От И. Кошкин Ответить на сообщение
К Д.И.У. Ответить по почте
Дата 10.03.2010 15:31:08 Найти в дереве
Рубрики Древняя история; 11-19 век; Фортификация; Версия для печати

Re: Не заю,

Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
>>>Самой грандиозной и значимой, особенно с учетом короткого времени постройки, была _3 - Белгородская черта (1636-1640 гг.)_ , позже продолженная как Симбирская.
>>
>>>Однако сравнивать её с ВКС неправомерно - южная линия была не столько оборонительной, сколько сигнальной.
>>
>>Не совсем понял фразу. Какая южная линия?
>
>Белгородская линия конца 1630-х гг., построенная после русско-польской войны 1632-34 гг. (проигранной отчасти потому, что помещики боялись отправляться в западные походы из-за угрозы татарских налетов на оставшиеся беззащитными имения).

Не "боялись отправляться" - за нетчество тогда страшно карали, а начали отъезжать из-под Смоленска, когда пришло известие о нашествии на южную Украину. Натравили тотар, кстати, поляки))))

>Смысл линии был в том, чтобы сделать невозможным незаметное проникновение крымско-ногайских отрядов на север: большая орда могла, конечно, прорвать линию валов и рвов, но всегда оставляла следы, сразу обнаруживаемые патрулями. Это давало возможность своевременно известить глубинные районы, в крайнем случае, собрать войска для перехвата орды на обратном пути, когда она обременена добычей.

Следы патрулями обнаруживались и так. Просто на преодоление засек отряд из нескольких тысяч мог потратить сутки и больше - татары отправлялись в поход за добычей налегке, естественно, никаких саперов и шанцевого инструмента они с собой не таскали

А главный успех в строительстве черты - это удвоение населения Московского государства в последующую четверть века

И. Кошкин