От Офф-Топик Ответить на сообщение
К Офф-Топик Ответить по почте
Дата 02.11.2001 07:26:33 Найти в дереве
Рубрики Современность; Спецслужбы; Флот; Армия; ВВС; ... Версия для печати

Истории про ЗАС-4

Дураки мы все

Край непуганых идиотов... самое время пугнуть.
из записных книжек И. Ильфа и Е. Петрова

- Если у всей роты нечищеные ботинки стоят на подушках, но выравняны по ниточке, это говорит о высоком уровне воинской дисциплины.
Эту фразу на полном серьезе выдал нам на втором курсе заместитель начальника факультета по учебной части, незабвенный капитан 1 ранга Пух. Ко второму курсу мы кое-что начали понимать в службе, но все равно некоторые удивились.
Пройдет еще несколько лет, и эти скептики на собственной шкуре убедятся в том, что совсем необязательно уметь стрелять из чего бы то ни было - главное, чтобы журнал боевой подготовки был заполнен, везде стояло "вып.", а подчиненные были пострижены, поглажены и умели четко доложить проверяющему свои "обязанности перед построением и в строю". В щит-мишень можно заранее заложить штук двести толовых шашек и взорвать их в нужный момент на радость адмиралам, если ракета промахнется. Поскольку любое учение проходит по одному и тому же раз и навсегда утвержденному сценарию, достаточно отрепетировать и выдать боевое мастерство на гора. Автоматическое включение аварийного освещения с успехом заменяет спрятанный в укромном месте мичман с рубильником. Нужные лампочки на пульте зажгутся в строго определенной последовательности - это делается очень легко. Дырки в мишенях запросто делаются карандашиком, пока не подошел проверяющий. Да они к мишеням и не ходят никогда...
Строевой смотр. Проверяющий - капитан первого ранга, начальник отдела флотилии. Останавливатся наротив маленького матросика-салаги с неимоверно узким разрезом глаз. Тот представляется:
- Матлос Лахимамедов!
- Доложите обязанности часового согласно Устава.
Матросик, знамо, молчит. На помощь приходит командир отделения, здоровенный старшина второй статьи, который легко поднимает зубами стол на камбузе, ухватившись за его угол.
-Тащ каперранга, он еще не очень русский язык знает...
- А я его не русский язык спрашиваю, а обязанности часового. Знает?
- Так точно, знает! По-узбекски знает, а вот матрос Джумагулов может перевести!
- Ну, давайте.
Без пяти минут дембель Джумагулов что-то говорит маленькому матросику. Глазки того становятся еще уже, и он начинает что-то бойко по-узбекски лепетать. Дембель уверенно переводит, слово в слово по уставу. Капитан первого ранга слушает, кивая, а потом перебивает: "Хорошо, достаточно!" и идет дальше.
После роспуска строя, в курилке.
- Джума, а чего он тебе говорил там? Давай, колись!
- А... перечислил по именам всю свою родню и пол-кишлака своего, а потом народную сказку рассказал, про глупого бая и про хитрого пастуха...
...Идут учения. Я устроился лучше всех - оперативный дежурный первой смены. Сижу себе в бункере и читаю худлит, время от времени поглядывая на часы и в нужные моменты делаю нужные доклады на КП флотилии. Я хорошо знаю, что фактически не делается почти ничего, все условно - условно выдали условное оружие, условно напали условные диверсанты и их условно уничтожили, условно выдано столько-то условных боеголовок на такие-то условное подводные лодки... Неусловные проверяющие из отдела давно уже уехали к себе на КП и кипят там. А у нас тут - небольшое, но уверенное затишье. Называется - "вывод сил и средств из-под удара, или маленькая победоносная война". Тут звонок по системе "Эльбрус" - в трубке сквозь бульканье и хрип аппаратуры ЗАС слышу голос старшего офицера отдела Миши Панкратьева:
- Юрий Юрьевич, на каком этапе у вас там?
На план-график можно и не смотреть. Я его назубок знаю. Очень надеюсь, что вероятный противник тоже его знает и нападать будет в строго указанной там последовательности. После этого звонка наступает спокойствие на целых пять часов. Война переходит в заключительную фазу, в стадию водружения условного Военно-Морского Флага на условном Капитолийском холме. Тут опять звонок.
- Начальник отдела. Почему от вас нету докладов?
Каких докладов?! По план-графику через полчаса - конец учения, приведение в исходное...
- Вы что, зациклились там в своих планах?! Почему от вас ни одной вводной на КП не поступило?
Ну дает! А кто перед войной "особо обращал внимание" на то, чтобы от плана - никаких отклонений?
- Вы поймите, что боевое управление подразумевает обмен информацией. Об-мен! Почему вы считаете, что мы вам должны давать вводные, а вы нам нет?! Мы же тоже тренируемся!
Да ну?! Вот не знал... Я всегда был уверен, что в штабах сидят те самые боги, которые обжигают горшки.
- Есть, понял вас, товарищ капитан первого...
- Все, давайте, мы ждем.
Хм... ну, держись. Выжидаю три минуты, беру трубку и прошу девушек соединить меня с моим верхним КП. Откашливаюсь... трубку берет кап-два Миша.
- Слушаю, капитан вторанга Панкратьев.
- Оперативный Волобаева капитан третьего ранга Забережный! Оперативное время Д плюс 12.40 - по базе нанесен ракетный удар с применением обычных боеприпасов. Выведен из строя командный пункт (интересно, а кто же тогда докладывает? - это я сам про себя думаю), потери оружия и боевой техники составили..... потери личного состава... раненых... убитых... невозвратные потери..... столько-то... (подведем итог) база небоеспособна (и - под завязку, вместо компота!) командир контужен, начальник штаба убит, главный инже...
- ЧЕГО-О-О?!?! Доложите шифртелеграммой!
Нет проблем! Сел и написал ШТ, потом вызвал матроса-СПСовца и послал с телеграммой к командиру - на подпись. Через десять минут звонит командир: "Вы там что, товарищ оперативный, опупели вконец?!"
- Никак нет, товарищ командир. Они сами вводных потребовали, да чтоб покруче...
- А-а... хе-хе... понятно! Ну и отправь им! - Я понял, что командир за меня. Ему тоже такие идиотские полунедоучения уже во где сидят. Он любит, чтоб все фактически, а ему никогда толком развернуться не дают...
Потом меня наказали, правда, устно и без занесения. За то, что в ШТ не написал, условно мы тут все погибли или фактически. Ну и скажет кто-нибудь после этого, что мы нормальные?
Но через год наш начальник штаба - чудо-стратег - всех переплюнул. Дело в том, что у нас база с караулкой находится черт те где - в смысле отдаления от дежурного по части. Так вот, он выкопал из караулки подземный ход, а возле караулки, которая находится на пригорке, насмерть вкопал МТ-ЛБ (это пехотный бронированный тягач с пулеметом и на гусеницах). Вкопал так, что из пулемета можно палить только по облакам и белоплечим орланам в небесах, но комиссия отдела флотилии была в восторге. А подземный ход... Чтобы враг не пролез в караулку (и чтобы караульщики втихаря из караулки не шастали), люк в подземный ход закрыли на замок. Единственный ключ вручили начальнику караула. А в караулке - рация Р-105 допотопная, которую также запрещено включать даже на прием - чтобы не запеленговали (чего вы смеетесь? еще рано). Так вот, начальник штаба выродил инструкцию для начальника караула, согласно которой при нападении на караульное помещение враг первым делом перережет провода телефонной связи, а потому начальник караула должен выползти через подземный ход, бежать на КПП базы (видимо, прорвав цепи осаждающих караулку) и там включить сирену. Вой сирены должен служить сигналом дежурному по части, что телефонной связи нет, и что надо выходить на караул по рации, причем, в той же инструкции сказано, что караул работает только на прием. Потом начальнику караула нужно вернуться в караульное помещение (это если фашисты еще не залезли туда по издали заметному подземному ходу), как-то объяснить защитникам караулки, что это не враг, а "я", включать рацию на прием... и слушать вопросы, которые ему будет задавать дежурный по части, а самому молчать мышкой, иначе запеленгуют... и руководить обороной караульного помещения, а заодно и объекта, базы... все, не могу больше!..
Инициатива эта потом была поставлена начальником отдела в пример всем частям с родственным уклоном.
Я вообще-то не о том хотел, и не с того начал... ну да ладно. Все это - одно и то же.
А кто не знает, что означает слово "маразм" - поищите в медицинской энциклопедии или в Интернете (Яndex, найдется