От Sfj Ответить на сообщение
К Игорь Куртуков Ответить по почте
Дата 28.10.2001 23:19:29 Найти в дереве
Рубрики WWII; 1941; Версия для печати

Re: Игорю Куртукову...

Приветствую всех !


>"В текущем году отработать следующие общевойсковые темы (каждую тему в масштабе полка, дивизии и корпуса):
>Далее говорится что все темы должны быть отработаны на полевых поездках, командно-штабных выездах в поле со средствами связи и командирских занятиях. В летний период указаные темы отработать на длительных (3-4 сут.) учениях.
>Как видим вполне сбалансированный план - каждой твари по паре, должны были быть отработаны ВСЕ основные виды боя.
>Аналогично выглядит это и далее, при росписи задач по видам подготовки и родам войск.

Согласен, для уровня корпус-полк план сбалансирован


>Возьмем оттуда скажем КОВО (как самый наступательный), оперативные игры и КШУ армейских и фронтовых управлений с обозначеными темами:

>март-апрель: КШУ в поле врм.управлений и штабов корпусов "Наступательная операция"
>7-10 мая: Фронтовая игра "Наступательная операция фронта"
>12-17 мая: КШУ 5-й и 6-й армий "Наступательная операция"
>25-30 мая: КШУ 12-й и будущей 26-й армий с той же темой.
>август: КШУ в поле, штабы армейских управлений, "Армейская оборонительная операция"

>Аналогично по другим округам. Все выглядит в соотвествии с директивой по оперативной подготовке.

>>Планирование боевой подготовки идет сверху вниз. Предварительное планирование начинается в конце календарного года, чтобы к началу следующего все планы были готовы и согласованы.

Согласен, действова согласно планам.

>Это не совсем так. В округа была спущена директива на разработку планов прикрытия и поставлены задачи. Отметим, что на май 1941 планы прикрытия существовали, просто в более ранней редакции. Новые планы должны были отразить изменения в составе и дислокации войск, но по сути оставались теми же.

Любое изменение в составе, а тем более в дислокации, ведет за собой довольно значительные переработки: схему связи, оповещения, отмобилизования, тылового обоеспечения и т.п. Плюс не забывайте про согласования со взаимодействующими структурами.

>
>Хотелось бы предостеречь от выводов на основе одного источника, тем более мемуарного. Товарищи генералы проиграли приграничное сражение, и вынуждены оправдывать это. Оправдывают тем что планов не было, к обороне не готовились и т.д.

Игорь, я не делаю выводы. Придумать ситуацию с отбиранием рабочих тетрадей человек, имеющий с ними дело, просто не догадается. Это не придумаешь, понимаете? А причину Собенников не говорит, вот что смущает.

>> А армия почему молчала, почему не требовала НОВЫЙ ПЛАН? Что, не очень то и нужен был?
>
>Сильно похож на старый был. Что, не знаете как "новые" планы составлялют? Переписывают старый с отдельными изменениями.

Любое "телодвижение" в армии совершается по приказу или указанию. В моей практике бывали случаи, когда из Москвы давались устные указания по каким-либо вопросам. Но чтобы что-то серьезное решалось "голосом" - нет. Могли заранее звонить, нацеливать на задачу, а уж в догон пускали документ.

>>План прикрытия государственной границы в полосе 5-й армии, по существу представлявший наметку армейской оборонительной операции, имел ряд существенных недостатков.
>
>Абсолютно те же недостатки были характерны для большинства оборонительных операций 1941-42. Причем из Генштаба и Ставки постоянно слали грозные телеграммы с требованием покончить с линейной тактикой, массировать средства и т.п. Не помогало. НЕ УМЕЛИ командиры это делать. И не потому что "не учили обороне". Наступать тоже не умели.

Игорь, давайте с вами поиграем в "войну". Я вам ставлю задачу разработать план оповещения и сбора л/с управления штаба ЛенВО по тревоге . В этом плане отразить: порядок оповещения л/с (по каким средсвам связи), порядок сбора в дневное и ночное время (каким транспортом, ориентировочное время прибытия). Для подсказки: офицеры округа проживают в районах Сертолово (10 км по Выборгскому шоссе), Купчино (20 км. южнее Дворцовой площади).

После этого плавно перейдем к анализу мобплана 5 А, Ок?

>>Возникает естественный вопрос – ХОТЬ К ОДНОМУ ВОПРОСУ ПО ОБОРОНЕ БЫЛИ ГОТОВЫ?
>
>А "по наступлению"? Не возникает?
Возникают. Но хоть к чему-то надо подготовиться. Не можешь наступать - обороняйся.

>>Темы учений армейского и фронтового звена ЗОВО на май 41 года:
>
>Во-первых КОВО. А во-вторых почему только на май? Оборона у нас традиционно во второй половине года откатывалась. И осенью 1940 темы,как Вы сами могли заметить были именно оборонительные. Опять отсылаю Вас к "Плану проведения сборов..."

>>До войны – месяц!
>
>И все об этом знали?

Игорь, а что, все было спокойно? Тогда зачем наши войска к границе стягивали? Если чуствовали угрозу - почему планы подготовки не поменяли? Ну почему?! Почему оборону оставили на осень?
До 2001 года угрозы бактериологического терроризма не было. Сейчас появилась. И что, вы думаете, ФСБ, МВД, МЧС, Минздрав продолжают спокойно жить по планам, утвержденным в начале года? Да ничего подобного!!! Реакция была моментальной!

Посмотрите на темы учений, которые проводятся сейчас в России. Вы хоть раз слышали про ядерный удар, войну в духе второй мировой, танковые армады? Нет. В основном это или последствия террактов, или локальные конфликты. Причем фон учений таков: на нас нападают, мы обороняемся, переходим в контрнаступление, отбрасываем противника за наши границы. Все. Потому что именно этот сценарий наиболее вероятен, его и обкатывают. Причем из года в год, и в ЛенВО и в СКВО и в МВО. Вспомните все репортажи с учений.


>>Указывают на п. 4 как на доказательство отработки оборонительной операции. Однако ОЗНАКОМЛЕНИЕ с основами и ОТРАБОТКА операции это отнюдь не одно и тоже.
>
>Давайте Вам укажу на пункт 2. второй игры? "Усвоить и отработать основы ведения оборонительных операций в условиях горного театра и при обороне крупных речных преград."

>По-моему именно то что Вы хотите. Усвоить и отработать.

Тогда уж приведите и тему второй игры. Ну поймите же. Главное, для чего проводится учение указывается в теме. Если я вам привел пример про пожары в Ленобласти, как вы думаете, будут там отрабатываться вопросы маскировки, а если и будут, то на каком они будут стоять месте по значимости?

>Не занимайтесь пожалуйста подбором материала под концепцию. Занаятие неблагодарное.

Игорь, я не занимаюсь подбором под концепцию.
Я задал 2 вопроса: 1. Почему отняли рабочие тетради у командарма и НШ - ваш ответ - это мемуары
2. Назовите хоть один отработанный вопрос по обороне в 5А - ваш ответ - а где отработано наступление. Это не ответ. Владимирский привел порядка 11 пунктов по которым армия была не готова. С конкретными цифрами из МП. Или это тоже считать мемуарами?

Я знаю одно - в армии нет самодеятельности, понимаете - нет. Все регламентировано. Ну как вы это понять не можете! По каждому пункту есть схема действий, которая утверждена командиром. И эту схему обкатывают, устраняют недостатки, проверяют, а потом дерут за ее выполнение.

Самый простой пример из моей жизни - как я должен реагировать на разные происшествия:

1. обязан знать:
 оперативную обстановку на территории Санкт-Петербурга;
 порядок получения и доведения до соответствующих дежурно-диспетчерских служб, аварийно-спасательной службы ГУ ГОЧС, служб ГО донесений, распоряжений и сигналов;
 установленные сигналы управления и оповещения;
 местонахождение начальника ГУ ГОЧС и его заместителей, старшего оперативной группы и дежурной смены спасателей аварийно-спасательной службы (АСС) ГУ ГОЧС и порядок связи с ними.
2. обязан уметь:
 пользоваться аппаратурой связи и АСУ, установленной в помещении ЦУКС;
 работать на имеющихся программно-технических средствах.

. При получении информации о половодьях на реках
 убедиться в достоверности полученной информации и при ее подтверждении немедленно доложить старшему оперативной группы, дежурному по ГУ ГОЧС;
 оценить масштаб ЧС и прогноз ее развития;
 доложить о факте (предпосылке) ЧС оперативному дежурному СЗРЦ;
 проинформировать дежурного помощника Губернатора ;
 совместно с дежурной оперативной группой ГУ ГОЧС определить необходимый состав сил и средств для проведения первоочередных аварийно-спасательных работ (в пределах полномочий ГУГОЧС), довести задачи до всех задействованных служб и осуществить контроль за их выполнением;
 по указанию начальника ГУ ГОЧС через оперативного дежурного ГУ ГОЧС произвести оповещение и сбор членов комиссии по чрезвычайным ситуациям, личный состав ГУ ГОЧС;
 постоянно уточнять и отслеживать складывающуюся обстановку, осуществлять информационный обмен с оперативной группой в районе ЧС, всю полученную информацию записывать в хронологическом порядке в рабочую тетрадь;
 обо всех изменениях обстановки немедленно докладывать старшему оперативной группы и действовать согласно его указаний...

4. При получении информации о возникновении ЧС на водных бассейнах:
 убедиться в достоверности полученной информации и при ее подтверждении немедленно доложить старшему оперативной группы, дежурному по ГУ ГОЧС, начальнику (старшему офицеру) отдела предупреждения ЧС на море и водных бассейнах, заместителю по городу, заместителю по защите;
 оценить масштабы ЧС и провести прогнозирование ее развития;
 доложить о факте (предпосылке) ЧС оперативному дежурному СЗРЦ;
 проинформировать дежурного помощника Губернатора Санкт-Петербурга;
 совместно с дежурной оперативной группой ГУ ГОЧС определить необходимый состав сил и средств для проведения аварийно-спасательных работ (в пределах полномочий ГУ ГОЧС) и оповестить задействованные службы:

И отчет я веду согласно этим пунктам - кому и когда доложил, когда и какие действия выполнил. И все под запись. И проверяющие меня дрюкают по этим самым пунктам - а во сколько вы доложили туда, а когда вы выполнили вот это...


Всех благ, Сергей