Пара цифр к вопросу о социальной базе национал-социализма
Нижеприведённые данные заимствованы из сборника „Der deutsche Faschismus in Quellen und Dokumenten“, составленного Райнхардом Кюнлом (Reinhard Kuehnl) и вышедшего в Кёльне в 1980 г. (5-е издание).
1. Социальный состав НСДАП
Для каждой профессиональной группы приводится две цифры – её доля (в %) в НСДАП и в населении Германии:
Как мы видим, рабочие в НСДАП были недопредставлены, а большая часть прочих груп – представлена сверхпропорционально. Если взять долю той или иной группы в обществе за 100%, то относительное представительство в рядах НСДАП (в %) будет выглядеть следующим образом:
На выборах 1928 г. наци получили 2,6% поданных голосов, в июле 1932 г. – 37,3% (по другим данным 37,4). Вопрос – за счёт каких партий шёл приток избирателей к НСДАП, чьи избиратели перебегали к нацистам?
В нижеследующей таблице все партии разбиты на три группы. В первую включены левые партии – социал-демократы и коммунисты; во вторую католические партии – Центр и Баварская народная партия; в третью – правонационалистическая Немецконациональная народная партия, либеральные Немецкая народная и Немецкая демократическая партии, ещё 6 мелких партий либерально-консервативного спектра. Из цифр - первая это число голосов в миллионах, полученных на выборах в Райхстаг в 1928 г., вторая это число голосов, полученных на аналогичных выборах в июле 1932 г.
Итак, в условиях кризиса электорат рабочих партий не подвергся размыванию. То же можно сказать о католических партиях, чему есть особые исторические и культурно-этнографические причины. Вопрос на засыпку – к кому перебегал электорат консервативно-националистических и либеральных партий?
Стр. 96.
Из вышесказанного следуют выводы, хотя и не новые, но всё ещё любопытные.