От Пассатижи (К) Ответить на сообщение
К All
Дата 06.02.2009 16:17:56 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Версия для печати

Мстислав Мстиславович Удатный

Здравствуйте,
http://www.rustrana.ru/article.php?nid=30181
«В своих оценках деятельности и личных качеств Мстислава Удалого историки и литераторы практически сходятся, не скупясь на комплименты. В. Бузескул - один из авторов XIX в. назвал Мстислава Мстиславича одним из «…наиболее выдающихся и вместе с тем симпатичных личностей до-татарской Руси»».

А если посмотреть немного под другим углом, так ММ Удатный, подлинный злой гений домонгольской Руси?!
Давайте взглянем на Север и Северо-Восток Руси.
В 1210 году в Новгороде сидит себе Святослав, посаженный туда отцом, Всеволодом БГ. ММУ заявляется в Торжок, вяжет местного посадника и шлет телегу в Новгород, дескать, папа вами хорошо правил, а понаехавшие тут всякие, насилуют вас произволом владимирским, мне же то не в мочь терпеть, давайте-ка я буду у вас княжить и поменьше насиловать?
Ну, новгороццы, не будь дураки, крутят руки Святославу и телеграфируют ММУ – «выезжай, встречаем». И действительно, встречают с цветами, сажают на «отчий» стол (заметим, что для кого только новгороцкий стол не был «отчим»). Более того, идут за ММУ воевать с Всеволодом БГ.
Войны, к счастью, не получается – Всеволод утерся, удовлетворившись тем, что обозвал ММУ «сыном».
Параллельно, новгороццы предаются своему любимому спорту – смене всех своих должностных лиц, которых можно сменить.
Далее, до 1214 года Мстислав сидит в Новгороде, развлекаясь чмырением будущих эстонцев, но, чю! Подворачивается вариант повосстанавливать справедливость на Югах.
Чуткие до чужих бед новгороццы говорят ММУ – а чоп и нет? Пашли! И пошли, по дороге правда мочканули кого-то из союзных смоленцев. Выковыряли Всеволода Чермного (сидевшего в Киеве 10(!) лет) со стола, который опять же, кому только «отчим» не был, посадили на его место кузена и тезку ММУ, заметим, попутно, позднее смертельно пострадавшего не без участия симпатичного ММУ.
Как ни странно, Мстислав, по восстановлении справедливости, возвращается в Новгород, но «он ощущал теперь себя другим человеком, способным на большее, чем достиг до сих пор, а север, как ему казалось, уже не мог дать новой, большей славы. Вскоре Мстиславич, созвав вече, сложил с себя новгородское княжение и ушел на юг, искать новых подвигов».
Судя по всему, произошло это совершенно добровольно, по его собственной доброй воле.
А все почему? Дык, очевидная же несправедливость – в Галиче венгры! Не можно такое терпеть! Организуецца совместное предприятие с Лешком Краковским с миссией – не бывать венграм в Галиче! Мадьяр и их пособников депортируют из Галича, доча выдаецца за Даниила Владимир-волынского, который по совместительству бывал и Галицким.
С Лешком, правда, пришлось теж повздорить. И тут случилась явная несправедливость, уже, правда по отношению к самому Мстиславу. Он проиграл. Оставив зятя, ММУ отправился было к половцам за помощью, но в пути его застала весть о еще большей несправедливости.
Меж тем, пребывая в некотором недоумении, по уходе ММУ, новгороццы приглашают к себе Ярослава Всеволодовича, князя, которого, почему-то, очень любят разоблачать разоблачители, обвиняя его чуть-ли не в организации нашествия Батыя на Русь. И зовут его новгороццы, в общем-то, тоже добровольно, из тоски по произвольному владимирскому насилию.
Параллельно, они опять предаются своему любимому спорту – смене всех своих должностных лиц, которых можно сменить. Накал страстей у спортсменов при этом достигает наивысшей стадии – появляются жертвы. Ярослав слегка афигивает. Будучи человеком деятельным он решает прекратить безобразие и запретить спорт в Новгороде. Как? Ну, дык, он внучатый племянник Андрея Юрьевича, за домик в деревне прозванного Боголюбским, а посему, вариант один – заплющить. Будучи, ко всему, человеком умным и чтящим традиции семьи, Ярослав отъезжает в Торжок, где и предается дистанционному репрессированию мятежного Новгорода.
Торжок, он как будто специально построен для того, что бы новгородские недруги его захватывали и перекрывали подвоз на север товаров народного потребления и еды с низовских земель. Если бы новгордцы сами не построили Торжок, его бы следовало построить владимирцам и подарить северным соседям.
Находясь в Торжке, Ярослав только было развязал голодомор и геноцид новгородских купцов, с целью научить выживших любить линию партии, как вдруг, откуда ни возьмись появилось…. Да, появился ММУ.
Характерно, что, не смотря на ужосы голода, которые, согласно новгородским источникам, творились в городе из-за недостатка продовольствия, путь Ярославу новгороццы не указали вплоть до самого появления нашего рейдера.
Здесь, луче Костомарова не скажешь:
«Поxвалив зятя (Даниила) за мyжeство, Мстислав сказал eмy: "иди, князь, тeпepь в свой Владимиp, а я пойдy к половцам, бyдeм мстить за своe посpамлeниe".
Но Мстислав oтпpавился нe к половцам, а на сeвep. Пpишла к нeмy вeсть, что князья опять твоpят насилиe над eго доpогим Новгоpодом, и он поспeшил выpyчить eго из бeды.»
Такой вот отзывчивый был человек.
Дальше кратко.
Новгороццы, как водится, ему сильно обрадовались, провели очередную ротацию, собрали колья-топоры и рванули во главе с ММ восстанавливать попранную справедливость и своих друганов. Попутно ММ искушает старшего Всеволодовича, Константин на искушение поддается, за что потомки иногда называют его Добрым. Итог известен – Липица – пожалуй, самая кровавая битва русских усобиц.
Справедливость восстановлена, Юрий с Ярославом поруганы. Во Владимире Константин, в Новгороде Мстислав, а в Киеве дядько, в смысле кузен.
И тут Мстислав вспомнил все – зять-то там как? – Я ж за подмогой побежал?! –Все, прощай Новгород, ждут меня иные земли.
ММ фигачит на Юга, разбираться с обуревшими венграми. Разбирается, но не до конца –сделал себе еще одного зятя – Эндрю, королевича Венгерского, которому и завещал, по своей смерти, Галич. А че? Все справедливо!
Ну, потом была Калка, здесь роль ММ теж не последняя – А!!! Чюрки! Чо, мы чюрок не гоняли?!
Чюрки оказались не той системы. Кузен и тезка сгинул в пылу монгольского пира.
Устав от трудов, на старости лет, ММ удаляется осмысливать прожитое в Торческ, но, видимо, не осмыслялось, т.к умер ММ по дороге, зачем-то, в Киев.
Что имеем в сухом остатке деятельности товарища Удатного?
1. Самая кровавая усобица на Северо-Востоке, в результате которой были, видимо, серьезно ослаблены военные силы всех участвовавших в ней сторон.
2. В Галиче сидят венгры, причем вполне, благодаря ММ, легитимно. Даниилу стоило немалых трудов и крови их оттуда выпереть – собственно рубилово за Галич продолжалось до 1234 года.
3. Самое разгромное поражение русских в поле – Калка. Серьезно подорваны силы Южной Руси.
И на таком фоне кто-то порицает Ярослава Всеволодовича за ковыряние в носу?



Хочешь мира - готовь 'Парабеллум'. С уважением, Алексей.