|
От
|
Александр Антонов
|
|
К
|
tarasv
|
|
Дата
|
06.10.2009 17:05:05
|
|
Рубрики
|
Современность;
|
|
Re: После публикации
Здравствуйте
> На любых скоростях больших скорости сваливания рулит крыло на котором можно создать силы превышающие на порядок и более возможности как двигателей с ОВТ так и руля направления. Раз так в 20 или 30 запросто.
Если оперировать в рамках классической терминологии, в которой крыло главным образом создает подъемную силу (несёт), а оперение обеспечивают продольную, путевую устойчивость и управляемость ЛА, то мы не запутаемся.
>Поэтому и руль высоты с элеронами и ОВТ выполняют в первую очередь задачу поворота крыла относительно вектора скорости, а искривляется траектория, тоесть осуществляется маневр, исключительно силами на крыле.
>Руль направления не может изменить положения крыла относительно вектора скорости, а создаваемые на нем силы невелики и поэтому в маневренности самолета он играет сугубо вспомогательную роль, его вобще можно убрать без особых последствий даже на самолете без ОВТ.
Оперение "ответсвенно" за устойчивость и управляемость ЛА. На сегодняшний день избавится в серии от вертикального оперения удавалось лишь на неманевренных самолётах (бомбардировщик B-2A - сакраментальный пример). Но даже для этого класса ЛА не всегда получалось в желаемой мере сократить его площадь. Сакраментальный пример, F-117A:
"...даже с работающими системами путевая устойчивость и управляемость все равно никуда не годятся, особенно при открытии створок отсеков вооружения или в случае отключения одного из двигателей. В итоге площадь килей на серийных самолетах пришлось увеличить на 50%..."
Если же речь о самолётах высокоманевренных, то задача только усложняется, потому что возникают проблемы обеспечения устойчивости и управляемости на режимах, на которых неманевренные самолёты просто не летают. За океаном опыты по сокращению площади киля на высокоманевренном самолёте проводили на экспериментальном X-31A. В наших местных условиях сходный эксперимент был проведён на С-37:
"...Вертикальное оперение конструкционно подобно оперению самолета Су-27, однако и мест значительно меньшую относительную площадь (это достигнуто за счет аэродинамической компоновки, обеспечивающей повышенную эффективность работы ВО на больших углах атаки). Кили имеют развал во внешнюю сторону, что, в сочетании с уменьшенной площадью ВО, снижает радиолокационную заметность самолета..."
И действительно С-37 был поднят в воздух без двигателей УВТ, но и "хуки" да "чакры" на нём никто не демонстрировал.
> А насчет малости килей ув МиГ-31 скорее всего сомневался в их способности выполнять их главную задачу - стабилизировать самолет.
Эффективность как оперения, так и УВТ зависит от скорости. С ростом скорости эффективность оперения возрастает, УВТ - падает. Цельноповоротные кили нормальной площали на сверхзвуковых скоростях так и вообще склонны демонстрировать чрезмерную эффективность:
"...Использование цельноповоротного киля способствовало уменьшению его площади, веса, аэродинамического сопротивления и улучшения поведения машины на взлетно-посадочных режимах с боковым ветром... От цельноповоротного вертикального оперения отказались из-за чрезмерной эффективности, заменив его традиционным килем с рулем направления..." - это об М-50/М-52.
Какой сделаем вывод? Я сделал вывод что на картинке всё правильно и всё логично.
С уважением, Александр