От Олег К Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 09.11.2001 16:24:24 Найти в дереве
Рубрики Прочее; WWI; 1917-1939; Версия для печати

Довоенный долг Российской империи

Довоенный долг Российской империи

---------------------------------------

Тема долгов царской России все чаще звучит в последнее время из уст экономистов и политиков. Однако когда я попытался узнать подробности, то обнаружил, что это непросто сделать - архивы по этой теме по-прежнему закрыты для исследователей.

Юрий АНТОНЕНКО, студент.

Предлагаем всем, кто интересуется этой темой, статью доктора исторических наук И. А. ДЬЯКОНОВОЙ.

В самом деле, отсутствие исчерпывающих данных заставляет делать обобщения с определенной мерой осторожности. Тем не менее следует сказать, что появившиеся в печати цифры довоенного публичного долга России иностранным государствам, и прежде всего Франции, в 12 или даже в 15 млрд. долларов - чистый вымысел. Реальная общая величина довоенного долга - около 8,8 млрд. долларов, или, по паритету валют того времени, порядка 4,4 млрд. долларов.

Не менее половины этого долга было размещено в России, и таким образом иностранная часть этого долга всем странам, о выплате которой в определенных обстоятельствах может идти речь, не превышает 2,2 млрд. долларов. Разговоры о том, что нарастающие за истекшее время проценты подняли сумму долга до небес, - чистая спекуляция. Крупнейший финансист, соратник С. Ю. Витте, А. Г. Рафалович убедительно показал, что амортизация долга в немалой степени компенсировала проценты.

Разумеется, проблема царских долгов и, наоборот, иностранных долгов царской России - значительно шире, чем освещенный в данной статье довоенный долг. Она требует серьезного и обстоятельного исследования всей совокупности зарубежных и отечественных материалов. Достаточно хорошо известно, что после революции Париж в счет российских долгов капитализировал имущество России во Франции, но полученные средства направил не на компенсации французским владельцам ценных российских бумаг, а на финансирование интервенции против Советской России.

Также известно, что Германия, отказываясь в начале 20-х годов от притязаний по дореволюционным российским долгам, снабдила свои отказ оговоркой, что может вернуться к этим притязаниям, если Россия начнет выплачивать долги какой-либо третьей стране.

Одной из главных причин, по которой царское правительство всю предвоенную эпоху влезало во внутренние и внешние долги, было строительство железных дорог, выкуп железнодорожной сети и земли в полосе отчуждения. Это - реальное воплощение государственной политики правительства Витте: индустриализация, а также строительство и реприватизация ключевой инфраструктуры Империи.

После революции эту же политику проповедовал и воплощал Красин, да и знаменитые планы индустриализации Сталина возникли вовсе не на пустом месте. Западные и в том числе американские исследователи, хорошо осознавая императивность и преемственность этих патронируемых именно государством программ индустриализации, так прямо и пишут: "индустриализация Витте-Сталина".

Сегодня, когда в связи с нарастающими требованиями МВФ все чаще ставится вопрос о необходимости дробления и приватизации ключевых звеньев инфраструктурного каркаса России: МПС, РАО "ЕЭС", "Газпрома" - особенно важно обратиться к собственному досоветскому и советскому опыту.

Вопросы долга Российской Империи, аннулированного пришедшими в 1917 г. к власти большевиками, широко обсуждаются в научных и политических кругах. При этом часто выражается недовольство такой отменой, которая, как указывается, "на долгие годы подорвала доверие западных финансовых и промышленных кругов к нашей стране". Выражается готовность немедленно перейти к выплате указанного долга, которая, как это следует из некоторых промелькнувших телевизионных сообщений, в ряде аспектов, как видно, уже началась.

При этом бросается в глаза одно немаловажное обстоятельство. Различного рода суждения относительно царских долгов носят скорее не научно-аналитический, а эмоциональный и скоропалительно-спекулятивный характер. Научное же изучение данной проблемы даже в наше свободное от цензуры время попало под некий необъясненный негласный запрет. Причем в этой позиции, как ни странно, сплотились представители различных политических направлении, от крайне националистического ("зачем же навешивать на нашу страну еще новое финансовое бремя") до демократического ("зачем что-либо изучать, надо отдавать долги").

Между тем проблема холодного и трезвого, подлинно научного анализа остается. Работая в Швейцарском экономическом архиве в Базеле, автор обнаружила по этому вопросу данные, принадлежащие перу оставшегося после революции 1917 г. на Западе ближайшего соратника крупнейшего финансиста России С. Ю. Витте - А. Г. Рафаловича.

Публичный долг России подразделялся на займы, произведенные для общих нужд государства, и на железнодорожные займы. Судя по подсчетам Рафаловича, который лично через посредство российских банков осуществил размещение немалой части дореволюционных российских займов на западных финансовых рынках, на 1(14) января 1914 г. долг России составлял 8824 млн. руб. В свою очередь, займы на общие нужды государства подразделялись на срочные и бессрочные.

Займы, взятые на определенный срок (срочные займы), составляли 3267 млн. руб. , бессрочные - 2459 млн. руб. Таким образом, общая сумма займов на общие нужды государства составила примерно 5726 млн. руб. Железнодорожные займы также подразделялись на срочные (2237 млн. руб.) и бессрочные (860 млн. руб.), составляя в общей сложности 3097 млн. руб.

Согласно данным Рафаловича, 65 процентов предвоенного долга Российской Империи состояло из государственных займов на общие нужды, а 35 процентов - из займов на строительство железных дорог. Однако исследование истоков русского долга накануне войны показывает, что одна его часть, "взятая на общие нужды государства, в значительной степени также использовалась на производительные цели".

Такие займы, в частности, использовались для того, чтобы создать в конце XIX века достаточный для проведения денежной реформы по конвертируемости рубля золотой запас.

В немалой своей части займы на общие нужды государства расходовались на то, чтобы ликвидировать дефицит бюджета, сгладить последствия плохих урожаев, инвестировать в железнодорожное строительство и т. д. в годы, когда государственный бюджет был столь напряженным, что не позволял этого делать.

Не вся сумма долга на 1 января 1917 г. была представлена в российских денежных единицах. По данным Рафаловича, распределение в данном отношении шло следующим образом: 3911 млн. руб. было представлено в российских денежных единицах, 4779 млн. руб. - в иностранных денежных единицах.

Из 3911 млн. руб. , представленных в российских денежных единицах, лишь 297 млн. руб. хранилось непосредственно в российских купюрах. Значительная часть была представлена в фунтах стерлингов, французских франках, нидерландских флоринах, германских марках.

Заключение российских государственных займов за границей было всегда связано с тем, что заем, будучи даже формально заключенным в российских денежных единицах, всегда просчитывался в иностранной валюте. Определенная часть российских государственных займов находилась исключительно в портфелях иностранных банков.

Российские займы, заключенные через посредство российских и иностранных банков для общих нужд государства, как правило, выражались не только в российских рублях, но и в иностранной валюте, поскольку их выпускали одновременно и в России, и на различных зарубежных рынках. В течение первой мировой войны служба купонов к займам функционировала везде, за исключением стран, с которыми Россия находилась в состоянии войны.

По мнению Рафаловича, невозможно с абсолютной точностью указать, какая часть довоенного долга была размещена в России и какая - за границей. Можно лишь рассматривать приблизительные цифры, пользуясь итоговыми результатами, опубликованными Кредитной канцелярией Министерства финансов России, и статистикой учета государственных фондов и гарантированных государством ценных бумаг, находившихся в государственных и частных банковских учреждениях.

Из займов, которые не были исключительно государственными, но лишь гарантировались государством, значительная часть была размещена за границей, причем основную часть составляли здесь облигации железнодорожных компаний, выпускавшиеся на финансовый рынок с помощью банков, а также закладные листы Дворянского и Крестьянского банков.

На 1 января 1913 г. сальдо облигаций железных дорог составляло 1741 млн. руб. , закладные листы Дворянского банка - 823 млн. руб. , закладные листы Крестьянского банка - 1237 млн. руб. На начало января 1914 г. 48 процентов российского долга было размещено непосредственно в самой России, однако эта цифра должна быть значительно увеличена, поскольку большое количество российских ценных бумаг находилось в сейфах частных банков, а также в "бронированных сейфах рантье".

А. Г. Рафалович полагал, что ряд эмиссии государственных займов (представленных, в частности, казначейскими билетами) был размещен почти исключительно в России, причем они находились не в банковских сейфах, а у частных лиц.

Какие суммы расходовались на обслуживание публичного долга Российской Империи накануне первой мировой войны?

По оценке Рафаловича, эта сумма составляла около 13 процентов российского бюджета. Расходы по этой статье достигли в 1913 г. 424 млн. руб. , из которых 389 млн. пошло на уплату процентов, 30 млн. - на обычную амортизацию по займам, остальное - на выкуп облигаций займов, расходы за услуги банков и пр.

Судя по публикации Кредитной канцелярии Министерства финансов Российской Империи, озаглавленной "Финансовый рынок России" и датированной 1913 г. , платежи, осуществленные для обслуживания российского публичного долга (сюда включались как проценты по займам, так и амортизация), распределялись в предвоенный период между Россией и зарубежными странами следующим образом: в России в 1909 г. на обслуживание публичного долга было выплачено 214,5 млн. руб. , за границей - 180,5 млн. руб. (общая сумма годовых выплат - 389 млн. руб.).

В 1910 г. в России - 233,2 млн. руб. , за границей - 175,8 (общая сумма

- 409 млн. руб.), в 1911 г.

- 246 млн. в России и 147 млн. - за границей (общая сумма - 393 млн. руб.), в 1912 г. - 200,2 млн. в России и 187,3 млн. за границей (общая сумма - 387,5 млн. руб.).

Анализируя эти цифры, Рафалович подчеркивает, что относительная важность этих двух ключевых цифр ни в коей мере не соответствует значимости этих двух траншей публичного долга России, ибо она не демонстрирует с абсолютной точностью, какая часть российского публичного долга была размещена в России, а какая - за границей. А. Г. Рафалович обращает внимание на международный характер купонов российских займов, курсировавших в различных типах валют и которые ввиду их международного характера можно было реализовать в том месте, где обмен был наиболее выгодным.

Даже если считать, что распределение российского публичного долга между Россией и зарубежными странами полностью соответствовало распределению платежей на обслуживание российского публичного долга, то совершенно очевидно, что часть этого долга, размещенная в России, значительно превышала 50 процентов.

Не имеется точных и официальных данных относительно распределения сумм долга среди отдельных стран. Это, по мнению Рафаловича, объясняется размещением купонов российских займов по фиксированному паритету в результате арбитражных операций.

Что касается видов российских займов, то 62 процента из них, по данным Рафаловича, были 4-процентными займами. Эти займы проходили в российской финансовой статистике как займы типа 4-процентной ренты 1894 г. , которая составляла большой национальный фонд в размере 2820 млн. руб. Пятипроцентные займы выпускались в основном как военные займы. Их было выпущено на сумму 383 млн. руб. в виде внутренних займов и на 843 млн. руб. в виде внешних займов. А 4,5-процентные займы были в основном связаны с событиями русско-японской войны и первой российской революции 1905- 1907 гг.

Рафалович обращает внимание на то, что с точки зрения амортизации долг России подразделяется на три группы. К первой группе относились "краткосрочные займы" (казначейские билеты со сроком от 3 до 12 месяцев). К этой же группе относились также серийные облигации и билеты российского казначейства сроком на 8 лет и 4 года.

Вторую группу ("долгосрочные займы") составляли займы с различными условиями и весьма разные по срокам, простиравшимся от 60 лет до 81 года.

К третьей группе ("займы, не подлежащие уплате к какой-либо определенной дате") относились займы 1817-го, 1820-го и 1822 гг. Они подлежали оплате лишь через посредство покупки на бирже. Для таких рентных займов, как 4-процентный заем 1894 г. , государство зарезервировало за собой право осуществлять те или иные выплаты после предварительного оповещения.

Несмотря на некоторые колебания тех выплат, которые Российская Империя производила в связи с обслуживанием российского предвоенного публичного долга, его сумма из года в год "в результате амортизационных процессов" постепенно уменьшилась с 9055 млн. руб. в 1910 г. до 8825 млн. руб. в 1914 г.

НЭБ по материалам: Народная газета Московского региона, Москва, 30.10.98.



http://www.niac.natm.ru/nsn.nsf/716e63a8d23b2438432566ab002938aa/90e546e3652753a5432566b00044473b?OpenDocument