|
От
|
Валерий Мухин
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
11.10.2001 23:14:04
|
|
Рубрики
|
Современность; Танки;
|
|
Омские страдания (+)
Собственно все понятно.
В бедах Омска виноват Тагил, а в бедах их обоих Харьков :-)
===============
http://novosti.omsk.ru/omsknews/News.nsf/AdvertWeb/AA44F94B251FE59346256AC2004E271C
ВТТВ-2001
Работа над бронетанковыми ошибками
Удачное лоббирование интересов - тверже и надежнее лобовой брони. Эту нехитрую истину с успехом подтвердил нижнетагильский "Уралвагонзавод", сумевший захватить господствующие высоты на бронетанковом рынке и потеснивший омский "Трансмаш". А ведь после "ВТТВ-97" именно омские Т-80У рассматривались как наиболее перспективные танки для индийской армии. Тогда, четыре года назад, представитель посольства Индии в Москве Деврай Сингх заявил, что после омской выставки вооружений его делегация намерена высказать рекомендации своему правительству о целесообразности закупки крупной (в несколько сотен единиц) партии Т-80У. Специалисты индийской компании "Transtech Limited", выступающей посредником в подобных контрактах, даже начали рабочие переговоры с руководством "Трансмаша" о возможности использования Т-80У в условиях жаркого климата: установке на этих танках дополнительного оборудования (кондиционеров), повышении надежности системы охлаждения газотурбинного двигателя и т.д. Напомним, что в тот момент "на кону" стояла судьба крупнейшего для России за последние 20 лет контракта экспорта вооружений, общей стоимостью свыше 800 миллионов долларов! Заключить его Индия могла только с российскими танкостроителями, так как ее потенциальный противник в лице Пакистана уже вовсю вел переговоры с харьковчанами о закупке 320 украинских танков Т-80УД и Т-84. В битву за индийский контракт нижнетагильский "Уралвагонзавод" бросил все резервы - от срыва показа омского Т-80У на Уральской выставке вооружений, до не совсем чистых PR-технологий. И в феврале 2001 года директор "Уралвагонзавода" Николай Малых в присутствии вице-премьера российского правительства Ильи Клебанова подписал в Дели контракт на поставку 310 нижнетагильских Т-90С в Индию. "Трансмаш" предпринимал попытки победить в тендере, но они были вялыми и не очень эффективными. А пожелания потенциальных покупателей установить новую систему охлаждения на газотурбину и усовершенствовать систему заряжения башенного орудия привели к созданию "Черного орла", который тут же засекретили, то есть сделали невозможным для экспорта. До визита Президента России в Южную Корею в начале этого года у омского "Трансмаша" оставались слабые надежды на поставку Сеулу Т-80У, но во время обсуждения перспектив военно-технического сотрудничества с Южной Кореей вновь фигурировали тагильские Т-90С. Сейчас бронетанковое противостояние двух российских машиностроительных гигантов находится в качественно иной плоскости, а именно в модернизации и техническом усовершенствовании старых моделей танков Т-55, Т-62, Т-72. Они стоят на вооружении наших бывших союзников по социалистическому лагерю (из которых на "ВТТВ-2001" в Омск приедут Чехия, Северная Корея, Македония, Румыния, Польша, Китай, Венгрия) и партнеров по экспорту бронетехники прошлых лет (из этой категории приезжают в Омск Египет, Греция, Ливия, Южный Йемен, Южная Корея, Индия, Ирак, Кувейт). Все эти страны заинтересованы в модернизации российских танков старых типов, назвать которые "старыми" могут лишь отечественные танкостроители, так как зарубежные образцы до сих пор уступают им по своим тактико-техническим данным.
В конкуренции по модернизации российских танков за рубежом у нижнетагильцев есть важное преимущество. Их хваленый Т-90С - по сути тот же Т-72 с новой электронной "начинкой", что значительно упрощает переоборудование старых моделей "Уралвагонзаводом". К тому же, в Омске Т-72 никогда не выпускался, а поступившее для его производства на "Трансмаш" оборудование частично было пущено в металлолом, частично - просто заброшено еще с десяток лет назад. Но именно модернизация танков - единственная реальная возможность выжить в конкурентной борьбе за экспорт для омского "Трансмаша". Это, кстати еще год назад подтвердил начальник главного автобронетанкового управления генерал-полковник Сергей Маев, сопровождавший вице-премьера Илью Клебанова во время визита в Омск. В активе у омичей - положение хозяев на предстоящей выставке "ВТТВ-2001" и разработанная КБ "Трансмаша" активная система защиты брони типа "Арена", которой оснащены танки семейства Т-80.
В список потенциальных покупателей разработок "Конструкторского бюро транспортного машиностроения" (КБТМ), помимо стран-союзников (бывших и настоящих), могут войти также Франция, Британия, Германия и даже США.
Французские разработчики танка "Леклерк" (кстати, единственного танка в мире, чьи характеристики сопоставимы с российскими) уже не первый год проявляют интерес к разработкам омского КБТМ. Во всяком случае, сотрудник посольства Франции в Москве Бернар Бретеше высказывал намерение проведения переговоров с Россией о поставке систем защиты "Арена" во Францию для установки их на "Леклерке". Эти же активные системы защиты вполне могут заинтересовать Великобританию, которая в этом году приняла решение о прекращении собственного производства танков, но намерена модернизировать свои "Чифтены". Германия, получив в качестве "приданного" от ГДР в том числе и ее вооружение, также заинтересована в модернизации советской бронетехники, а к системе активной защиты типа "Арена" делегация ФРГ проявила устойчивый интерес еще на "ВТТВ-1999". Тогда же представители компании "Дженерал Дайнэмикс" (США) говорили о намерении закупить через "Росвооружение" механизмы заряжания башенного орудия и системы "Арена", используемых на танке "Черный орел". Повышенный интерес к "Арене" вполне объясним. По своим показателям она надежней систем типа "Дрозд" и "Штора", установленных на российских танках.
Модернизация бронетехники - один из важнейших шансов омских танкостроителей на "ВТТВ-2001", если, конечно, будут учтены все предыдущие просчеты. В противном случае и модернизацию будет проводить Нижний Тагил, а омскому "Трансмашу" придется довольствоваться выпуском трубопроводных задвижек в рамках программы "СибВПКнефтегаз".
=================
C уважением, Валерий Мухин. http://mukhin.vif2.ru