|
От
|
Pout
|
|
К
|
Chestnut
|
|
Дата
|
17.04.2009 14:04:50
|
|
Рубрики
|
11-19 век;
|
|
проблема пребывания древних германцев в Польше имеет такой ж политический окрас
Щукин М. Б.
Готский путь (готы, Рим и черняховская культура). — СПб.: Фило-
логический факультет СПбГУ, 2005. — 576 с.
на торрентах есть
...
Культура получила название гото-гепидскон, поскольку,
как казалось, это название хорошо соответствовало и месту высадки людей
Берига в описании Иордана, и местам обитания гспидов.
В 1930-е гг., как известно, весьма обострились нсмецко-польские отноше-
ния из-за земель Восточной Пруссии — проблема Данцигского коридора и т. п.,
и здесь пет необходимости вникать в детали польско-германских политических
отношений этого периода. В этой связи вопрос о пребывании древних герман-
цев на территории Польши приобрел политическую окраску. Если немецкие
исследователи приписывали оксывскую культуру бургундам, а пшеворскую —
вандалам, то в ответ большинство польских ученых упорно считали, что обе
принадлежат венедам-славянам.
После войны ситуация, казалось бы, изменилась, и можно было бы оцени-
вать прошлое без политической подоплеки, но некая антигерманская настро-
енность в подсознании части поляков сохранилась, и позицию людей, пере-
живших ужасы войны и оккупации даже в детстве, можно понять. Плодом такой
подсознательной антигерманской реакции и является, вероятно, вышедшая в
1962 г. книга Ежи Кмециньского «Проблемы так называемой культуры гото-
гспидской», где автор попытался доказать, что такой культуры не существует,
это лишь продолжение прежней оксывской; переселения из Скандинавии не
было, потому что все инновационные элементы сосредоточены не только в
Поморье и в Скандинавии, но встречаются и в Северной Германии, и в При-
балтике, «если готы и побывали на территории Поморья, то просочились даль-
ше к югу, не оставив следов своего пребывания» (Kmiecmski 1962).
Но тогда все-таки непонятно, откуда взялись все эти новые элементы, осо-
бенно новые ритуалы, так напоминающие скандинавские? Не принесли же их
в Польшу ветры и морские волны, должны были быть и какие-то непосред-
ственные человеческие контакты.
Книга Рольфа Хахмана (Hachmann 1970, S. 145-221), по всей вероятности,
тоже является проявлением подсознательного послевоенного антинацистского
синдрома, значительная часть ее посвящена критике Густава Коссины, некото-
рые идеи которого о далеких миграциях доисторических германцев оказались
удобными для фашистской пропаганды, подогревали националистические чув-
ства. Поэтому Хахман и не поверил Иордану.
...
Именно в 60-70-е гг. в польской археологии римского времени произошел
информационный бум.
...
Трудно переоценить тот вклад, который внес в изучение этого явления ще-
цинский археолог Рышард Волонгевич, «крестный отец» новой культуры
(Woiajiewicz ). Он отказался и от термина «культура гото-гепидская» (этническая
«этикетка» на археологической культуре — это всегда не очень хорошо), и от
не совсем точного территориально наименования «культура восточно-помор-
ско-мазовецкая» (GocUowski 1970), а предложил название «культура всльбарк-
ская», по одному из крупнейших могильников под Гданьском — Вельбарк-Го-
стищево. Термин привился.
...
http://situation.ru/