|
От
|
Андрей Белов
|
|
К
|
Андрей Белов
|
|
Дата
|
19.10.2009 15:25:34
|
|
Рубрики
|
WWI;
|
|
АО "Ноблесснер" или как спасали мошенников.
Русского кораблестроителя Владимира Ивановича Юркевича (1885—1964) мало кто знает.
Впервые в советской печати упомянул Л. Любимов. В своей книге «На чужбине» он писал, что выход в море крупнейшего в мире французского лайнера «Нормандия» был одновременно крупным успехом и признанием заслуг русских инженеров - эмигрантов, возглавляемых В. Юркевичем. В 1918 году выпускник Петербургского Политехнического института Юркевич, захваченный эмигрантской волной, оказался после долгих мытарств во Франции.
1 ноября 1915 г. штабс-капитана Юркевича перевели в Отдел подводного плавания Балтийского завода и назначили строителем подводных лодок «Ёрш» и «Форель». Вскоре он был откомандирован в Ревель на завод АО Ноблесснер, получивший госзаказ на строительство подводных лодок и соорудивший здесь специальную верфь.
На этом заводе им были построены 11 подводных лодок, разработан проект подводного минного заградителя для Балтийского флота, который получил лучшую оценку конкурсной комиссии Морского министерства и затем, уже в 1918 г., был принят к постройке. По разработанному им теоретическому чертежу была выстроена модель подводного заградителя, которую он сам успешно испытал в опытовом бассейне Петрограда, но претворить этот проект в жизнь не удалось.
Война затянулась и вызвала трагическую цепь крушений привычной жизни. Всеобщие неурядицы и беспорядок сказались и на городе-крепости Ревель. На заводе, продукция которого так была необходима для Балтийского флота, было также неспокойно.
Из-за конфликта с заводским советом старост и постановления общего собрания мастеровых «устранить директора» Толмачева, директору завода пришлось уехать из Ревеля.
Юркевич месяц выполнял его обязанности и искал «общий путь» с советом старост и «с тысячью мастеровыми».
9 октября он писал родным в Москву: «…Тяжело сейчас в городе и, в особенности, на заводе – просидеть до 6–7 часов, ни минуты не имея покоя – бумаги, доклады, осмотры работы, указания, споры из-за расценок, улажение постоянных обид, конфликтов и пр. – прямо голова кругом идет. Придешь домой, пообедаешь – и опять на какое-нибудь заседание заводского совещания или Тепловой секции, часто до 12 ч. ночи – тоже вопросы жизни для завода, обеспечение топливом, металлом – в результате чувствую большую усталость и переутомление»..