>В эти времена весь вопрос - в делимости домена великого князя и возможности для него (а не для родственников) территориальной экспансии и наращивания лично своего неделимого брюха.
Вопрос был ясно решен в пользу деления домена еще лет за 20 до Батыя. Когда после смерти Константина Всеволодовича его несовершеннолетние сыновья получили не последние города Ростов и Ярославль, а на владимирский стол сел брат Юрий Всеволодович, в свою очередь раздавший разные города в уделы трем своим сыновьям еще при жизни. И Ярославу Всеволодовичу с многочисленными сыновьями тоже достались города.
Эдакое равновесие между братьями, отнюдь не склонными автоматически подчиняться старшему (иначе с чего бы случилось побоище при Липице в 1216 г.).
Кстати, такой раздел почти гарантировал феодальную междоусобицу после смерти Юрия Всеволодовича, поскольку на владимирский стол появились бы три претендента со своими правдами - Ярослав Всеволодович с голодным потомством (как следующий по старшинству), Всеволод Юрьевич (как прямой наследник предыдущего вел. князя) и Василько Константинович Ростовский (как наследник старшего из Всеволодовичей).
Только Батыево нашествие на одно поколение отсрочило междоусобицу.
В общем, дележ в ВСК шел по совершенно тем же принципам, как на юге, уважение к "старшим" было тоже на том же уровне, и последствия были бы неизбежно те же - т.е. непрерывная внутренняя война и дробление.
>У владимиро-суздальских великих князей были хорошие перспективы централизации доходов за счет контроля над транзитными путями по Волге.
Без Орды должность владимирского вел. князя превратилась бы в фикцию еще быстрее.