От А.Никольский Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 20.11.2001 13:18:37 Найти в дереве
Рубрики Политек; Версия для печати

Что будет делать Россия, когда цены на нефть упадут до 9 долл/баррель

В газетах по этому поводу в основном истерика, и только в нашей газете :) взвешенный анализ на основе правительственных расчетов




Идем на войну
Почему Касьянов не боится ОПЕК


Александр Беккер
Ведомости
19 ноября 2001
         В пятницу премьер Михаил Касьянов высказался в необычном для себя жестком стиле: мол, никто не имеет права требовать от России, чтобы она сократила добычу и экспорт нефти. Так Россия приняла вызов ОПЕК, которая грозит нам ценовой войной. Причин для такого решения три: поддержка со стороны США, шаткое экономическое положение самих стран ОПЕК и, как ни странно, стремление поддержать рынок нефти.
        На прошлой неделе генеральный секретарь ОПЕК Али Родригес заявил: "Мы готовы стерпеть последствия и не будем препятствовать падению цен". Последствия же представители нефтяного картеля обещают тяжелые. "Меня бы не удивило, если бы баррель нефти стал стоить $10", - заявил министр нефтяной промышленности Кувейта Адель Халид аль-Сабах.
        На рынке этим заявлениям верят и даже думают, что возможно и более глубокое падение. "Раньше самый последний скептик не доходил в прогнозе до $9 за баррель, а теперь аналитики не исключают этого", - сказал "Ведомостям" эксперт лондонской компании Alfa Securities Сергей Глазьев.
        По расчетам бывшего первого замминистра финансов Олега Вьюгина, снижение до $9 за баррель выбивает из доходной части бюджета примерно $9 млрд в сопоставлении с реалистическим вариантом $18 за баррель. Брешь закрывается так. Переходящие с 2001 г. остатки - это 82 млрд руб. ($2,5 млрд). Касьянов надеется на сокращение расходов бюджета на 37 млрд руб. ($1,1 млрд) - соответствующая поправка внесена в Думу к третьему чтению. С главой МВФ Хорстом Келером проведены переговоры, и в случае кассового разрыва в бюджете фонд может предоставить во втором полугодии 2002 г. $1,2 млрд. Казна пополнится за счет выпуска еврооблигаций на $2 млрд. Оставшиеся $2,2 млрд можно одолжить у ЦБ, накопившего $40 млрд валютных резервов.
        Во время недавнего визита Владимира Путина в Америку Джордж Буш обнадежил российского коллегу. По словам высокопоставленного источника "Ведомостей" в администрации президента, Буш пообещал России всемерную поддержку, если нашей стране понадобится занять денег на внешнем рынке, разместив, например, еврооблигации. О списании долгов гордый Путин с Бушем не говорил, однако в правительстве считают, что добрая воля Запада простирается достаточно далеко и для этого. Касьянов заявил в Мадриде, что, хотя правительство и не намерено в ближайшие два года поднимать вопрос о реструктуризации задолженности Парижскому клубу, "проблема была, остается и мы не должны о ней забывать". "Сегодня у нас иной уровень доверия с Западом, и на этом должны быть основаны политические выводы", - добавил премьер.
        Нетрудно понять, о каких политических выводах может идти речь. В начале 90-х Польша, порвавшая с соцлагерем, и Египет, занявший взвешенную позицию в ближневосточном урегулировании, были вознаграждены списанием половины задолженности Парижскому клубу.
        Еще одна причина, по которой правительство не страшится ценовой войны, - неверие наших чиновников в то, что ее выдержат страны ОПЕК. Источник в правительстве сослался на то, что бюджет Саудовской Аравии на 80% зависит от нефтедолларов, а социальных программ там больше, чем в России. Если цены обвалятся до $9 - 12 за баррель, бедные Венесуэла и Нигерия тем более долго не протянут. А значит, ценовой спад может быть только кратковременным.
        Бывший министр топлива и энергетики Сергей Генералов напоминает, что даже в драматичном 1998 г. цена $9 за баррель держалась всего месяц, а в среднем за год было $14 за баррель. "Главное для бюджета - не глубина падения, а то, сколько времени простоит такая цена", - развивает его мысль Евсей Гурвич, возглавляющий Экономическую экспертную группу, которая готовила для правительства расчеты бюджета при $15 за баррель. Просчитывать $9 за баррель группу пока никто не просил, но вице-премьер Алексей Кудрин сказал "Ведомостям", что "мы готовы к любому сценарию".
        Была у Касьянова и чисто тактическая причина для жестких высказываний - уверенность в том, что любая другая позиция только дала бы спекулянтам на нефтяном рынке дополнительный повод для "медвежьей" игры. По словам источника "Ведомостей" в правительстве, любое заявление премьера о готовности пойти навстречу ОПЕК было бы воспринято трейдерами как проявление паники.
        Между тем, если Запад в ответственный момент проявит несговорчивость или страны ОПЕК окажутся более "живучими", чем представляется сейчас, Россия всегда сможет смягчить позицию. "Мы не будем ни бороться с ОПЕК, ни явно консолидироваться с ней, - сказал "Ведомостям" высокопоставленный правительственный чиновник. - Время для выбора у нас еще есть".