Недавний конфликт между начальником Генштаба генералом армии Анатолием Квашниным и министром обороны маршалом Игорем Сергеевым повлёк за собой немало изменений в российских Вооруженных Силах. Это не только предстоящее сокращение всех родов войск. В ближайшее время ракетно-ядерный щит России изменит конфигурацию. При сокращении наземных баллистических ракет предполагается увеличение морской составляющей ракетного арсенала России.
В советские времена ракетные войска стратегического назначения насчитывали шесть ракетных армий. Десять лет назад после инициативы Михаила Горбачёва началось сокращение. Тогда расформировали 50-ю ракетную армию с управлением в Смоленске. А через два года безъядерной Украине передали две ракетные дивизии и 43-ю ракетную армию со штабом в Виннице. 1994 г. ознаменован снятием с вооружения сразу трёх типов межконтинентальных баллистических ракет: УР-100, РТ-2 и МР-УР-100. После этого численность оставшихся на боевом дежурстве ракет стала соответствовать международным соглашениям.
Незадолго до первой чеченской войны, когда пост министра обороны России занимал Павел Грачёв, впервые был осторожно поставлен вопрос о дальнейшем сокращении, но не ракет, а числа ракетных армий. Тогда предполагали оставить из четырёх всего две ракетные армии, причём обе гвардейские: Витебскую Краснознамённую со штабом во Владимире и Бериславско-Хинганскую дважды Краснознамённую со штабом в Омске.
Главным аргументом реформаторов от инфантерии была глубокая оптимизация управленческих структур. Один из сухопутных генералов тонко намекал, что ракетная дивизия в три раза меньше развёрнутой мотострелковой, а в годы Великой Отечественной войны в составе общевойсковых армий бывало до десяти дивизий. Почти всё было готово к расформированию Оренбургской и Читинской ракетных армий, но из-за штурме Грозного и последствий этого события решение ракетно-баллистических вопросов пришлось отложить до лучших времен.
После заключения мира в Хасавюрте о ракетных проблемах забыли, но не надолго. Вскоре вновь встал вопрос о сокращении расходов на оборону и об оптимизации управления.
В начале 1997 г. обсуждались планы, согласно которым 4-я ракетная дивизия, дислоцированная на ст. Дровяная Читинской области, могла стать ракетной бригадой, а 53-я ракетная армия превращалась в отдельный ракетный корпус. Но как только генерал Сергеев стал министром обороны России, всё вернулось на круги своя.
Однако и желание начальника Генштаба Анатолия Квашнина оставить из девятнадцати ракетных дивизий всего четыре трудно понять, так как сокращаемые офицеры-баллистики, электронщики и прочие штучные специалисты едва ли переквалифицируются в мотострелков, танкистов или артиллеристов.
Сейчас вроде бы ясно стало, что резь рубить не будут, но сокращение управленческих структур, возможно, будет иметь место. То есть гвардейская Бериславско-Хинганская ракетная армия, штаб которой находится в Омске, может вобрать в себя две ракетные дивизии в Канске и Иркутске и бригаду на ст. Дровяная. Кроме того, постепенно, со снятием с боевого дежурства некоторых дивизий, оставшиеся ракетные армии несколько уменьшатся, а дивизии, оснащённые ракетами "Тополь", пополнятся высвобожденными кадрами офицеров и прапорщиков.