Узбекистан и Таджикистан – два среднеазиатских государства, которые имеют шанс первыми оказаться втянутыми в войну международной коалиции против «Талибана». Россию с Узбекистаном связывает соглашение о военно-технической помощи, а с Таджикистаном - Договор о коллективной безопасности. Более того, поскольку у России сегодня нет настоящих границ с республиками, ей просто придется оказывать поддержку и Узбекистану, и Таджикистану, хотя бы для того, чтобы защитить свои собственные границы.
8 октября консул талибов в Пакистане объявил о новом джихаде - против мусульманского Узбекистана, активно помогающего американцам. Гнев талибов рискует навлечь на себя и Таджикистан: его глава Имомали Рахмонов сообщил, что Таджикистан разрешил самолетам США использовать свое воздушное пространство, а при необходимости - и аэродромы. Утром 9 октября ИТАР-ТАСС сообщал, что бои между отрядами "Северного альянса" и движением "Талибан" уже идут близи таджико-афганской границы, в 10 километрах от российской заставы, и не исключены попытки проникновения через границу боевиков из Афганистана. Численность российских пограничников на этом участке составляет больше десяти тысяч человек.
"Талибы не объявляли войну Узбекистану. Это - плод фантазии тех, кто пытается выдавать желаемое за действительное". С таким заявлением выступил в Ташкенте министр иностранных дел Узбекистана Абулазиз Камилов. Желание государственного деятеля сгладить ситуацию вполне объяснимо, тем более что, по некоторым оценкам, именно конфликта с талибами Узбекистан больше всего боялся последние 2 года. Пока в республике, по сообщениям информагентств, все спокойно.
Американцы обосновались в Узбекистане на аэродроме Ханабад близ города Карши, пишет "Ъ". Здесь базируются тяжелые транспортные "Геркулесы" и вертолеты, которые американцы собираются использовать для поисково-спасательных операций. Отсюда взлетают самолеты радиоэлектронной разведки и управления АВАКС, которые наводят на цель американские B-2, прилетающие с авиабазы Уаймэн (штат Миссури). Роль АВАКС сейчас особенно велика, так как в регионе уже пятый день дует ветер, поднимая пыль, и видимость равна нулю. Самолеты охраняют солдаты 10-й горной дивизии армии США, число которых, как сказал президент Узбекистана Ислам Каримов на встрече с журналистами, "даже не трехзначное".
- Тысяча американцев, которые сейчас высадились на узбекском аэродроме, думают, что они готовятся к наступательной операции или спецоперации в Кабуле, говорит заместитель директора Института США и Канады РАН Алексей Богатуров. А если, например, талибы хлынут в Узбекистан, и эти американские стрелки окажутся втянутыми в эту войну, но на узбекской территории, прежде чем они ударят оттуда по Афганистану? Я думаю, что именно такой сценарий у талибов существует. Они хотят упреждающим маневром перенести боевые действия на территорию Узбекистана. Мы не знаем, как себя поведет узбекская армия, пишет иркутская «Восточно-Сибирская правда».
Как все будет, знает газета «Московский комсомолец». Она приводит один из возможных сценариев развития «азиатского нарыва».
После продолжительных бомбардировок Афганистана талибы совершают марш-бросок к узбекской границе. Американская авиация рассеивает основную массу "воинов джихада". Но несколько сотен боевиков Исламского движения Узбекистана Джумы Намангани проникают через все кордоны и пробираются в Ташкент. Через несколько дней волнения вспыхивают в традиционно неспокойной Ферганской долине. Боевики захватывают здания администраций и местных отделов КНБ в Фергане, Намангане и Самарканде. В ответ Каримов выводит армию на улицы городов.
Ташкент охвачен тревожными слухами. Все боятся повторения ситуации 1999 года, когда по городу прокатилась мощная волна терактов. Худшие прогнозы вскоре оправдываются. Мощные взрывы звучат около президентского дворца, штаб-квартиры КНБ, российского и американского посольств, а также на городской электростанции. Многомиллионный город погружается во тьму. Начинается массовая паника. Огромные толпы желающих срочно покинуть страну штурмуют аэропорт. Однако авиасообщение с Москвой и другими городами прервано сразу после терактов.
Не пострадавший во время терактов президент Каримов обращается к Москве и Вашингтону за военной помощью. И Буш, и Путин соглашаются. Но даже две великие державы ощущают острый недостаток в живой силе. Им приходится воевать на нескольких фронтах сразу. Одновременно с попыткой захвата власти в Узбекистане исламские боевики спускаются с гор и в Киргизии. Малочисленные и плохо обученные киргизские силовые структуры оказываются неспособными оказать достойное сопротивление. Вооруженные действия идут уже на подступах к столице Бишкеку.
Ситуацию спасает лишь срочная высадка российского десанта в столичном аэропорту "Манас"... Вся Средняя Азия превращается в одно большое поле битвы.
Мрачноватые перспективы? Однако Узбекистан уже давно является объектом влияния со стороны политического ислама, и его возможное столкновение с южными соседями способно спровоцировать процесс взрывного роста исламского радикализма внутри страны. Что касается Таджикистана, в СМИ уже неоднократно появлялись сообщения, что американские спецназовцы больше недели находятся в аэропорту города Куляба, родины президента Эмомали Рахмонова. Нет, еще не прибыли, достоверно сообщает «Независимая газета», но к их прибытию все готово. Кулябский аэропорт может принимать самолеты любого типа - как "Боинги", так и большегрузные "Геркулесы". Министр обороны Таджикистана Шерали Хайруллаев вполне оптимистично заявил о высокой степени готовности таджикской армии противостоять возможной внешней агрессии.
Узбекистан и Таджикистан - такие же "спонсоры" войны в Афганистане, как Россия и США. И это, по мнению аналитиков "Независимой газеты", является одним из залогов нерушимости их границ.
Таджики составляют этническую основу (до 75%) войск Северного альянса (СА) и являются наиболее боеспособной частью личного состава антиталибской коалиции, пишет газета. Основные силы СА сосредоточены на Востоке страны на двух фронтах - Панджшерском (по названию ущелья и реки, которые тянутся по нижнему водоразделу хребта Гиндукуш почти от самого Кабула до Горного Бадахшана) и Тахорском (вдоль реки Пяндж). Этими силами, как известно, командует преемник Масуда генерал Фахим. Именно ему Россия поставляет боевую технику и вооружения. Главная цель Фахима сейчас не Кабул завоевать, а установить контроль над перевалом Саланг. Именно через него Северный Афганистан соединен через многокилометровый тоннель автотрассой с центральными провинциями страны. В случае овладения войсками СА Салангом талибы на Севере будут отрезаны от основных сил движения "Талибан", которые сконцентрированы в Кабуле, Кандагаре и Джелалабаде, тогда их участь будет, видимо, предрешена.
На Севере Афганистана нет единого фронта. Талибам приходится отрывать значительные силы от восточных фронтов в Панджшере и Тахоре для борьбы в тылу - с войсками узбекского генерала Рашида Дустума в провинциях Балх и Саманган. Дустум пытается окружить главный узбекоязычный город Севера страны Мазари-Шариф (провинция Балх). Хотя главная цель Дустума сейчас не столько этот город, сколько организация наступления в направлении на Хазаратугай и Хайратон (расположены на левом берегу Амударьи). Именно там талибы концентрируют свои формирования, готовясь нанести удары по приграничным узбекским городам.
Ташкент, определяя финансовую помощь войскам Дустума, установил главное условие - как можно более быстрый выход и очистка от талибов приграничных районов провинций Балх и Саманган. Скорее всего, это Дустуму удастся, поскольку под видом гуманитарной помощи ему по воздуху регулярно доставляются из Узбекистана боеприпасы и легкое вооружение.
Пока же в камышовых зарослях на побережье мутной реки Пяндж на афгано-таджикской границе наблюдается "шевеление", дает картинку газета "Аргументы и факты". Это тысячи беженцев зависли на нейтральной полосе в шалашах и землянках. Младенцы, мужчины, старики в чалмах. Женщины прячутся. Таджикские и русские пограничники на форпост афганских беженцев смотрят мрачно. В этом году у них уже было 37 боевых столкновений с нарушителями, 4 пограничника ранены, более 70 раз пограничные наряды обстреливались с сопредельной территории.