|
От
|
Максим Гераськин
|
|
К
|
Игорь Куртуков
|
|
Дата
|
23.10.2001 15:03:27
|
|
Рубрики
|
Суворов (В.Резун);
|
|
Re: Коментарии к...
>Владимир Богданович лукавит. Гудериан повествует об этом так: "Еще в 1933 г. я знал, что единственный русский танковый завод выпускал в день 22 машины типа “Кристи русский”". Те есть он не утверждает что посещал завод, не говорит где был этот завод, и умалчивает что это был за завод.
"Воспоминания солдата", стр.?
>Трудно назвать танки БТ "ПОБОЧНОЙ" продукцией ХПЗ. Если в 1935-1939 производилось 200-300 паровозов ежегодно, то производство танков колебалось около отметки в 1000 штук (по данным историка Свирина).
Как-то "по данным историка Свирина" звучит странновато. Они не публиковались, эти данные?
>Заметим также, что кроме этого "ОДНОГО" завода, в СССР того времени имелся только один ДРУГОЙ завод сравнимой мощности - завод им.Ворошилова в Ленинграде, выпускавший танки Т-26.
Ссылочку бы...
>Это и неудивительно. Единственная немецкая делегация посещавшая Харьков Гудериана в своем составе не имела. И на Харьковский Паровозостроительный допущена не была - делегации был показан соседний Харьковский Тракторный завод. Глава делегации Боккельберг интересовался, производят ли на заводе танки. На это ему ответили чистую правду - на тректорном заводе танков не производят. ("Фашиский меч ковался в СССР". с. 317-320)
>Иначе говоря годовая продукцию ХПЗ превышала 6350 танков? С арифметикой у автора "Ледокола" совершенные нелады. Вот данные по выпуску танков БТ из книг Желтова и Павловых "Танки БТ" и по данным Свирина:
Формулировка, на мой взгляд, излишне эмоциональная. И опять этот Свирин;).
>ТЕКСТ 4-й
>Американский танк был куплен и переправлен в Советский Союз по ложным документам, в которых он числился сельскохозяйственным трактором.
>КОМЕНТАРИЙ
>В той же книжке Желтова и Павловых "Танки БТ" ч.1, с.4 мождно найти контракт на закупку "двух военных танков" между фирмой Кристи (US Wheel Track Layer Corporation) и советским неофициальным торгпредством - фирмой "Амторг".
Может, дополнить таким образом.
КОММЕНТАРИЙ
Вот как описывает эту историю "Полная энциклопедия танков мира. 1915-2000 гг.", Мн.: ООО "Харвест", 1999, стр. 108-109.
"В 1930 году была образована закупочная комиссия под руководством И.А. Халепского - начальника только что созданного Управления механизации и моторизации (УММ) РККА...
В июне 1930 года состоялась первая встреча Халепского и сопровождающих его членов комиссии Н.М. Тоскина и В.Д. Свиридова с американским конструкторм Уолтером Кристи. Тогда же у наших представителей появилась возможность ознакомиться с новейшей его разработкой - танком M1931...
Состоялось заключение договора на поставку двух танков в полной комплектации с технологической документацией и правом на их изготовление на территории СССР...
24 декабря обе машины отбыли в СССР.
Обе стороны не делали тайны относительно сделки: Кристи уведомил госдепартамент США о том, что он продал "Амторгу" (торговая советско-американская организация) два танка, и без проблем получил разрешение на их вывоз...
Вскоре нужда в деньгах заставила американского пойти на поклон к представителям СССР, которым он предложил купить новейший образец - "летающий танк" M1932. Машина была приобретена нашей стороной за 20000 долларов и тайно ( в данном случае госдепартамент США наложил запрет на продажу) летом 1932 года переправлен в СССР, где получила обозначение БТ-32. Она прошла испытания и даже была показана на военном параде в Харькове.
Что касается M1931, то танки, прибывшие в СССР в начале 1931 года, подверглись всестороннему изучению и испытаниям...
13 февраля 1931 года постановлением РВС СССР танк приняли на вооружение под индексом БТ-2." (конец цитаты).
Таким образом, согласно источнику, танк, выпускавшийся под индексом БТ-2, был закуплен впоне официально.