От MAG Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 17.03.2009 10:49:32 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Современность; Армия; Локальные конфликты; Версия для печати

Латинская Америка продолжает леветь - президентом Сальвадора избран социалист

Приветствую!
На президентских выборах в Сальвадоре победил кандидат Фронта национального освобождения имени Фарабундо Марти (ФНОФМ) телеведущий Маурисио Фунес. "НП" уже давно внимательно следит за переменами политического ландшафта в Латинской Америке и потому неслучаен наш пристальный интерес к происходящему в Сальвадоре.

В 80-е годы прошлого столетия название этой крошечной страны в Центральной Америке не сходило с экранов ТВ и страниц газет в СССР, когда вперемешку сообщалось об успехах партизан из ФНОФМ и об очередных зверствах правых "эскадронов смерти". С тех пор утекло много воды, и про существование такой страны россияне в целом забыли. Поэтому представляется нелишним напомнить вкратце события последних десятилетий.

Сальвадор – одно из самых маленьких государств региона, его территория меньше Ивановской области, другими словами, равна половине Московской области. Даже на фоне невеликих Никарагуа или Коста-Рики оно кажется карликом. Однако на этом маленьком пространстве проживает более семи миллионов человек, и по численности населения Сальвадор превосходит не только Никарагуа и Коста-Рику, но и соседний Гондурас. Стоит учесть, что еще два миллиона сальвадорцев живут в США, куда они уехали, спасаясь от гражданской войны и экономических неурядиц.


Фунес получил более 51% голосов избирателей


Гражданская война, с которой в основном ассоциируется Сальвадор, началась на рубеже 70-80-х годов. Под влиянием победы сандинистов в стране возник объединенный союз левых сил – ФНОФМ, начавший вооруженную борьбу с правительством, которое в тот момент возглавляли военные. Помощь левым оказывали Куба и Советский Союз. На их стороне было и мировое общественное мнение. Напротив, США, где президентом являлся Рейган, помогали сальвадорским военным. Война длилась до 1992 года, и стоила жизни 70 тыс. человек.

Однако после окончания "холодной войны", когда левые более уже не могли рассчитывать на помощь Москвы и Гаваны, кровопролитие прекратилось. В результате длительных переговоров был достигнут исторический компромисс – ФНОФМ становится мирным политическим движением, легальной партией, прекращает партизанскую войну, а его руководители и сторонники освобождаются от всякой ответственности, равно как и противостоявшие им военные и правые из "эскадронов смерти".

С тех пор Сальвадор жил сравнительной мирной жизнью на протяжении шестнадцати лет. Все четыре президента после 1992 года были представителями правой парии "АРЕНА". Левые же погрязли во внутриполитических дрязгах и расколах, и тем самым ослабили ФНОФМ, чьи кандидаты стабильно занимали вторые места на президентских выборах, но оказывались не в силах преодолеть антилевые предубеждения в стране.

Однако общие изменения в Латинской Америке, где левые силы уверенно побеждают последние десять лет, дошли, наконец, и до Сальвадора. В прошлом году ФНОФМ избрал своим кандидатом на президентских выборах широко известного всей стране телевизионного журналиста Маурисио Фунеса, который в своих выступлениях разоблачал коррупцию, социальную несправедливость, беспощадно критиковал действующую власть, и в этом качестве стал хорошо известен стране.

Со стороны ФНОФМ это стало сильнейшим шагом, поскольку Фунес не ассоциировался напрямую с ФНОФМ, не был даже его членом, и представлял собой свежую фигуру на сальвадорской политической сцене. За образец своей кампании Фунес взял кампанию Барака Обамы, позиционируя себя не как радикального революционера (от подобного имиджа в прошлом страдали кандидаты от ФНОФМ), а как взвешенного умеренного лидера левых взглядов, настроенного на консолидацию общества, а не на его разделение. Во время избирательной кампании Фунес не раз заявлял, что не является врагом Америки и намерен поддерживать с ней нормальные отношения, равно как не является врагом бизнеса.


Общие изменения в Латинской Америке дошли и до Сальвадора


"АРЕНА" выставила против него бывшего главу полиции Родриго Авила. Дело в том, что для Сальвадора едва ли не важнейшим вопросом избирательной кампании является борьба с преступностью. Уровень убийств на уголовной почве здесь – один из самых высоких в мире. Правые пытались доказать, что Фунес – не тот, за кого он себя выдает, утверждая, что он марионетка "твердокаменных" в ФНОФМ, которые лишь из тактических соображений ушли в тень на период избирательной кампании, и что при нем Сальвадор будет слепо следовать в фарватере Венесуэлы и Кубы.

Однако ставка на умеренную и, одновременно, популярную фигуру телеведущего себя оправдала. Фунес получил более 51 % голосов избирателей, и теперь впервые в истории в Сальвадоре будет левый президент. Ему предстоит сложная работа по выполнению своих обещаний – обеспечить больницы медикаментами, поддержать семьи тех, кто уехал в США, снизить цену на удобрения. Приход к власти Фунеса совпал с мировым экономическим кризисом, что, конечно, осложняет его работу. Экономика Сальвадора тесно интегрирована в глобальную экономику, страна выступает как видный поставщик на мировой рынок текстиля и одежды, а также кофе. Два миллиона сальвадорцев работают в США. Поэтому проблемы, которые предстоит решать левому президенту, напрямую связаны с состоянием дел в глобальной финансовой системе.

Кроме того, с учетом трагической истории страны, вся деятельность левых будет рассматриваться их оппонентами буквально через лупу. В январе 2009-го – накануне президентских выборов – в стране прошли выборы в парламент. Хотя ФНОФМ и занял первое место, по совокупности голосов он оказался в оппозиции. Таким образом, у Фунеса будет недружественный парламент, способный заблокировать многие его шаги. А, если он захочет радикальной политической реформы по образцу Боливии или Венесуэлы, это может вызвать новую гражданскую войну. Таким образом, коридор возможностей у Фунеса совсем не широк. И только от него зависит, чем явится победа ФНОФМ – временной неудачей правых, или стратегической победой левых.
http://www.novopol.ru/text63809.html


Остались ли у нас отношения в ВТС?