс».

— Позволят ли финансы?

— Проблема государственного финансирования сложная, но в настоящее время уже решаемая. Правда, подход к финансовым вливаниям претерпел большие изменения. В советские времена денег не считали: при запуске новой серии военных кораблей строительство головного заказа и следующих единиц шло параллельно. Это, естественно, приводило, к большим издержкам. В настоящее время российские верфи взяли на вооружение опыт американцев: сначала обкатка головного заказа «от» и «до». Если он удачный — то запуск серии. А это позволяет экономить значительные средства.

— Что можно сказать о перспективах военного судостроения на «Янтаре»?

— Полагаю, что оно все-таки будет постепенно наращиваться и достигнет оптимального для завода уровня — в 70%. Еще недавно мы мечтали хотя бы о 25%. По сути своей военный корабль резко отличается даже от самого сложного гражданского судна. Это сложнейший комплекс. Значительная доля заказа приходится на вооружение и технические средства, которые в общем-то и делают корабль боевым. Это труд тысяч людей. Раньше при закладке военного заказа на закладной доске писали «Народы Советского Союза заложили этот корабль». Теперь пишем: «Народы России». И это не для красного словца — так оно и есть.

— Все ли удовлетворяет вас сегодня на стапелях «Янтаря»?

— К сожалению, нет. Беспокоят сторожевики «Ярослав Мудрый» и «Туман». Эти корабли строились в годы так называемых реформ и до сих пор находятся в «подвешенном» состоянии. Строительство прекращено, их судьба пока неясна. «Ярослав Мудрый» имеет готовность 75%. Завод на консервацию корабля расходует значительные средства. Меньше расходов на «Туман», но уже приходится спасать корпус этого сторожевика от коррозии. Может быть, «Туман» в конечном итоге отправят в разделку на металлолом. Правда, есть надежда, что «Рособоронэкспорт» сумеет продать иностранцам эти два корабля.

— Проходил ли завод процедуры сертификации?

— Мы работаем с норвежским и французским классификационными обществами (бюро Veritas), германским и английским Ллойдом, норвежским Ship control, речным регистром. Вопросов к нам с их стороны нет. Более того, недавно у нас был директор бюро Veritas из Хельсинки по Северо-Западному региону и странам Балтии. Он осмотрел завод, подтвердил серьезное отношение к нашему предприятию. Высокую оценку «Янтарю» дал и директор Норвежского бюро Veritas. Иностранные эксперты работают с нами постоянно и контролируют постройку заказов от начала до конца. За четыре года работы с иностранными заказчиками у нас не было ни одной рекламации. То, что европейские судовладельцы стабильно размещают у нас заказы, работают на долгосрочной основе, говорит само за себя.

— Отдаленность Калининграда от России создает для завода трудности?

— Проблемы в нашем регионе, пожалуй, как и у всех, но есть и преимущества, каких нет ни у кого в России. Это особая экономическая зона, близость европейских партнеров. Нет проблем и с доставкой оборудования, вооружения и военной техники из России. Существует межправительственное соглашение, по которому военные грузы перевозятся в Калининградскую область через государственные границы.

— Охарактеризуйте финансовую ситуацию, в которой находится ваше предприятие?

— На последнем собрании акционеров аудитор доложил, что финансовое состояние завода еще неудовлетворительное. Однако зафиксирован резкий рост объемов производства (до 50% в год), подписано мировое соглашение с главным кредитором завода — Внешторгбанком, готовится план реструктуризации бюджетных долгов, накопленных в период кризисного управления в 1994-1997 годах. Убедили и акционеров, и держателя контрольного пакета акций — Госкомимущество, что система способна к воспроизводству. Абсолютно беспристрастный аудитор даже высказался о заводе в совсем несвойственном для него ключе: «Эта верфь — национальное достояние, и ее нужно беречь».

— 51 процент акций «Янтаря» находится в руках государства, помогает ли это развитию предприятия?

— Я считаю, да. То, что контрольный пакет акций завода находился у государства, не позволило в годы перестройки «раздергать» завод, придало стабильность нашим основным фондам. Мы их не раздали, не растеряли, не подарили. В настоящее время и для коммерческого, и для военного судостроения ценность «Янтаря» как раз в том и состоит, что он имеет одного крупного акционера, а не множество мелких, которые зачастую не ведают, что творят.

Стратегический акционер вносит стабильность и в систему госзаказов, поскольку государство должно работать с теми предприятиями, где оно контролирует ситуацию. Для коммерческого судостроения присутствие такого акционера имеет и плюсы, и минусы. Иностранные партнеры не очень доверяют нашему государству, но то, что оно совладелец «Янтаря», дает им определенные гарантии.

Как и политические гарантии губернатора. Если бы этого не было, я думаю, сейчас на территории завода было бы множество «мелких княжеств». Кто-то бы делал мыло, кто-то бы отхватил кусочек для маленького порта. А мы сегодня строим корабли. Это главное.

(Независимое военное обозрение, 02-15.11.01г