|
От
|
А.Никольский
|
|
К
|
Василий Фофанов
|
|
Дата
|
21.11.2001 21:29:53
|
|
Рубрики
|
Современность; Танки;
|
|
Я про это заметку сегодня написал
вот она в неправленом виде. За нерусский язык заранее извиняюсь
Учебный танковый холдинг
Создается вокруг «Уралвагонзавода»
Алексей Никольский
Ведомости
Производители российской бронетанковой техники решили объединиться в соответствии с программой правительства в холдинг. Отсутствие конкретных указаний по технологии военного холдингостроения привело к тому, что пока холдинг будет создан в форме некоммерческого партнерства. Головным предприятием холдинга станет «Уралвагонзавод», выполняющий сейчас индийский заказ на танки Т-90 стоимостью $700 млн.
Согласно утвержденной 11 октября правительством программы развития Оборонно-промышленного комплекса (ОПК), российскую «оборонку» до 2006 года предстоит объединить в несколько десятков жизнеспособных и подконтрольных государству холдингов, закрыв при этом избыточные производства. Вслед за авиапромом, судостроением и рядом других отраслей ВПК к созданию холдингов подключлись и производители бронетехники. Как заявил вчера «Ведомостям» исполнительный директор Союза оборонных предприятий
Свердловской области Виктор Батуев, в декабре будут подготовлены нужные документы и учреждено некоммерческое партнерство «Уральский бронетанковый холдинг», который объединит на первом этапе уральских производителей танков, бронемашин и комплектующих.
Постановление от 11 октября предусматривает вообще-то создание ОАО «Научно-промышленная корпорация «Бронетанковая техника», которое должно объединить десятки предприятий отрасли, не только из Урала. По словам Виктора Батуева, форма некоммерческого партнерства была выбрана потому, что пока правительством не разработана нормативная база для создания полноценного холдинга. Виктор Батуев отверг предположение, что целью создания холдинга является использование средств от индийского контракта в $700 млн на поставку танков Т-90 для доведения до конца испытаний перспективного российского танка нового поколения Т-95. Некоммерческое партнерство займется разработкой подготовки бизнес-проектов будущего холдинга, определения первоочередных НИОКР, создания общей структуры управления заводами. Когда же в правительстве примут необходимые решения, под него, по словам Батуева, уже будет подготовлена основа. В Минимуществе, ровно как и в Минпромнауки «Ведомостям» не смогли сообщить, когда это произойдет, однако согласно правительственной программы этап создания холдингов должен завершиться к 2004 г.
Для того, чтобы объединить предприятия отрасли, предстоит акционировать федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУПы) – именно этот путь предложен в указах президента по созданию холдинговых компаний «Антей» и «Сухой». Когда это будет сделано в отношении бронетанковой промышленности пока, по словам Батуева, неизвестно. Отказались ответить на этот вопрос и на «Уралвагонзаводе» (УВЗ), который должен стать головным предприятием холдинга и единственным производителем собственно танков. По словам источника, близкого у УВЗ (который является одним из крупнейших производителей железнодорожных цистерн и полувагонов), хотя сейчас производство танков и вагонов объединено с точки зрения собственности под крышей единого ФГУПа, де-факто разделить эти два технологических процесса, в случае соответствующих решений государства, труда не составит. Не меньше проблем возникнет и при присоединении к холдингу АО, в которых у государства контрольного пакета. Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко опасается, что государство в этом случае может пойти путем деприватизации, что вряд ли повысит эффективность этих предприятий.
Впрочем, в танкостроении частные предприятия составляют явное меньшинство. Главной проблемой отрасли, по мнению Макиенко, является отсутствие у нее перспектив масштабных госзаказов при ограниченном, в сравнении с авиастроением, экспортном потенциале. В 90-е годы самым крупным экспортным заказом стал выполняющийся сейчас индийский контракт, а Омский завод «Трансмаш» после выполнения в начале 90-х поставок в Южную Корею и Кипр примерно 80 танков на сумму свыше $120 млн уже давно не может найти покупателей на свои танки Т-80.
«Непонятно, кто будет закрывать избыточные производства – это сложная социальная и политическая проблема», считает эксперт. Впрочем, список «покойников» уже определился – это, в первую очередь, Омский завод, и принадлежащий «СИБУРу» Курганский завод, от БМП-3 производства которого российская армия отказалась.
Любопытно, что в постановлении правительства в бронетанковый холдинг не включен производитель БТРов Арзамасский машиностроительный завод (АМЗ), совет директоров которого контролируется ГАЗом». Как сообщили в пресс-службе «ГАЗа», согласно стратегии реструктуризации собственности этого предприятия там хотят создать свой холдинг по производству военной техники, в который войдут АМЗ, Заволжский завод гусеничной техники и конструкторы спецтехники.