"Оборона Троице-Сергиева монастыря в 1608-1610 гг." И. О. Тюменцев
Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
64-страничная книга вышла в известной серии журнала "Цейхгауз", подписана в печать в августе 2008 года, появилась на прилавках в начале 2009-го.
Доктор исторических наук Игорь Олегович Тюменцев - ученик покойного Скрынникова и признанный специалист по истории Смуты. Еще в 1995 году в своей монографии "Очерки истории обороны Троице-Сергиевой лавры 1608-1610 гг" он провел анализ источников, описывающих оборону, как с русской, так и с польской стороны, доказав, в частности, что известное сочинение Авраамия Палицына является литературным произведением, которое хоть и опирается на воспоминания участников событий (сам Палицын в сидении не участвовал - он в то время находился в осаде в Москве при Василии Шуйском), но, в соответствии с церковным литературным каноном того времени содержит многочисленные, зачастую дословные заимствования из "ПОвести о прихождении короля СТефна Батория под град Псков" и "ПОвести о взятии Царьграда турками".
В своей работе И. О. Тюменцев использовал различные военные и политические документы того времени, например: "Выпись вылазкам" (ЖБД троицкого гарнизона, в котором скрупулезно перечислены все штурмы, стычки и вылазки, имена участников, командиров отрядов, отличившихся и павших), "Роспись сидевших в осаде", дневник Я. Сапеги, вкладную книгу Троице-Сергиева монастыря, грамоты Лжедмитрия и Василия Шуйского, челобитные и другие акты 17 века. Многие из этих источников были опубликованы еще в первой половине 19-го века, когда впервые были сделаны попытки проанализировать сочинение Палицына и выяснить, насколько оно отвечает реальности. Впрочем, значительная часть рассказа Палицына действительно опирается на сидетельства участников событий, и, вычленив эти участки текста, Тюменцев использовал их как важный источник в своей работе.
Как и следовало ожидать, реальность во многом превосходит сочинение: подвиги русских военных (дворян и их слуг, стрельцов, солдат) и монахов потрясают воображение. Так 11(21) ноября 1608 года защитники предприняли тщательно спланированную атаку на подкоп, грозивший взорвать одну из башен монастыря. Три отряда: два отвлекающих и саперно-подрывная команда слаженно атаковали подкоп на рассвете. В завязавшемся бою отвлекающие отряды оттеснили противника от подкопа, хотя один из командиров первого отряда был убит, после чего саперы заложили порох в подкоп. В этот момент они были контратакованы лисовчиками, и двое крестьян, подпустив солдат Лисовского поближе, взорвали мину вместе с собой и поляками. Командир подрывной команды Иван Внуков был застрелен командиром запорожских казаков, но подкоп был сорван.
28 ноября (8 декабря) 1608 года во время вылазки с целью отбить у противника скот, отряд троицких воинов увлекся преследованием врага и был атакован всеми силами полка Лисовского. Русскому отряду грозило полное уничтожение, но тут в бой пошел последний резерв командования: старцы Строгов и Ржевитин с 20 монахами. В этой команде все были в прошлом воинами или монастырскими слугами (т. е. тоже ратными людьми). Старцы прекрасно "учли моральный фактор": их отряд атаковал в рясах и куколях, без доспехов, причем через Святые Ворота монастыря, которые открывались только для царского въезда. В полку Лисовского большинство воинов были тушинские изменники, и при виде этой атаки их охватил суеверный ужас. Лисовчики в беспорядке бежали и вылазный отряд начал отходить к монастырю, когда на поле боя повился Ян Сапега со своими людьми и железной рукой навел порядок среди тушинской сволочи, атаковав троицких воинов с фланга. В этот момент крестьлянин Суета с бердышем один задержал наступление поляков, убив несколько всадников и дав товарищам несколько мгновений, чтобы восстановить порядок. Троицкий отряд перестроился и контратаковал, при этом монастырский слуга Пимен Тененв ранил Александра Лисовского стрелой. Лисовский упал с коня, и хотя его люди вынесли командира с поля боя, порядок в польском войске был нарушен окончательно и троицкий отряд прорвался в монастырь.
Тюменцев показывает, что оборона монастыря имела не только моральное, но и военное значение, в частности, во время восстания в уездах в 1608 году, когда русские люди, первоначально принявшие Лжедмитрия II как действительно спасшегося вторично царя Димитрия, были доведены до отчаяния чудовищными налогами (80 рублей с сохи, вместо 20), поборами польской солдатни и грабежами прочей польской сволочи. Горожане и крестьяне начали формировать ополчения, нападали на отряды поляков и тушинцев, что повлекло жестокий ответ карателей, однако значительная часть интервентов и изменников была надолго скована под Троицей (в поход по русским волостям пошел только Лисовский, Сапега остался осаждать монастырь, но вынужден был отвести ослабленные отряды в укрепленные лагеря)
Книга рекомендуется всем интересующимся периодом. Более того, благодаря тому, что рельев местности сохранялся неизменным до середины 20-го века, в частности, сохранялись урепления лагеря Сапеги, вала, построенного поляками, а бои подробно описаны как русскими, так и поляками, в книге присутствуют реконструированные с высокой достоверностью планы обороны и основных столкновений у монастыря))) Язык простой - Тюменцев специально адаптировал свою работу для широкого читателя, и адаптировал хорошо.
И. Кошкин
PS: книга посвящена 75-летию Скрынникова.