От Константин Федченко Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 04.08.2009 13:18:23 Найти в дереве
Рубрики Современность; Версия для печати

Анадырь, Кама, дальше - ничего

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/c/c1/Arkhipov-vasiliy-aleksandrovich.jpg/180px-Arkhipov-vasiliy-aleksandrovich.jpg


Говорят, этому человеку обязаны жизнью все, кто живет после 28.10.1962...


27 октября 1962 года был сбит американский самолет-разведчик У-2.В Штатах началась паника – люди, боясь ядерного удара, стали уезжать на северо-запад, к Аляске, под Канаду.
...
в самый критический момент, ночью 27 октября, готовили полетные задания. Целями поражения были Нью-Йорк, Вашингтон, то есть ближайшие города, до которых доставали наши ракеты.
...
20.10.1962 г. на двадцатые сутки плавания лодки (Б-130, Б-36, Б-59 и Б-4), в условиях Саргассова моря, оказались в сложнейших условиях. Здесь четырем одиноким субмаринам противостоял почти весь многочисленный американский флот, включая 8 авианосцев и вертолетоносцев плюс корабли охранения и самолеты берегового базирования, имевшие своей задачей обнаружение и принуждение советских лодок к всплытию. В свою очередь, дизель-электрические подводные лодки того времени нуждались в периодическом всплытии для подзарядки аккумуляторных батарей. А обстановка как раз и не позволяла сделать это даже под РДП. К тому же, высокая температура в отсеках, доходившая до 60 градусов, осложняла несение вахт личным составом и в ряде случаев приводила к тепловым ударам. Предназначенная для применения в северных условиях техника в тропических условиях часто выходила из строя. Особенно опасными представлялись выходы из строя, даже кратковременные, приемников, позволявших получать информацию о работе РЛС патрульных самолетов США. Вынужденные подвсплывать каждые 4 часа для сеансов связи с Москвой, лодки рисковали демаскировать себя. Более того, находясь длительное время под водой и не зная обстановки, подводники только по отсутствию реальной бомбежки узнавали, находятся ли СССР и США в состоянии войны или еще нет. Не надо забывать, что лодки маневрировали с боевыми торпедами, поэтому малейшая ошибка или нервный срыв одного командира могли привести к непоправимым последствиям….
10–11.1962 г. ПЛ прибыла в район действия сил ПЛО 25 октября и двое суток продолжала движение, оставаясь необнаруженной ни кораблями, ни самолетами США. Но 27.10 лодку все же обнаружил патрульный самолет «Нептун» и навел на нее противолодочные корабли. Почти сутки лодка пыталась оторваться от преследователей, но разрядившаяся аккумуляторная батарея не оставляла другого выхода, кроме как всплыть. Ранним утром 28 октября ПЛ всплыла на расстоянии прямой видимости от авианосца Рэндолф. Находившиеся в воздухе несколько штурмовиков типа «Треккер», поочередно, пролетая над лодкой, включали прожектора и вели огонь из пушек по курсу ПЛ. Затем к лодке приблизился эсминец «Бэрри», сделавший запрос о названии и государственной принадлежности лодки, а затем потребовавший застопорить ход.

Капитан 2-го ранга Василий Александрович Архипов (НШ 69-й БрПЛ) был старшим на борту. Утверждается, что после вынужденного всплытия и последующего обстрела командир ПЛ Валентин Григорьевич Савицкий приготовился запустить ответную атомную торпеду, которая уже была снаряжена в торпедном аппарате. Однако Архипов проявил выдержку, обратил внимание на сигналы со стороны американских кораблей и остановил Савицкого. В результате лодка ответила сигналом «Прекратите провокацию», после чего самолёт был отозван и ситуация несколько разрядилась.

"Аккумуляторы на Б-59 разрядились до "воды", работало только аварийное освещение. Температура в отсеках - 45-50 градусов, а в электромоторном - и вовсе больше 60. Невыносимая духота. Содержание углекислого газа достигло критического, практически смертельного для людей уровня. Кто-то из вахтенных потерял сознание, упал. За ним второй, третий. Посыпались как костяшки домино. Но мы еще держались, пытались уйти. Мучались так часа четыре. Американцы долбанули по нам чем-то посильнее гранат - очевидно, практической глубинной бомбой. Думали, все - финиш! после этой атаки вконец измотанный Савицкий, который к тому же не имел возможности выйти на связь с главным штабом ВМФ, рассвирепел. Вызвал он к себе офицера, приставленного к атомной торпеде, и приказал привести ее в боевое состояние. "Может, наверху уже война началась, а мы тут кувыркаемся, - возбужденно кричал Валентин Григорьевич, мотивируя свой приказ. - Мы сейчас по ним шарахнем! сами погибнем, их потопим всех, но флот не опозорим!" но стрелять ядерной торпедой мы не стали - Савицкий сумел обуздать свой гнев. Посовещавшись с начальником штаба бригады капитаном 2 ранга Василием Александровичем Архиповым и замполитом Иваном Семеновичем Масленниковым, он принял решение всплывать.[Три офицера на борту подводной лодки имели право запустить торпеду, если они единогласно приняли решение это сделать. Между тремя разгорелся спор, во время которого только Архипов был против нападения. В конце концов он убедил Савицкого дать команду на всплытие и дожидаться приказов из Москвы] Дали сигнал эхолотом, что по международным правилам означает "всплывает подводная лодка". Наши преследователи сбросили ход. Около 4 часов утра выскочили на поверхность. Сразу же стали бить зарядку и вентилироваться. На мостик вышли Савицкий, Архипов, Масленников, вахтенный офицер, сигнальщик и я. Не успели вдохнуть полной грудью, как ослепли. Со всех сторон американцы навели на нас прожекторы, которые светили сильными голубоватыми лучами. Словно люстра, над Б-59 завис вертолет с прожектором. А вокруг, насколько хватало глаз, мигали сигнальные огни сотен авиационных гидроакустических буев, покачивавшихся на волнах. Ими обложили нас, как волка красными флажками. Красивая и одновременно жуткая картина. Савицкий приказал поднять флаг, но не военно-морской, а государственный - красный, с серпом и молотом. Сразу же на ближайший эсминец, находившийся метрах в 40-50, дали семафор: "корабль принадлежит Союзу Советских Социалистических Республик. Прекратите ваши провокационные действия. Командир". Дали также в главный штаб радио с сообщением о всплытии и наших координатах, о том, что преследуемся противолодочными кораблями американского флота. "


Я спустился в лодку к своим ребятам-слухачам. От работающих одновременно радиостанций в эфире творилось что-то невообразимое. Перехватили мы депешу командира американской мобильной группы. Тот докладывал, что поднял русскую подлодку. Начало светать. С палубы "рэндолфа" стали взлетать противолодочные самолеты "треккер". Они делали круг, а затем на бреющем полете на высоте 20-30 метров проносились над б-59, стреляя по курсу лодки из пулемета. Так повторилось несколько раз. Потом лодку взяли в тиски эсминцы. Они навели на нас орудия. А наши дизеля колотили зарядку, экипаж дышал и приходил в себя. Из главного штаба пришла радиограмма с сообщением, что б-59 - вторая лодка, которую американцам удалось поднять. Нам предписывалось оторваться от противолодочных сил и следовать на запасную позицию в районе бермудских островов. Принялись думать, как это сделать. Вскоре перехватили сообщение с "рэндолфа" о том, что на авианосце прогорели трубки в одном из котлов. Ему приказали идти на ремонт в норфолк. Самолетов поубавилось. Но эскорт из 11 эсминцев остался. После утренней "боевой подготовки" американцы решили передохнуть. На надстройке одного из эсминцев появился небольшой джаз-оркестр. Сыграл "янки дудл", потом принялся наяривать буги-вуги. Американские моряки, выскочившие на палубу в касках, принялись лихо отплясывать. У нас атмосфера - совсем иная. Всем, кто нес вахту на мостике, савицкий приказал побриться и вести себя достойно. Когда американцы устроили концерт джаз-оркестра, вахтенный офицер б-59 стал ногой отбивать ритм. Савицкий тут же отправил его вниз.

===============
Вопрос знающим - действительно ли была процедура единогласного решения троих старших офицеров для применения ЯО? Какой статус имел командир ПЛ при нахождении на ее борту НШ бригады? Насколько ситуация с Б-59 была критичной, было ли вероятно применение ЯО?


С уважением