От Саня Ответить на сообщение
К Саня Ответить по почте
Дата 01.11.2001 11:17:37 Найти в дереве
Рубрики WWII; Танки; 1941; Версия для печати

Что-то ссылка

не пашет
Вот
С появлением на вооружении танков военно-инженерная наука нашла много способов для приостановки их продвижения на поле боя. Естественные препятствия в сочетании с искусственными - минные поля, противотанковый ров, эскарп, контрэскарп, надолбы, лесные завалы - вот далеко не полный перечень инженерных противотанковых заграждений. Но все они требовали серьезных земляных и бетонных работ, больших затрат времени, значительных людских и материальных ресурсов.
Документальные кино- и фотокадры запечатлели титанический труд многих тысяч людей, которые зачастую под воздействием авиации и артиллерии фашистов перемещали сотни, а то и тысячи кубометров земли, чтобы перекрыть путь немецким танкам. Однако эффективность этих инженерных сооружений была невысока. Намного лучше решали вопрос перекрытия танкоопасных направлений противотанковые "ежи", требовавшие небольшого количества материалов - железнодорожные рельсы, в том числе и б/у, одно- и двутавровые балки - сварку, простые в изготовлении, не требовавшие больших трудозатрат, весившие не более 250 килограммов, быстро и легко транспортируемые. Особенно эффективны были они в начальный период войны, когда на направлении главного удара фашисты использовали танки Т-III и Т-IV.
Между тем долгое время никто не знал о том, как появился "еж" и кто автор этого изобретения.
...Шли первые дни войны. Начальник Киевского танко-технического училища генерал-майор технических войск Михаил Львович Гориккер, исполнявший в то время обязанности начальника гарнизона города, подолгу засиживался в своем домашнем кабинете. Как вспоминает его сын Владимир, которому тогда было 15 лет, утром следующего дня он находил на письменном столе отца листы бумаги с чертежами и расчетами, спички, из которых с помощью пластилина и хлебного мякиша были склеены различные геометрические фигурки. И вот 3 июля 1941 года Михаил Львович прибыл домой радостным, сообщив, что его противотанковое устройство прошло государственные испытания и рекомендовано к принятию на вооружение. На этих испытаниях оно не только остановило танки, но и частично вывело их из строя.
Поначалу изобретение было названо "Звездочка", а затем обрело более жесткое название - "Еж". Работало оно по принципу ваньки-встаньки... Под напором танка "еж" всегда оказывался в таком положении, в котором останавливал танк и иногда частично выводил его из строя, приводя в нерабочее состояние ходовую часть, проламывая днище. Это заставляло немецких танкистов подставлять бортовую броню ствольной противотанковой артиллерии. Грамотно расставленные на поле боя противотанковые "ежи" с вероятностью около 90 процентов останавливали развитие танковой атаки. При изменении фронтовой обстановки "ежи" легко перебрасывались на другой участок фронта автомобильным и гужевым транспортом.
Трудно переоценить это вроде бы простое изобретение. За себя говорит следующий факт: противотанковые "ежи" с середины 1944 года и до конца войны использовались фашистами против наших танков в Польше, Восточной Пруссии, при защите Берлина. Нельзя сказать точно, использовали ли они "ежи", вывезенные с территории Советского Союза, или это были их собственные изделия, но факт остается фактом. Ход войны заставил командование вермахта вспомнить о том, что случалось с их танками на полях сражений в начале вторжения в Россию.
Главный же памятник противотанковому "ежу" и его изобретателю генерал-майору технических войск Михаилу Львовичу Гориккеру стоит у въезда в Москву - увеличенные в несколько раз мраморные противотанковые "ежи" - символы первых грозных дней войны.
На снимке: генерал-майор технических войск Михаил ГОРИККЕР.