1-й децентрализованный вариант намного более вероятен
>А вот вариантов равития Руси всего два:
>1. Дальнейшая дешентрализация по германскому принципу на ближ. лет 100-150.
>2. Локальная централизация вокруг сильнейших родов Рюриковичей.
>Я лично сторонник второго варианта и считаю, что определенные тенденции к централизации в С-В Руси имелись. Правда грызня детей Вс.Б.Г. несколько нарушает картину, но в общем тенденций к отпадению территорий Владимирского дома не заметно.
>Т.е. на мой взгляд будет 2-3-4 крупных образования (довольно условно - ВСК, ГВК, Смоленское или Черниговское княжество). Постепенно 2 полюса Руси (Галич и Владимир) растянут наследие Рюрика на себя и разделятся примерно как Германия и Франция.
>ТЬ.е. лет через 150-200 на территории Руси возникнут 2 крупных, довольно богатых, не очень дружественных друг к другу, в меру централизованных, восточно - славянских гос-ва, которые и развернуть эксппансию на восток.
Если отпадет татаро-монгольский погром, не будет
а) перекоса в пользу севера, намного слабее пострадавшего от нашествия,
б) искусственной централизации на сев.-востоке через введение централизованного налогооблажения (сначала в пользу Зол. Орды, а потом московских вел. князей).
В то же время все механизмы децентрализации, столь наглядно работавшие в поледнее столетие перед нашествием, продолжат действовать в полную силу. Ничто не будет мешать рюриковичам и дальше грызться между собой и делить наследство между братьями.
На юге будут два полюса, в Галиче и Чернигове, находящихся в постоянной борьбе из-за промежуточных киевских земель. Вероятно, вырастут в два равноценных феодальных "герцогства". Причем трудно сказать, у кого будут шансы лучше, поскольку у каждого есть свои сильные и слабые стороны:
у Галиции - более высокий уровень развития благодаря близости к европейской цивилизации, но одновременно большая наклонность к феодальной раздробленности и социально-классовой борьбе, плюс сильное давление со стороны Польши и Венгрии (одновременно являющихся примером); вероятно, там и образуется государство польско-венгерского типа;
у Заднепровья - меньшее дробление рюриковичей и вообще большая сплоченность из-за угрозы кочевых нападений, при этом возможность расширения в сторону степи, Крыма и Кавказа, коммерческого подсоединения к Вел. шелковому пути, но одновременно большая рассеянность населения, бедность и отсталость. Тоже может образоваться устойчивое государство, но какого-то "сарматского" типа.
Оба будут феодально раздробленные (т.е. с преобладанием наследственной вотчины над поместьем), но с признанным государем.
В то же время север будет оставаться в тени, и децентрализация в нем значительно усилится и ускорится. С одного бока будут еще более независимые републики Новгород и Псков, чье неизбежное расхождение ускорится (причем у Пскова есть шансы сильно пострадать как от немцев, так и от новгородцев, поскольку ему не будет тверской и московской помощи); с другого бока, усиленно дробящееся Вл.-Суздальское кн-во плюс Рязань с Муромом. Рюриковичей там будет больше, чем в реальности (татары их прореживать не будут), высших ханских авторитетов для них не будет, поэтому резня и дележ ожесточатся. Плюс не будет большого потока беженцев с юго-запада, что замедлит экономическое развитие.
В общем, на севере образуется какая-то Недогермания, варящаяся в собственном соку, поскольку едва ли её завоюют какие-либо успешные завоеватели ввиду природно-климатических причин.
При этом останется и суверенный Смоленск где-то посередине, малоуязвимый из-за окружающих хлябей, но неспособный на выдающиеся роли из-за отсутствия сельскохозяйственной базы.
Точно так же сохранятся Турово-Пинское, Минское, Полоцкое княжества, относительно бедные и отсталые, но труднопокоряемые ввиду заболоченности. Не исключено, что их объединение с Литвой свершится все равно - но не на литовских условиях. Литве придется просить их помощи против немцев и принимать православие; при этом помощь будет оказана, так как западнорусские княжества в борьбе с поганой латыной смогут опираться на союзников из княжеств севера и юга.
Т.е. ВКЛ будет значительно меньше и более "русифицированное", а надобность в союзе с католической Польшей отпадет.
Станет значительно жестче и тяжелее для немцев-датчан-шведов борьба в Прибалтике; возможно, им даже придется отказаться от пограничных городов типа Юрьева и Выборга.
Но полностью выбить Тевтонский орден и предотвратить балтийскую монополию Ганзы не удастся, и в конечном счете события пойдут по примерно тому же руслу, что и пошли - упорядочивание границы и торговля в Новгороде.
В общем, будет раздробленность с многочисленными "центрами силы".