От Исаев Алексей Ответить на сообщение
К Исаев Алексей
Дата 27.10.2001 10:27:50 Найти в дереве
Рубрики Суворов (В.Резун); Версия для печати

Исправленный и углубленный вариант

ТЕКСТ

Опыт войны показал, что в случае, когда советским войскам ставилась задача обороняться, и войска зарывались в землю, то есть отрывали траншеи полного профиля, оборудовали блиндажи, огневые позиции для танков и артиллерии, прикрывали передний край противотанковыми рвами, минными полями, проволочными и другими заграждениями, то противнику такую оборону прорвать не удавалось. Примеры: Ленинград, Москва, Сталинград, Курск. Все стратегические прорывы германских войск в ходе войны удавались только тогда, когда советским войскам запрещали зарываться в землю и готовить оборону. Примеры: июнь 1941 года - по всей границе, Харьков - в мае 1942 года, Крымский фронт - в том же месяце. В 1941 году Красная Армия имела счастливую возможность создать неприступную оборону от моря до моря.


КОММЕНТАРИЙ

Пример В.Суворова с Харьковом в мае 1942 г.не имеет ничего общего с действительностью. Удар танков Клейста пришелся по южному фасу Барвенковского выступа, в полосе Южного фронта.
Войскам 57 и 9 А Южного фронта, находившимся на южном фасе выступа, никто не запрещал «зарываться в землю и готовить оборону». Напротив, руководство Южного фронта прямым текстом говорит об обороне. В качестве доказательства приведу выдержки из двух документов, подписанных руководством ЮФ.
Документ №1. Из директивы командования Южфронта № 00177 на оборону от 6 апреля 1942
«1. Противник продолжает обороняться на всем фронте, усиливая свою группи-ровку на красноармейском и славянско-краматорском направлениях за счет подвоза пополнения из глубины и переброски части сил с таганрогского и макеевского направлений.
Резервы его — в районах Павлоград, Красноармейское, Краматорское, Арте-мовен, Макеевка, Мариуполь.
Отмечен подход резервов из глубины на линии Днепропетровск—Запорожье.
Возможны активные действия противника в направлениях: барвенковском, ли-сичанском и ворошиловградском.
2. Армии фронта прочно закрепляются на занимаемых рубежах, обеспечивая своим правым крылом наступление войск ЮЗФ на харьковском направлении и ле-вым крылом прикрывая ворошиловградское и ростовское направления.
[…]
12. От всех командармов и командиров сд требую прочной обороны, развитой в глубину, с продуманной системой огня, ПТО, с максимальным развитием оборонительных сооружений и ПТ и ПП препятствий и широким приспособлением к обороне населенных пунктов.
[…]
Командующий Южным фронтом Член военного совета Южного фронта
Малиновский Корниец
Начальник штаба Антонов
ЦАМО, ф. 251. on. 646, д. 265, лл. 119—120, 122—123. Подлинник.»
Документ №2. Доклад командования Южфронта начальнику Генштаба КА о прорыве оборонительной полосы 9 А 17—20 мая 1942 г. от 7 июня 1942 г.
«При личном вызове военного совета фронта (генерал-лейтенанта Малиновского. членов военного совета т. Корнийца, генерал-майора Вершинина и начальника штаба фронта генерал-лейтенанта Антонова) к главкому ЮЗН маршалу тов. Тимошенко 6.4.42 г. был получен приказ главкоме: Южному фронту прочно закрепиться на зани-маемых рубежах, обеспечивая своим правым крылом наступление войск ЮЗФ на харьковском направлении и левым крылом прочно прикрыть ворошиловградское и ростовское направления» (Подписи под вторым документом те же, цитируется по ВИЖ №2 за 1990 г., ЦАМО, ф. 251. on. 646, д. 189, лл. 2—4, 23. Подлинник.)

В сражении на дальних подступах к Москве советские войска также имели приказ на оборону и траншеи полного профиля. И.С.Конев, командовавший в то время Западным фронтом, пишет: «После наступательных боев войска Западного и Резервного фронтов по указанию Ставки в период с 10-16 сентября перешли к обороне» (Записки командующего фронтом, М., Голос, 2000 г., стр. 52). Иван Сергеевич говорит, что войсками Западного фронта были впервые применены траншеи вместо применявшихся ранее стрелковых ячеек. Мероприятия фронта были закреплены 27 сентября директивой Ставки ВГК № 002373. Войскам Западного фронта предписывалось перейти к жесткой обороне. Директива рекомендовала ровно то же, что считает достаточным условием устойчивости обороны В.Суворов, зарыться в землю:
«1. На всех участках фронта перейти к жесткой, упорной обороне, при этом ведя активную разведку сил противника и лишь в случае необходимости предпринимая частные наступательные операции для улучшения своих оборонительных позиций.
2. Мобилизовать все саперные силы фронта, армий и дивизий с целью закопаться в землю и устроить на всем фронте окопы полного профиля в несколько линий с ходами сообщения, проволочными заграждениями и противотанковыми препятствиями».(Цитируется по Русский Архив. Великая отечественная, Т.5(1), стр.208-209).
И этот приказ выполнялся: «Почти всюду были вырыты окопы полного профиля с ходами сообщения. На танкоопасных направлениях устанавливались мины, а там, где возможно, рылись эскарпы и противотанковые рвы. Строили блиндажи и козырьки для огневых точек». (ВИЖ, №9 за 1981 г. Генерал-лейтенант М.Лукин. «В Вяземской операции»).
Тем не менее фронт советских войск был взломан и Вяземский котел стал одним из самых страшных поражений РККА в первый год войны.