|
От
|
smertch
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
24.06.2009 23:32:43
|
|
Рубрики
|
WWII; 1941;
|
|
О БУСах больших и малых замолвлю я слово.
На прошедшем не так давно вялотекущем рубилове http://vif2ne.ru/nvk/forum/3/0.htm уважаемый уч. Малыш блестяще доказал на основании найденных им архивных документов (директив за март-апрель 1941г.), что никаких БУС в 1941 году не проводилось и не планировалось. Планировались лишь рутинные переобучения приписного состава и прочие мероприятия, не носящие мобилизационного характера.
Напомню один из основополагающих постулатов касаемо БУС:
"Мобилизационным планом 1941 года предусматривается проведение мобилизации по двум вариантам:
а) первый вариант предусматривает проведение мобилизации отдельных военных округов, отдельных частей и соединений, устанавливаемых специальным решением Совета Народных Комиссаров Союза ССР – скрытым порядком, в порядке так называемых "Больших учебных сборов (БУС)".
В этом случае призыв военнообязанных запаса, а также поставка приписанного к частям автотранспорта и конского состава производится персональными повестками, без объявления приказов НКО."
Ничего не было, правда, сказано о том, являются ли приведенные документы единственными на тему БУС по 1941 году. Не была отработана версия, не являются ли словосочетания из протокола решения Политбюро ЦК ВКП(б) от 8-го марта 1941 г "1. Разрешить НКО призвать на учебные сборы в 1941 году военнообязанных запаса в количестве 975.870 человек" теми самыми шифровками, запускающими механизм БУС. К примеру - 975.870 - БУС, 975.871 - не БУС, 975.872 - даешь Берлин прям щас.
Хотя, как мне понимается, уч. Малыш оперирует только исключительно серьезными архивными документами, отметая воспоминания и т.п. как "аберрацию памяти", считаю необходимым привести некоторые выдержки из "Описание боев 64 стрелковой дивизии с 22 июня по 3 июля 1941 года на Западных подступах к городу Минску", автор - нш-64 Белышев В.Ф.
"конце марта (или в начале апреля) 1941 г., согласно директиве командующего войсками Особого Белорусского Военного Округа, дивизией был призван приписной переменный состав отдельного саперного батальона и отдельного зенитного дивизиона.
Отдельный саперный батальон и отдельный зенитный дивизион, укомплектованные по штатам военного времени убыли из Смоленска. Отдельный саперный батальон был направлен под г. Гродно на строительство оборонительного сооружения на новой государственной границе. Отдельный зенитный дивизион отбыл на окружные сборы зенитных частей округа в лагерь Дретунь.
Штабом дивизии на летний период, в соответствии с приказом НКО и командования округа на летний период 1941 года, были тщательно разработаны планы боевой подготовки частей и штабов. Командование дивизии провело соответствующие совещания с командованием частей дивизии, все планы были вручены частям.
К концу июня кадровый состав должен был быть готов к приему и работе на сборах с приписным рядовым и начальствующим составом.
С выходом в лагерь штаб дивизии, штабы частей готовились к проведению общих сборов приписного (переменного) состава. Общее количество призываемых на сборы должно было составить 6000 человек, с учетом в том числе призванного ранее приписного состава отдельного саперного батальона и отдельного зенитного дивизиона.
Как известно, количество отпущенных пайков на сборы строго лимитировало призыв приписного состава на трехмесячные общие сборы. Поскольку саперный батальон и зенитный дивизион были призваны на более длительный срок, это снижало число призываемого приписного состава на общие сборы для остальных частей. Штабы частей должны были провести соответствующие расчеты и определить - какие категории приписного состава не призывать без ущерба боевого сколачивания частей.
Вся эта работа успешно проводилась. Сроки сборов приписного состава приближались.
В лагерь была выведена боевая техника н материальная часть та, что обеспечивала нормальную лагерную жизнь, боевую подготовку кадрового состава дивизии. Одновременно на зимних квартирах готовилась боевая техника и материальная часть подлежащего выведению (вывозу) с призывом приписного состава.
В средних числах мая командование дивизии, штаб дивизии с начальниками служб неожиданно были вызваны на проводимые командованием округа в районе Гродно окружные командно-штабные учения со средствами связи. Мы должны были прибыть в штаб 3-ей армии. Одновременно такой же вызов получило и командование 108 стрелковой дивизии, наш сосед по лагерю.
Учения закончились. Что греха таить - вздохнули мы свободно и собрались уже к себе в лагерь. Мы очень беспокоились, как там у нас идут дела. Приближалась напряженная работа в связи общими сборами
прим. Это, кроме учений на границе, все идет по планам учебы мирного времени.
Внезапно командира дивизии С.И. Иовлева и меня вызвали в штаб армии к начальнику штаба округа генералу Климовских. Прибыли, представляемся. Начальник штаба округа без всяких предисловий объявляет нам, что мы, т.е. С.И. Иовлев и я назначены на начинающиеся со 2 или 3 июня в Белостоке учения штабов с войсками, на которые должны немедленно выехать
прим. Еще одни внеплановые учения, уже с войсками, первые - RIE/
В лагере шла напряженная работа и боевая подготовка. Вечером 12 июня пришла телеграмма с вызовом меня, а также начальника штаба дивизии 108 полковника Олихвера в штаб округа. Вызывались к 12.00 13.6.1941 г. Пришлось немедленно выехать в Минск.
В чем срочность вызова, мы пока ничего не знали.
прим. Следующий раздел называется:
Большие учебные сборы
Во второй половине дня 13 июня я прибыл в штаб округа к сразу направился к начальнику оперативного отдела, чтобы выяснить причину внезапного вызове. Кроме нас с начштабдивом 108, оказались вызванными еще некоторые начальники штабов. Начальник оперативного отдела сообщил, что сейчас совместно с начальником отдела военных сообщений нас полностью проинформируют и введут в курс дела.
Нам (нескольким начальникам штабов дивизии) передали решение Военного Совета округа о проведении Больших учебных сборов (БУС) округа. В район учебных сборов наши дивизии перебрасывались железнодорожным транспортом. Район сборов будет указан особым распоряжением.
64 стрелковой дивизии:
для перевозки частей дивизии в район Больших учебных сборов выделяется 14 эшелонов, в которые необходимо во что бы то ни стало уложиться.
После сообщения начштабдивам количества назначенных эшелонов и выделяемого подвижного состава, были даны общие указания для всех соединений, а именно:
1) на сборы полностью убывает весь личный состав кадров дивизии;
2) на зимних квартирах остаются лишь мобилизационные ячейки и минимальные составы караульных команд;
3) на БУС взять:
а) палаточное имущество;
б) все учебные пособия и имущество, связанное с обучением и подготовкой подразделений;
в) боевую технику и материальную часть, транспортные средства, что разрешено иметь на лагерном сборе;
4) станция погрузки для дивизии ст. Дрогобуж.
5) время сборов, район их проведения, продолжительность последуют особым распоряжением;
К утру 16 июня нарочным представить в штаб округа план перевозок состава дивизии.
...............
На заданный мной вопрос Н0 1 штаба округа, - а как с обеспечением на Большие Учебные сборы боеприпасами? Почему об этом нет речи? - последовал ответ, что на сборы боеприпасы не брать. Таково решение Военного Совета.
................
Возвратившись из Минска в лагерь, мной сразу же было подробно доложено командиру дивизии о полученном распоряжении и о сроке представления нарочным в штаб округа плена перевозки дивизии на Большие Учебные сборы, а также и о тех вопросах, которые мной были разрешены в штабе округа.
.................
На совещании мной был проинформирован командный состав о подготовке частей к участию и проведению Больших Учебных сборов, на которые привлекалась наша 64 дивизия и наш сосед по лагерному сбору 108 стрелковая дивизия
..................
В то время, как штаб дивизии, штабы частей в течение 14-15 июня работали над планом перевозок дивизии на Большие Учебные сборы, 15 июня был срочно вызван в штаб округа (в оперативный отдел) помощник командира дивизии полковник Петр Федорович Малышев. Цель и назначение вызова для нас не были известны.
Лишь позднее, 22 июня, подъезжая к ст. Ратомка. увидел на платформе полковника Малышева, а с ним командира 30 стрелкового полка полковника Ефремова, и.о. командира 163 артиллерийского полка капитана Малахова и ряд других командиров, выехавших о первыми эшелонами в район Больших Учебных сборов, понял, что дальше следовать наш эшелон не будет, что прибыл в район сосредоточения дивизии
прим: интересно, как это - нш дивизии не знает цели вызова закомдива в округ... Не за учебными ли пособиями?
В Смоленске на зимние квартиры, в связи с предстоящими Большими учебными оборами, отправлялось все то, что не бралось на БУС. Выезжали из лагерей и семьи начальствующего состава, успевшие приехать в лагеря. В поддень 18 июня из Смоленска с телеграфной станции штаба корпуса, по прямому проводу получил извещение, что к 18.00 вызываюсь к прямому проводу. Вызывает штаб округа.
Получив это извещение, я понял, что вызываюсь по вопросу о Больших учебных сборах. Доложил о вызове командиру дивизии и выехал в Смоленск.
К 18.00 я был в штабе корпуса в аппаратной. Дежурный телеграфист доложил в штаб округа, что для переговоров прибыл начальник штаба дивизии полковник Белышев.
Сейчас же последовав ответ - подготовиться к приему распоряжения штаба округа о перевозке дивизии. После соблюдения обычных формальностей начале переговоров по прямому проводу, начальник отдела военных сообщений сообщил: «Ваш план переброски дивизии в район БУС утвержден. Передаю сроки перевозки дивизии по эшелонам».
Из аппарате бегут знаки: точке, тире, тире, точка, и т.д. слагающиеся в слова, слова - в фразу.
«Погрузка первою эшелона 2.00 19 июня 1941 года. Второй эшелон в 4.00 19 июня 1941 г.» и т.д.
Приняв запись первых пяти-шести эшелонов, вижу, что сроки такие, что необходимо сейчас же передавать в лагерь в Дорогобуж порядок отправки и погрузки эшелонов. Значит, первые эшелоны нужно поднять по тревоге.
..........................
Части дивизии строго по графику поэшелонно с материальной частью, боевой техникой и имуществом следовали к станция погрузки и грузились. Район сосредоточения частей дивизии для участия в Больших Учебных Сборах так и не был нам известен. Только нас предупредили, что в районе сосредоточения, на станции выгрузки, наши эшелоны будут встречаться представителем штаба округа, который укажет район сосредоточения каждой части.
С 8 или 9 эшелоном, в составе штаба дивизии, отдельного батальона связи, отдельного разведбатальона и еще ряда мелких частей (точно каких, не помню) я убыл в район Больших Учебных Сборов, а с предпоследним эшелоном следовал командир дивизии полковник Иовлев.
..................
Явно чувствовалось, что весь личный состав всех частей дивизии, каким-то особым шестым чувством понимал и сознавал, что Большие Учебные Сборы - это необычные сборы, что эта перевозка и погрузка дивизии имеет какое-то особое более важное значение и смысл.
...................
прим: налицо аберрация памяти и неправильное истолкование л/с сути мероприятий?
Вполне естественно, что партийно-политическая работа, намеченная и разработанная политотделом дивизии в связи с предстоящими Большими Учебными Сборами в пути следования эшелонов и по прибытии в район сосредоточения, с получением известия 22 июня о вероломном нападении на нашу Родину фашистской Германии и с приемом выступления в связи с этим В.М. Молотова - была немедленно перестроена
................
Итак, что мы имеем? По плану призыва приписного состава 2 дивизии ЗапОВО завершают зимнюю учебу кадрового состава, начинают подготовку к выходу в летние лагеря, где на конец июня запланированы сборы приписного состава.
Внезапно 2 части 64 сд - сапбат и зендив пополняются приписниками и отправляются - один на учебу, второй на границу.
Планы на прием приписников корректируются с учетом уже призванных.
Дивизия выходит в летние лагеря, но подготовленным и утвержденным планам мешают 2 внеплановых учения. Досадная помеха, ничего страшного. И тут внезапно - еще вызов в округ, получение инструкций на БУС. Кратко: погрузиться, проследовать до неизвестного места, выгрузиться, начать сборы. Большие Учебные. Причем по-штабистски скрупулезный Белышев не отмечает отдельных инструкций на согласование сроков опороса и отелятивания с цивильными. Много (я опустил) описаний согласований с ВОСО и другими службами округа. Ему как бы все понятно - достигнув точки НН дивизия примет приписной состав по плану БУС и будет действовать согласно дальнейшим приказам. Все. Механизм запущен, как положено - "без объявлений приказов НКО"
"Как можно смешивать такие разнородные понятия - война и армия?" (с)