От Исаев Алексей Ответить на сообщение
К All
Дата 26.10.2001 09:49:22 Найти в дереве
Рубрики Суворов (В.Резун); Версия для печати

Комментарий к День М. Глава 15

ТЕКСТ

Опыт войны показал, что в случае, когда советским войскам ставилась задача обороняться, и войска зарывались в землю, то есть отрывали траншеи полного профиля, оборудовали блиндажи, огневые позиции для танков и артиллерии, прикрывали передний край противотанковыми рвами, минными полями, проволочными и другими заграждениями, то противнику такую оборону прорвать не удавалось. Примеры: Ленинград, Москва, Сталинград, Курск. Все стратегические прорывы германских войск в ходе войны удавались только тогда, когда советским войскам запрещали зарываться в землю и готовить оборону. Примеры: июнь 1941 года - по всей границе, Харьков - в мае 1942 года, Крымский фронт - в том же месяце. В 1941 году Красная Армия имела счастливую возможность создать неприступную оборону от моря до моря.


КОММЕНТАРИЙ

Пример В.Суворова с Харьковом в мае 1942 г.не имеет ничего общего с действительностью. Удар танков Клейста пришелся по южному фасу Барвенковского выступа, в полосе Южного фронта.
Войскам 57 и 9 А Южного фронта, находившимся на южном фасе выступа, никто не запрещал «зарываться в землю и готовить оборону». Напротив, руководство Южного фронта прямым текстом говорит об обороне. В качестве доказательства приведу выдержки из двух документов, подписанных руководством ЮФ.
Документ №1. Из директивы командования Южфронта № 00177 на оборону от 6 апреля 1942
«1. Противник продолжает обороняться на всем фронте, усиливая свою группи-ровку на красноармейском и славянско-краматорском направлениях за счет подвоза пополнения из глубины и переброски части сил с таганрогского и макеевского направлений.
Резервы его — в районах Павлоград, Красноармейское, Краматорское, Арте-мовен, Макеевка, Мариуполь.
Отмечен подход резервов из глубины на линии Днепропетровск—Запорожье.
Возможны активные действия противника в направлениях: барвенковском, ли-сичанском и ворошиловградском.
2. Армии фронта прочно закрепляются на занимаемых рубежах, обеспечивая своим правым крылом наступление войск ЮЗФ на харьковском направлении и ле-вым крылом прикрывая ворошиловградское и ростовское направления.
[…]
12. От всех командармов и командиров сд требую прочной обороны, развитой в глубину, с продуманной системой огня, ПТО, с максимальным развитием оборонительных сооружений и ПТ и ПП препятствий и широким приспособлением к обороне населенных пунктов.
[…]
Командующий Южным фронтом Член военного совета Южного фронта
Малиновский Корниец
Начальник штаба Антонов
ЦАМО, ф. 251. on. 646, д. 265, лл. 119—120, 122—123. Подлинник.»
Документ №2. Доклад командования Южфронта начальнику Генштаба КА о прорыве оборонительной полосы 9 А 17—20 мая 1942 г. от 7 июня 1942 г.
«При личном вызове военного совета фронта (генерал-лейтенанта Малиновского. членов военного совета т. Корнийца, генерал-майора Вершинина и начальника штаба фронта генерал-лейтенанта Антонова) к главкому ЮЗН маршалу тов. Тимошенко 6.4.42 г. был получен приказ главкоме: Южному фронту прочно закрепиться на зани-маемых рубежах, обеспечивая своим правым крылом наступление войск ЮЗФ на харьковском направлении и левым крылом прочно прикрыть ворошиловградское и ростовское направления» (Подписи под вторым документом те же, цитируется по ВИЖ №2 за 1990 г., ЦАМО, ф. 251. on. 646, д. 189, лл. 2—4, 23. Подлинник.)

В сражении на дальних подступах к Москве советские войска также имели приказ на оборону:
Директивой Ставки ВГК № 002373 войскам Западного фронта предписывалось перейти к жесткой обороне. Директива рекомендовала ровно то же, что считает достаточным условием устойчивости обороны В.Суворов, зарыться в землю:
«1. На всех участках фронта перейти к жесткой, упорной обороне, при этом ведя активную разведку сил противника и лишь в случае необходимости предпринимая частные наступательные операции для улучшения своих оборонительных позиций.
2. Мобилизовать все саперные силы фронта, армий и дивизий с целью закопаться в землю и устроить на всем фронте окопы полного профиля в не-сколько линий с ходами сообщения, проволочными заграждениями и противотанковыми препятствиями».
И этот приказ выполнялся: «Почти всюду были вырыты окопы полного профиля с ходами сообщения. На танкоопасных направлениях устанавливались мины, а там, где возможно, рылись эскарпы и противотанковые рвы. Строили блиндажи и козырьки для огневых точек». (ВИЖ, №9 за 1981 г. Генерал-лейтенант М.Лукин. «В Вяземской операции»).
Тем не менее фронт советских войск был взломан и Вяземский котел стал одним из самых страшных поражений РККА в первый год войны.