>День добрый.
>Ну наконец то! А я то уж думаю: как это Вы от таких тем в стороне остаетесь?
>Возможно я и погорячился тут с хватанием Фридриха. В семилетнюю войну случаев пленения армий, насколько помню, было два: Пирна и Клостер-Цевен. Но это собственно не связано с поражением - это Вы верно подметили. Но в целом от своего тезиса о медленноходности русской армии на театре и в сущности не такой уж большой опасности для Фридриха даже полного поражения от нее (все равно не знают что делать после победы) - не откажусь. А что до преследования - то ведь шведов после Полтавы весьма энергично гнали и в итоге Переволочной все дело кончилось. А это за 50 лет до того было. Так что - могли ведь, когда чувствовали, что нужно.
>Всех благ...
скажем иначе - особой медлительности ЛЮБОЙ европейской армии тех лет действующецй по ВНЕШНИМ операционным линиям,, в отличии от двух прусских армий действующих по ВНУТРЕННИМ операционным линиям. Фридриха нельзя было разбить практически никаким быстрым маневром действую в согласии с военной наукой тех лет (что и привело к пересмотру постулатов военной науки во Франции и закостенению ее в Прусии). Ни одна из союзных армий объективно не могла сделато того что вы хотите. Средство победы - лишь равномерное и синхронное прессование фридриха. До чего и дошли в 1761 году (но тут было поздно, выход одного из членов коалиции из игры порушил коалицию как карточный домик). До этого синхронности не было из за интриг в которых виноваты как Австрийские и французские так и русские вкомандующие. Причины у всех веские и разные а результат один.
В ходе войны и стали складываться новаторские методы и появились командиры отошедшие от учебника - Циттен, Румянцев, Лаудон, Коловрат, полковник Грибоваль. Но их время еще не наступило...
Теперь о полтаве. Ну так Петровская каваллерия поллучше была и по качекству конского состава и по выучке и по неприхотливости и независимости от снабжения. Регресс у нас прооизошел, будем обьективны некоторый, пожалуй виновны Елизавета и Бестужев проэкономившие на весьма лдорогом роде войск, Драгуны Меньшикова и кирасиры Миниха с пикинерами (уланы) Лесли ушли в прошлое увы. Конница стала как дешевле и как проще.
Да и шведов исправно снабжавших Меньшикова отличным трофейным конским поголовьем под
рукой не нашлось. Поэтому и обратила Екатерина 2 особое внимание на развитие нормальных конных заводов в России, на научной основе. Иначе не было бы у нас тяжелой конницы, вообще.