От объект 925 Ответить на сообщение
К Ильдар Ответить по почте
Дата 19.04.2009 14:39:00 Найти в дереве
Рубрики WWII; Современность; Память; Версия для печати

Ре: А вот еще

Артур Кёстлер в своей книге “Тринадцатое колено” пишет: “...Другим учеником Кале[1], человеком с совершенно иными корнями, был Ахмед Заки Валиди Тоган, обнаруживший в Мешхеде рукопись с путевыми записками Ибн Фадлана о путешествии вокруг пределов Хазарии. Чтобы представить себе эту живописную личность, лучше процитировать воспоминания самого Кале.[2]

“К ... [боннскому] семинару принадлежали видные востоковеды. Среди них я могу упомянуть доктора Заки Валиди, протеже сэра Оурэла Штейна, башкира, учившегося в Казанском университете и занимавшегося научной работой в Петербурской Академии наук ещё до Первой мировой войны. Во время войны и после неё он был лидером Башкирского войска [союзного большевикам], во многом им и созданного. Он состоял в Российской Думе и некоторое время входил в “Комитет Шести” вместе с Лениным, Цталиным и Троцким. Позднее он вступил в конфликт с большевиками и сбежал в Персию. В качестве специалиста-тюрколога – башкирский язык относится к тюркским языкам – он стал в 1924 г., при Мустафе Кемале, советником министерства образования в Анкаре, позже – профессором турецкого языка в Стамбульском университете. Когда спустя 7 лет от Заки Валиди и от других стамбульских профессоров потребовали, чтобы они учили своих студентов, будто вся мировая цивилизация происходит от тюрок, он подал в отставку, переехал в Вену и занялся изучением средневековой истории под руководством Допша. Через два года он блестяще защитил докторскую диссертацию по теме “Путешествие Ибн Фадлана к северным болгарам, тюркам и хазарам”, арабский текст которого сам обнаружил в Мешхеде. Позднее я опубликовал его книгу в журнале “Материалы по Ближнему Востоку”. Я вызвал его из Вены в Бонн на должность лектора, а позже почётного профессора. Это был настоящий учёный, человек обширной эрудиции, всегда готовый учиться, сотрудничество с которым всегда было очень плодотворным. В 1938 г. он вернулся в Турцию и снова стал профессором-тюркологом в Стамбульском университете.” ...”


См. Артур Кёстлер. Тринадцатое колено. Крушение империи хазар и её наследие. Санкт-Петербург, Евразия, с. 214-215


Примечания:

[1] Пауль Эрик Кале (1875-1965) был одним из ведущих европейских востоковедов. Он родился в Восточной Пруссии, стал лютеранским пастором и прослужил 6 лет в этом качестве в Каире. Впоследствии он преподавал в разных университетах Германии и в 1923 г. стал руководителем знаменитого Восточного семинара в Боннском университете – международного научного центра, привлекавшего востоковедов всего мира. “Не вызывает сомнений, - писал Кале (Кахле, П.Е. Бонн Университы ин пре-Нази анд Нази Тимес: 1923-1939. Еxпериенцес оф а Герман Проффессор, привателы принтед ин Лондон, 1945) , - что международный характер семинара, его сотрудники, учёные и гости представляли собой наилучшую защиту от нацисткого влияния и помогли нам спокойно продолжать нашу работу на протяжении шести лет в нацисткой Германии... Несколько лет я был единственным в Германии профессором, имевшим в ассистентах еврея, польского раввина”.

Неудивительно, что Кале, невзирая на его безупречное арийское происхождение, в 1938 г. принудили к эмиграции. Он обосновался в Оксфорде, где получил ещё две докторские степени (по философии и теологии). В 1963 г. он вернулся в свой любимый Бонн, где и скончался в 1965 г. В каталоге Британского музея числится двадцать семь его трудов, в том числе “Каирская Гениза” и “Изучение свитков Мёртвого моря”.

До войны среди студентов Кале в Бонне фигурировал молодой востоковед Данлоп Д. М.

[2] Кахле, П.Е. Бонн Университы ин пре-Нази анд Нази Тимес: 1923-1939. Еxпериенцес оф а Герман Проффессор, привателы принтед ин Лондон (1945), 28.
Алеxей