|
От
|
Sfj
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
28.10.2001 15:37:56
|
|
Рубрики
|
WWII; 1941;
|
|
Игорю Куртукову - перенос из ВИФ-РЖ
Приветствую всех !
Игорь, здравствуйте. Что-то у меня тот ВИФ тормозит, пишу здесь.
Итак, для начала начну с «теории». Несколько простых истин, которые освоил за эти годы: а) командир всегда прав б) не проявляй инициативу – озадачат в) не торопись выполнять – отменят.
В войсках, как и в нормальном институте, идет учебный процесс. Есть 2 периода обучения – летний и зимний. Каждый период заканчивается итоговой проверкой, на которой подразделения сдают экзамены и зачеты.
План боевой подготовки: разрабатывается на год на основе приказов и директив вышестоящих начальников, программ боевой подготовки. Отражает систему мероприятий по обучению личного состава, боевому слаживанию подразделений, частей и соединений.
Планирование боевой подготовки идет сверху вниз. Предварительное планирование начинается в конце календарного года, чтобы к началу следующего все планы были готовы и согласованы.
Из министерства в округа рассылаются директивы, программы и указания по планированию боевой подготовки на год. На основе этих документов составляются окружные планы и ставятся задачи по подготовке в/частям.
При этом в планах указываются как свои мероприятия, так и мероприятия, проводимые вышестоящими штабами.
Утверждаются планы вышестоящими штабами на всех уровнях планирования. Так что любая самодеятельность подчиненных структур исключена.
Для примера приведу пару тем, характерных для МЧС:
- Совместное комплексное учение сил поиска и спасания на море и внутренних водах по теме : «Поиск и спасание экипажа с борта аварийного корабля и находящегося на воде в районе аварии –спасательными силами СЗРЦ , МСКЦ , ЛенВМБ и СЗРУ ФПС РФ»
- Командно – штабное учение по пожарам с руководящим составом Ленинградской области по теме: «Организация работы органов управления территориальной подсистемы РСЧС Ленинградской области по предупреждению и ликвидации ЧС связанных с массовыми лесными и торфянными пожарами»
- Тактико-специальные учения со сводным мобильным отрядом по теме: «Приведение СМО в готовность №1. Управление подразделениями СМО в ходе выдвижения и ликвидации последствий массовых лесных пожаров».
Обратите внимание на 2 и 3 позицию – командиров и войска учим по одним и тем же темам. Смею заверить – для Лен. области лесные и торфяные пожары очень большая проблема, в летний период – главнейшая.
Т.е. темы учений соответствуют основным задачам (см. определение КШУ).
Командно-штабное учение: форма практического обучения командования (командиров), штабов, начальников спец. войск и служб управлению войсками при подготовке и ведении операции (боевых действий) при подготовке и ведении операции (боевых действий). ПРОВОДИТСЯ ПО ТЕМАМ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ (выд. мной), решаемых объединением, соединением (частью). На КШУ обучаемые выполняют свои функциональные обязанности в составе штатных органов управления. В ходе КШУ осуществляется слаживание штабов, ведется исследование новых вопросов военного искусства, выработка более совершенных методов управления войсками. КШУ могут проводится с обозначением войск или с одними органами управления или на КП. КШУ ПРОВОДЯТСЯ ПРИ УЧАСТИИ И ПОД КОНТРОЛЕМ ВЫШЕСТОЯЩЕГО ШТАБА (выд. мной).
Кроме того, из Москвы приходят расчасовки занятий в подразделениях связи (специальная подготовка, физо, тактико-специальная, РХБЗ, медицина и т.д. с указанием тем занятий и кол-ва часов на каждую тему). А начальники связи в частях на основе этих методичек планируют проведение занятий в своих подразделениях.
Тоже самое относится и к другим службам.
Это что касается бумажного планирования. Планы разработаны, утверждены. Нужно готовить войска. Любая подготовка начинается с составления плана проведения учения.
План проведения учения: включает исходные данные (тема, учебные и исследовательские цели, время проведения учения, состав привлекаемых сил и штабов), календарь проведения учения (этапы учения, их продолжительность, учебные вопросы и время их отработки, заслушивание обучаемых по исходной обстановке и в ходе учения), розыгрыша боевых действий и наращивания обстановки, развертывания сил на учение, время окончания учения, место и время проведения разбора… основные показатели учения (фронт, глубина района учения и боевых задач, время, отводимое обучаемым для организации боевых действий, возможные темпы боевых действий).
А теперь самое интересное.
В нашей армии ищут не причины неудачи, а виновных. Поэтому любой командир заинтересован в том, чтобы его часть не получила 2 балла за проверку. Для этого: сбор личного состава происходит не по тревоге, а «немножко» раньше, технику под проверку (учения) готовят заранее, снимая необходимые запчасти с ненужной в данный момент. В отчетах по готовности учитывается процент готовой техники. Поэтому в этих отчетах нужно указывать как можно больше боеготовой. Однако, чтобы отправить технику на ремонт, нужно указывать как можно больше техники, требующей ремонта (или дадут деньги на ремонт, или купят новую).
По отчетам получается все «запипись», а на самом деле…
Вот выдержка из Трошева:
Приглашаю первого заместителя командующего сухопутными войсками генерала Воробьева. В Моздоке он отвечал за подготовку частей к боям. На совещаниях в штабе всегда четко и очень толково делал доклады: товарищ министр, такие-то части готовы идти в наступление, такие-то еще готовятся...
Он и сейчас в Государственной думе хочет выглядеть этаким бравым генералом - все знает, все умеет... Я объяснил ситуацию: Эдуард Аркадьевич, Митюхин заболел, сам бог велит вам возглавить операцию. И тут мой дорогой генерал Воробьев, сильно покраснев и помолчав секунд 15-20, вдруг заявил: командовать отказываюсь. Как так? Я вам приказываю! А он: войска не подготовлены. Как это? Почему раньше молчали? Вот ваши доклады, вы отвечали за подготовку. Значит, вы меня обманывали? Вы знаете, чем это грозит? 15 лет или расстрел... Как хотите, отвечает, так и оценивайте, командовать не буду. В общем, отправил его в Москву, пригрозив судом. Он щелкнул каблуками.
А теперь несколько моментов по 41 году, которые мне не понятны:
1. Из книги Восьмая общевойсковая предвоенная история и боевые действия 8-й А до осени 1941-го года
«…Сразу же после прибытия на новое направление штаб 8-й армии был привлечен на полевую поездку, проведенную под руководством командующего войсками округа генерал-полковника А. Д. Локтионова. Здесь изучались вопросы подготовки и ведения оборонительной операции армии в начальный период войны в целях прикрытия сосредоточения главных сил. В ходе поездки в направлении Рига, Елгава, Шяуляй, Таураге большое внимание было уделено организации связи и управления войсками при их выходе в районы обороны для прикрытия государственной границы. Затем со штабом 8-й армии была проведена командно-штабная игра на тему "Армейская оборонительная операция". Важное значение имела трехдневная полевая поездка с участием штаба 8-й армии и штабов 11 -и и 16-й стрелковых дивизий, дислоцированных на территории Эстонской ССР, а также управления 65-го стрелкового корпуса, с отработкой на местности темы "Оборона побережья Балтийского моря во взаимодействии с Краснознаменным Балтийским флотом .
В феврале 1941 года новый командующий войсками округа генерал-полковник Ф. И. Кузнецов провел со штабом 8-й армии и штабами стрелковых корпусов командно-штабное учение на тему "Оборонительная операция фронта с последующим переходом в наступление для уничтожения противника при равенстве в силах и средствах"…»
Задачи обороны отработаны на армейском и фронтовом уровне
«…Например, выступая на разборе проведенной полевой поездки на тему "Наступательная армейская операция" (апрель 1941 года), он отмечал, что в ходе поездки были плохо организованы разведка, связь, серьезные недостатки были допущены в разрабатываемых оперативных документах, использовании родов войск. Ставилась задача уделить особое внимание изучению ТВД и вероятного противника. В марте 1941 года состоялся сбор руководящего состава армии. На нем отрабатывались вопросы организации прорыва укрепленной полосы, ввода в прорыв механизированного корпуса…»
И про наступление не забыли. Все вроде хорошо. Но вот дальше.
«…в начале мая (1941 года) до военных округов был доведен план прикрытия государственной границы, разработанный Генеральным штабом. В соответствии с ним штаб Прибалтийского Особого военного округа должен был разработать и довести до армий план прикрытия сухопутной границы с Восточной Пруссией… Вот что говорит об этом в своих воспоминаниях генерал Собенников: "28 мая 1941 года я был вызван с начальником штаба генерал-майором Г. А. Ларионовым и членом Военного совета дивизионным комиссаром С. И. Шабаловым в штаб округа, где командующий войсками генерал-полковник Ф. И. Кузнецов наспех ознакомил нас с планом обороны. ...Все это проходило в большой спешке и несколько нервной обстановке. План был получен для ознакомления и изучения начальником штаба. Он представлял собой довольно объемистую толстую тетрадь, напечатанную на машинке. Примерно через 1,5—2 часа после получения плана, не успев еще с ним ознакомиться, я был вызван к генерал-полковнику Ф. И. Кузнецову, который принял меня в затемненной комнате и с глазу на глаз продиктовал мое решение… Мои записи, а также начальника штаба были отобраны. Мы получили приказание убыть к месту службы, При этом нам обещали, что указания по составлению плана обороны и наши рабочие тетради будут немедленно высланы в штаб армии. К сожалению, никаких распоряжений и даже своих рабочих тетрадей мы не получили".»
Что командарма с НШ наспех ознакомили с планом прикрытия я еще допускаю, учитывая обстановку. Что ком. округом продиктовал решение командарму – тоже. Но объяснить причину, по которой ОТНЯЛИ СЕКРЕТНЫЕ РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ У КОМАНДАРМА И ЕГО НШ??? Для меня это дико. Не получив плана прикрытия, не получив выписок из этого плана, начинать перерабатывать армейские планы?! Их же надо согласовывать с НКВД, связистами, железнодорожниками, вносить изменения в моб. план. И все это на основании УСТНЫХ указаний ком. округом?! Кроме того, режим хранения рабочих тетрадей исключает доступ к ним посторонних лиц. Чего испугались? А ведь новый план обороны нужно доводить до подчиненных частей! Что, тоже ссылаясь на устные указания ком. округом?! А если НШ армии, разрабатывая документы по памяти, что-нибудь напутает или забудет? Под расстрел ведь пойдет.
Или так спешили с переработкой плана прикрытия, что ЗАБЫЛИ довести до армии? За 3 недели (до 22) не смогли переслать тетради из штаба округа в армию? А армия почему молчала, почему не требовала НОВЫЙ ПЛАН? Что, не очень то и нужен был?
Я этот вопрос на ВИФ-2 поднимал, но никто на него не ответил. Алексей Исаев элегантно увел разговор на ширину полос обороны дивизий, но это не то. Заниматься таким делом, как переработка плана прикрытия, без официального подтверждения сверху – очень странно.
2. Из книги Владимирского (rkka.ru):
План прикрытия государственной границы в полосе 5-й армии, по существу представлявший наметку армейской оборонительной операции, имел ряд существенных недостатков.
- Так, например, предусматривался только один вариант развертывания войск армии — на приграничном оборонительном рубеже.
- Совершенно не учитывалась возможность нападения противника до занятия этого рубежа нашими войсками, на этот случай не были предусмотрены и подготовлены запасные рубежи в глубине и возможные варианты развертывания на них войск армии.
- В плане не была четко выражена основная идея обороны, то есть на каком направлении необходимо сосредоточить главные усилия. Этот существенный пробел в решении командующего 5-й армией явился отчасти следствием того, что командующий КОВО в своей директиве перечислил три направления, которые армия должна была прочно обеспечить (холмско-ковельское, красноставско-луцкое и сокальско-гороховское), но не указала какое из них он считает главным, а генерал Потапов не детализировал этот важный вопрос, исходя из оценки конкретных условий обстановки в полосе 5-й армии.
- Намеченная планом прикрытия группировка войск первого эшелона в обороне имела кордонный характер, с равномерным распределением сил по всему фронту, без Уплотнения боевых порядков на наиболее важных направлениях. В среднем на одну стрелковую дивизию первого эшелона приходилось 45 км обороняемого фронта, а на стрелковый батальон — 6—7 км, что в 3—4 раза превышало существовавшие тогда тактические нормы обороны.
- Не предусматривался фланговый маневр силами и средствами, перебрасываемыми со смежных участков, для контрударов и контратак по противнику, вклинивающемуся на вероятных направлениях его ударов.
- Рассредоточенное расположение войск 5-й армии в пунктах постоянной дислокации и значительное удаление армейского и корпусных резервов от границы обрекали ее силы на запоздалое и разновременное вступление в бой в невыгодной группировке.
- Время начала осуществления всех мероприятий по приведению войск в полную боевую готовность и по развертыванию для боя на приграничном рубеже исчислялось не от Д, то есть от дня начала боевых действий, а от М, то есть от дня начала мобилизации, что было неверно, так как военные действия могли начаться и фактически начались еще до объявления мобилизации.
- План инженерного обеспечения был недостаточно продуман и практически не выполним. Предусмотренные им мероприятия по возведению инженерных сооружений в глубине путем дополнительного строительства корпусных и армейских оборонительных полос, из-за огромного объема работ должны были быть осуществлены еще в мирное время, а не с вводом и действие плана прикрытия, когда для этого не хватило бы ни времени, ни сил. Поэтому вся система инженерного оборудования местности в полосе армии фактически ограничилась возведением в мирное время только одной полосы полевых сооружений вдоль границы, так называемого предполья, и началом строительства полосы долговременных сооружений УРов в южной части района прикрытия 5-й армии на участке Устилуг, Крыстынополь, причем к началу войны полоса была готова всего лишь на 25—30 процентов.
- План заграждений и разрушений в армии не был детально разработан, и поэтому соединениям давались лишь указания общего характера о минировании мостов и дорог в своих полосах. А штабы соединений, как оказалось на практике, не сумели обеспечить своевременную доставку мин и взрывчатых веществ, хранившихся на складах в Шацке, Любомле и Порицке, к объектам,. подлежащим разрушению, и поэтому эти планы остались нереализованными.
- Серьезного упрека заслуживает инженерная служба КОВО и 5-й армии за отсутствие договоренности с командованием погранвойск НКВД о том, кто ответствен за подрыв мостов на реке Западный Буг. Эти мосты находились под охраной войск НКВД, которые не подготовили их к взрыву, и поэтому они достались противнику в полной исправности.
- Войска 5-й армии по сравнению с немецко-фашистскими армиями находились в пониженной боевой готовности, а мотомехвойска оказались небоеготовы. Стрелковые соединения можно было считать в общем боеспособными. Но ввиду того, что они не выводились из казарм и лагерей на свои рубежи, а пункты управления и тылы были не развернуты, боевая готовность их к началу войны фактически не обеспечивала выполнения поставленных задач.
- Танковые и моторизованные соединения, не закончившие формирования, недоукомплектованные командным составом и оснащенные устаревшей и изношенной материальной частью, не имевшие противотанковой артиллерии и не обеспеченные ремонтно-восстановительными средствами, но могли успешно выполнять задачу главной маневренной и ударной силы сухопутных войск, по имели возможность действовать как стрелковые войска с танковым усилением.
Возникает естественный вопрос – ХОТЬ К ОДНОМУ ВОПРОСУ ПО ОБОРОНЕ БЫЛИ ГОТОВЫ?
Темы учений армейского и фронтового звена ЗОВО на май 41 года:
- Игры в 5, 12, 6 А и Кавгруппе по теме: «Тыл в наступательной операции» - 3-17 мая
- Фронтовая наступательная игра под руководством командующего КОВО – 7-10 мая
- КШУ армий и корпусов Киевского ОВО по отработке наступательной операции 12-30 мая
- Директива по оперативной подготовке войск Киевского ОВО на летний период № А-1/0067. Войскам отработать вопросы: во фронтовом звене – наступательная фронтовая операция с прорывом укрепленной полосы; в армейском звене – наступательная операция армии; в корпусном и дивизионном звене – встречный бой, наступательный бой, оборонительный бой с последующим переходом в наступление. Для танковых войск: встречный бой, действия на фланге в наступательной операции, вхождение в прорыв, оборона с последующим переходом в наступление – 23 мая
До войны – месяц!
Или это только в ПрибВО «…Все это проходило в большой спешке и несколько нервной обстановке»? А в КОВО тишь да гладь. Мы наступать будем! С небоеготовыми мотомехвойсками!
На это могут возразить, что мол, на заголовки смотреть не стоит, нужно смотреть на отрабатываемые вопросы. Как пример, ссылаются на два момента:
1. Взято с ВИФ-РЖ, цитата и вопросы Cat 20.10 13:51
«Осенью 1940 года по разработке и под руководством Генерального штаба в Белоруссии проводилась большая штабная военная игра на местности со средствами связи. На игру привлекались управление военного округа (в роли фронтового управления) и армейские управления. По исходной обстановке противник сосредоточил против войск Западного фронта значительно превосходящие силы и перешел в решительное наступление. 3, 10 и 4-я армии Западного фронта, прикрывая сосредоточение и развертывание главных сил фронта, с тяжелыми боями отходили от рубежа к рубежу, проводя механизированными соединениями короткие контрудары с ограниченными целями, чтобы дать возможность подготовить войскам оборонительный рубеж или ликвидировать угрозу окружения. Отход продолжался примерно до рубежа Слоним, Пинск, с которого прикрывающие армии совместно с подошедшими и развернувшимися свежими армиями перешли в контрнаступление, нанесли противнику поражение, отбросили его к границе и создали условия для следующего этапа наступательной операции.
Как видно из изложенного, обстановка на учении создавалась весьма близкой к условиям начала войны с Германией, но, к сожалению, эта военная игра имела крупный недостаток. Основное внимание на ней обращалось не на организацию отражения наступления противника, а на проведение контрнаступления.»
===Часть вопросов снимается, новые появляются:
1. Если 3, 10 и 4 армии только прикрывали развертывание "главных сил округа", то вас ис дас эти "главные силы"? Даже в июне 41-го кроме вышеперечисленного там вроде были лишь четыре сд и ВДК. И этими "свежими силами" перешли в контрнаступление? Это даже не смешно.
2. Что значит "Основное внимание обращалось не на организацию обороны, а на контрнаступление"?
То есть "оборонительный этап" рассматривался условно, с поблажками для "наших" (как тогда было принято)? В любой игре есть какие-то правила, они либо соблюдаются, либо нет. Если соблюдаются, то при чем здесь "недостаточное внимание"? Если нет, то... на фиг такие игры? :)
2. Темы январских игр: двусторонняя на северо-западном направлении по теме "Наступательная операция фронта с прорывом УР".
Дать практику высшему командованию :
а) В организации и планировании фронтовой и армейской операции,
ее боевом, и материальном обеспечении на всю глубину.
б) В управлении операцией, организации и обеспечении взаимодействия
вооруженных сил и родов войск и управления тылом
2. Проработать и усвоить основы современной наступательной операции
фронта и армии в частности:
а) Организацию и методы прорыва УР с преодолением сильно развитых
в глубину заграждений.
б) Форсирование крупной речной преграды.
в) Организацию и проведение противодесантной операции с целью не
допустить высадки морского и воздушного десанта.
г) Организацию обеспечения и высадки крупного авиадесанта.
д) Ввод в прорыв конно-механизированных групп.
е) Взаимодействие с морским флотом.
3. Изучить Прибалтийский театр военных действий и Восточную Пруссию.
4. Ознакомится с основами оборонительной операции и методами обороны
УР.
Указывают на п. 4 как на доказательство отработки оборонительной операции. Однако ОЗНАКОМЛЕНИЕ с основами и ОТРАБОТКА операции это отнюдь не одно и тоже.
Вот если бы темы игр звучали так:
Дать практику высшему командованию :
а) В организации и планировании фронтовой и армейской оборонительной операции,
ее боевом, и материальном обеспечении на всю глубину.
б) В управлении оборонительной операцией, организации и обеспечении взаимодействия
вооруженных сил и родов войск и управления тылом
2. Проработать и усвоить основы современной оборонительной операции
фронта и армии в частности:
3. Ознакомится с основами наступательной операции и методами обороны УР.
Что такое ознакомление приведу на примере. По тревоге подвижный узел связи убывает на загородный пункт управления, где развертывает р/релейную станцию в направлении на УС округа. По карте расстояние около 10 км, прямая видимость. По теории для релейки хватает вполне. И в распоряжении по связи на КШУ все выглядит здорово. Это так сказать «ознакомились с основами». А на практике все вышло не так здорово. Прибыли, развернулись, связи нет. Проверили аппаратуру – связи нет. Мучились, мучились. Наконец, начальник УС решил передвинуть станцию на 20 м. в сторону. Встали, все пошло. И идет до сих пор.
Вот это называется «Дать практику в организации и обеспечении взаимодействия
вооруженных сил и родов войск».
Что скажете?
Всех благ, Сергей Яшкин