От Офф-Топик Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 10.10.2001 04:27:51 Найти в дереве
Рубрики Спецслужбы; Космос; Версия для печати

Конец военной спутниковой связи???????

НОВОСТИ
2000/12/04. Спутниковая связь / Россия: Силы небесные. Для обновления нашей спутниковой группировки нужно 740 MUSD / Эксперт



--------------------------------------------------------------------------------

Еще год назад ситуация с российской орбитальной спутниковой группировкой связи, которая обеспечивает телевещание почти на всей территории России и международную телефонную связь, была катастрофической. Десять из одиннадцати спутников выработали свой гарантийный ресурс. На запуск новых у государства не было денег, а попытки коммерческих структур обзавестись собственными сателлитами раз за разом оканчивались неудачей. Достаточно вспомнить печальную судьбу одного из газпромовских "Ямалов" или принадлежавшего ЦБ "Купона", который отключился практически сразу после выхода на орбиту.

Помимо проблем со связью и приемом телепрограмм деградация спутниковой группировки грозила нам еще и потерей орбитальных позиций. Дело в том, что все гражданские телекоммуникационные спутники (исключая современные системы мобильной связи типа Iridium) находятся на геостационарной орбите на высоте 38 тыс. километров. На орбите выделено 180 точек (с шагом в два градуса), в которых такие спутники могут находиться. Точки поделены между странами, однако если закрепленная за одним государством точка долго не используется, Международный союз электросвязи может передать ее в ведение другого (желающих заполучить новые орбитальные позиции хватает). За Россией закреплено одиннадцать точек, но в конце 1999 года три из них оказались свободными (спутники попросту "вырубились").

Переломить ситуацию удалось в 2000 году. Минсвязи отстояло точки, а государственное предприятие "Космическая связь" (ГП КС), отвечающее за телекоммуникационные спутники гражданского назначения, запустило три аппарата, а до 2005 года в космосе появятся еще семь сателлитов, и наша спутниковая группировка окажется полностью модернизированной. Более того, ее передающих мощностей хватит не только для России, ГП КС уже прорабатывает экспортные контракты. О том, как удалось решить проблемы нашей спутниковой группировки, и о перспективах рынка космической связи рассказывает начальник ГП КС Борис Антонюк:

- По прогнозам международных аналитиков, спрос на услуги геостационарных спутников связи в мире в ближайшие десять лет будет расти на двенадцать-семнадцать процентов в год. Некоторое время назад стало популярным мнение, что с развитием оптоволоконных сетей потребность в спутниковых каналах уменьшится. Сегодня оптикой опутан весь мир, по волокну передаются уже террабитные потоки информации, но наш рынок только растет. И все потому, что любая магистральная кабельная сеть - это связывание точек, основных узлов коммутации, а люди живут везде, и только спутник обеспечивает глобальное покрытие.

- А в России будет наблюдаться рост спроса на спутниковые каналы?
- Сейчас основные наши клиенты - государственные телеканалы (РТР, ОРТ, "Культура"). Они потребляют сорок процентов нашей емкости, но дают меньше двадцати процентов дохода, так как тарифы на наши услуги для этих компаний регулирует МАП. Здесь никакого роста не предвидится. Зато мы ожидаем увеличение спроса со стороны регионального телевидения и корпоративных сетей связи, созданных на основе малых наземных станций. Такие проекты уже имеют ЦБ, Сбербанк, "ЛУКойл", "Газпром". К тому же должны появиться такие экзотические пока для нас услуги, как телемедицина, дистанционное обучение. Конечно, все это требует серьезных вложений, а в России медицина и образование - одни из самых бедных сфер. Тем не менее некоторые коммерческие учебные заведения в провинции уже сейчас готовы платить деньги, чтобы установить оборудование и транслировать лекции столичных вузов. К новым услугам, которые будут востребованы рынком, относится также телефонная связь на борту самолета. Когда человек летит над океаном десять часов, у него должна быть возможность позвонить или выйти в Интернет. Сейчас мы ведем переговоры на эту тему с "Аэрофлотом".

- Насколько наша группировка готова к удовлетворению растущего спроса?
- По прогнозам НИИ радио, к две тысячи четвертому году потребность России и стран СНГ, у которых нет своих космических аппаратов, составит двести сорок-двести шестьдесят транспондеров (спутниковых каналов связи). Наша оценка ниже - сто шестьдесят-сто восемьдесят транспондеров. В этом году нам удалось запустить в точки, где находились умирающие спутники, три новых аппарата - "Экспресс-А2", "Экспресс-А3" и "Горизонт". В результате сейчас у ГП КС семьдесят шесть работающих транспондеров. Если к этому прибавить мощности газпромовского "Ямала", Bonum-1 телекомпании "НТВ-плюс", аппаратов LMI, Eutelsat и Intelsat, то получится, что Россию могут обслуживать сто двенадцать транспондеров. Пока этого недостаточно, у нас, например, заявок больше, чем мы можем удовлетворить. Впрочем, скоро дефицит будет полностью преодолен. Мы разработали программу изготовления и запуска до две тысячи четвертого года еще семи новых спутников, которые заменят старые. Генподрядчиком выступает Научно-производственное объединение прикладной механики имени Решетнева (НПО ПМ) из Железногорска, оно изготавливает платформу, монтирует полезную нагрузку и сдает спутник непосредственно на орбите. А делает полезную нагрузку для трех спутников японская компания NEC, для трех других - французская Alcatel Space. На один мы еще не выбрали изготовителя. Причем все спутники будут уже нового поколения.

- Что такое спутники нового поколения?
- Деление на поколения, вообще говоря, условно. Основной критерий - это энергетическая мощность аппарата, те возможности, которые он предоставляет для передачи информации. Так, на спутнике "Горизонт" - последний из этой серии был выведен на орбиту в нынешнем году - энергетическая емкость составляет 800 Вт. Это спутник первого поколения. У "Экспресс-А", второго поколения, мощность уже 1,6 КВт. А новые спутники будут иметь мощность на конец срока активного существования 4,6 КВт. На каждом аппарате будет по тридцать шесть транспондеров.

- А деньги откуда?
- Вся программа будет оплачиваться из внебюджетных источников. Государство предоставляет нам ракеты-носители "Протон" для запуска по госрасценкам, которые ниже коммерческих. Изготовление и запуск семи спутников до 2004 года включительно предусматривает инвестиции в размере 740 MUSD. Своих доходов у ГП КС за это время будет около 120 MUSD. Производители полезной нагрузки - французская Alcatel Space и японская NEC - обещали обеспечить нам кредитные линии. Японцы могут дать около 130 MUSD, французы - около 100 MUSD, но для этого необходимы межправительственные соглашения, которые пока не заключены. Кроме того, мы готовим кредитную линию со Сбербанком на триста шестьдесят миллионов долларов. Отдать кредиты будет вполне реально. Если у тех трех спутников, которые мы запустили в 2000 году, срок окупаемости равен сроку активного существования (семь лет), то на новых аппаратах окупаемость будет примерно шесть с половиной лет, а срок их жизни - двенадцать лет. Сейчас мы запускаем спутник в производство, если продано шестьдесят процентов емкости. Бизнес-план рассчитан на то, что мы будем продавать девяносто процентов емкости (не сто, потому что всегда нужен резерв).

- Не слишком ли оптимистичный прогноз, ведь есть и другие компании, которые захотят загрузить свои спутники?
- Как показывает практика, у спутниковых операторов есть критический параметр - число эксплуатируемых аппаратов. Если у компании меньше семи спутников, она обречена на поражение на рынке. Свежий пример - консорциум Lockheed Martin Intersputnik. Он планировал запустить три аппарата, однако после запуска первого спутника распался. Это происходит потому, что начальный этап, когда сооружается центр управления, весьма дорогостоящ. Если центр уже построен, то подключение к нему каждого нового спутника требует на порядки меньших затрат. Так что, чем больше спутников у оператора, тем содержание группировки обходится дешевле. Сейчас в России только ГП КС владеет большой группировкой - одиннадцать аппаратов. Все остальные игроки имеют по одному.

- Но если, дай бог, все запуски будут удачными, у одной ГП КС в две тысячи четвертом году будет около двухсот тридцати транспондеров, а потребность всего российского рынка, по вашим же оценкам, не превысит ста шестидесяти. Что вы собираетесь делать со свободными емкостями?
- На Россию будут работать сто сорок транспондеров, а остальные девяносто мы будем сдавать в аренду другим странам. Наша российская группировка расположена от четырнадцати градусов западной долготы до ста сорока пяти градусов восточной долготы. То есть фактически мы можем покрывать всю Землю, исключая часть Северной Америки и Новую Зеландию. Правда, внешние рынки уже во многом поделены, но на них можно внедриться, вступая в альянсы с крупными игроками.

- ГП КС уже нашло себе международного партнера?
- Традиционно основным нашим потребителем емкостей являлся "Интерспутник" - межправительственная организация, созданная в 1971 году СССР и странами соцлагеря. Сейчас "Интерспутник" выступает нашим агентом в некоторых странах. К тому же недавно ГП КС подписало соглашение с европейским консорциумом Eutelsat о международном сотрудничестве. У самого Eutelsat сейчас семнадцать собственных космических аппаратов, но емкостей не хватает. В рамках соглашения заключено уже два контракта. Первый - на аренду транспондеров аппарата "Экспресс-А3". Согласно второму, Eutelsat покупает на новом спутнике "Экспресс АМ-1" двенадцать транспондеров на весь срок жизни спутника за 66 млн EURO. Причем эти деньги будут заплачены уже сейчас, а спутник на орбите появится только в 2001 году.

- На какие еще рынки может выйти ГП КС?
- Наиболее интересные рынки сейчас - Китай, Индия, Юго-Восточная Азия и Африка. Над ними висит, конечно, много всего, но емкости не хватает. Китайцы, например, не имеют своих геостационарных спутников связи и их не делают. Правда, тут хотели купить один у американцев, но они им его не продали. Японцы делают, но им все равно не хватает. Между прочим, на наших новых аппаратах одну антенну можно будет перенацеливать. То есть, например, при отсутствии трафика из Индии ее можно будет направить на Китай. Всего за счет аренды транспондеров иностранными компаниями ГП КС может получать до 120 MUSD в год.

- Известно, что все российские и большинство иностранных спутников работают в двух диапазонах - C и Ku (третий диапазон - L - используется для подвижной спецсвязи). Какова разница между ними?
- Транспондеры диапазона C работают на частотах 4-6 ГГц, а Ku - 12-14 ГГц. Так как частота в диапазоне C меньше, то зона обслуживания больше, он рассчитан на глобальное покрытие. Но мощность излучения на один квадратный метр земли у него ниже, поэтому антенны приемных станций в диапазоне C имеют радиус четыре-пять метров. В Ku-диапазоне зона охвата уже, зато концентрация энергии выше, и антенны приемных станций имеют диаметр полтора метра. Поэтому для создания сети в диапазоне Ku наземная инфраструктура намного дешевле, чем в C. С другой стороны, спутниковая составляющая в диапазоне Ku стоит на 40-50 % дороже. У ГП КС сейчас стоимость аренды одного спутникового ствола на весь срок жизни в диапазоне C стоит 1,2-1,4 MUSD, а в Ku - 1,8-2 MUSD.

- Можно ли говорить, что C - это диапазон для решения государственных задач, а Ku - для частных сетей связи, частных телекомпаний?
- Нет. Так говорить нельзя. Оба диапазона в принципе могут быть использованы для предоставления любого вида телекоммуникационных услуг. Однако в мире C используется для магистральных, трансконтинентальных связей, а услуги по передаче сигнала на одну страну идут в диапазоне Ku. В России все немного по-иному. Сейчас государственные телеканалы работают в C-диапазоне, а все частные - в Ku. Причем коммерческие каналы у нас идут в цифровом режиме, а госканалы - в аналоговом. Хотя цифровое вещание в принципе дешевле, так как при нем по одному транспондеру можно передавать пять телеканалов одновременно, а в аналоговом - только один.

- Почему же ОРТ и РТР не хотят переходить на более современное и дешевое цифровое вещание в диапазоне Ku?
- Мы им предлагали переходить на Ku-диапазон и вещать, как во всей Европе, США, Японии. Но для этого телекомпаниям надо менять всю наземную инфраструктуру, а на это, как они говорят, у них нет денег. Хотя если учесть, что региональные телевизионщики уже развивают Ku-инфраструктуру и госканалы могли бы ее задействовать, то затраты были бы не так уж велики. Пока госканалы не прислушиваются к нашим рекомендациям. В ближайшем будущем возможна ситуация, когда все региональные и частные федеральные каналы перейдут в цифровой Ku, а ОРТ и РТР будут оставаться в аналоговом C.