Послушал вчера передачу (Комендантский час) на РСН с участием генерал-лейтенанта в отставке Анатолия Сурцукова, бывшего замкомандующего авиацией Сухопутных войск. Вот его ответы на некоторые вопросы.
1. О возвращении армейской авиации в состав СВ:
Он считает сейчас нецелесообразным, ввиду малочисленности вертолётов в ВВС.
2. Как он оценивает боевую эффективность американских аэромобильных частей со штатными вертолётами. Применим ли этот опыт для нашей армии?:
Говорил об оснащении американцев вертолётами с завистью, вспоминал нашу армию в советские времена — 55 вертолётных полков, 5000 вертолётов. Для российской армии сейчас нереально.
3. В какой род войск следует включать подразделения разведывательных и ударных БПЛА?:
Разведывательные - в разведподразделения родов войск, вплоть до батальона (дивизиона). Ударные - в состав ВВС.
4. Нужно ли в штате бригад иметь ГБУ авиации? Нужны ли штатные авианаводчики в батальонах?:
ГБУ должен быть в штате общевойсковых бригад, в составе ГБУ - авианаводчики, придаваемые батальонам по мере необходимости. (То есть получается 8-9 человек плюс 2-3 КШМ).
5. Может ли современная армейская авиация работать по целям одновременно с подавлением таких целей средствами РВиА?:
Привёл пример советских времён о работе боевых вертолётов под траекториями своей артиллерией.
(Однако про тот факт, что сейчас этот опыт полностью утрачен, не упомянул).
6. Какой годовой налёт пилота вертолёта огневой поддержки он считает оптимальным?
Боевые вертолёты - 100 часов, транспортно-боевые - 110 часов согласно советским нормативам. Американцы - около 200 часов.
7. Причины низкой эффективности применения АА в юго-осетинской операции.
Деградация системы боевого управления АА, особенно в оперативном звене.