О статьях УК, по которым могли расстрелять 3.196 поляков
Очень "популярной" статьей УК РСФСР, применявшейся в отношении польских военнопленных в 1939-41 гг., была статья 58-13 "Активные действия или активная борьба против рабочего класса и революционного движения, проявленные на ответственной или секретной (агентура) должности при царском строе или у контрреволюционных правительств в период гражданской войны" и аналогичные ст. 54-13 УК УССР и ст.70 УК БССР.
По этой статье были оформлены почти все уголовные дела Военного трибунала войск НКВД Калининского военного округа на расстрел военнопленных полицейских из Осташковского лагеря (кстати, и подавляющее большинство из 6050 уголовных дел на военнопленных из Осташковского лагеря, предназначавшихся для Особого совещания при НКВД и предусматривавших осуждение на 3-8 лет лагерей).
Кроме того, в отношении бывших польских граждан в 1939-41 гг. в массовом порядке выносились приговоры к ВМН по ст. 58-2 "Подготовка вооруженного восстания", 58-4 "Оказание помощи международной буржуазии", 58-6 "Шпионаж", 58-8 "Терроризм" и 58-9 "Диверсия".
Реже встречаются приговоры к ВМН по другим составам 58-й статьи, статье 59-3 "Бандитизм" (кстати, по этой статье в СССР во второй половине 1930-х осуждали и за групповые изнасилования), ещё реже - по "общеуголовной" статье 167 "Разбой".
>В любом случае, названная Кагановичем категория могли идти только через НКВД. Интернированные - это их епархия.
В названную Кагановичем категорию из 3.196 санкционированных к расстрелу польских граждан входили не только интернированные или военнопленные, и не только бывшие военнослужащие.
Там были и гражданские лица, и женщины.
Кстати, среди расстрелянных было значительное число лиц непольской национальности - украинцев, евреев, русских, белоруссов, немцев, литовцев. По некоторым оценкам, таковых было не менее 20-25% от общего числа (т.е. около 600-800 человек).