Эта идея у нас была популярна еще с 30-х, но опыт применения своих реактивных систем в ВОВ, и в особенности американской "Каллиопы" и немецких установок на полугусеничных шаси вызвали к жизни следующие предложения:
ПРЕДЛОЖЕНИЯ НАЧАЛЬНИКА ШТАБА ГЛАВНОЙ ИНСПЕКЦИИ ВС
КОМАНДУЮЩЕМУ БТ и MB ВС МАРШАЛУ БРОНЕТАНКОВЫХ ВОЙСК
СИ. БОГДАНОВУ О ВООРУЖЕНИИ ТАНКОВ РЕАКТИВНЫМИ УСТАНОВКАМИ
№ 347564с 26 марта 1949 г.
Инспекцией БТ и MB Главной инспекции ВС вносится ряд предложений по вооружению танков, которые могли бы повысить их огневую мощь. Содержание этих предложений излагается ниже.
Современные танки и самоходные установки Советской Армии оснащены орудиями достаточно эффективными для борьбы с существующими типами танков противника, его противотанковыми средствами и другими целями, находящимися вне укрытий, но не способны, в силу настильности траектории, уничтожать цели в укрытиях. К тому же боекомплект современных танков крайне ограничен, что также снижает их огневые возможности.
Кроме того, подвижным соединениям не хватает своих штатных артиллерийских средств для решения возлагаемых на них задач. Поэтому их действия нуждаются в обеспечении приданной артиллерией. Далее, бой танковых соединений, протекающий в высоких темпах, требует и столь же быстрого открытия огня поддерживающей их артиллерии, что практически трудно осуществимо.
Помимо артиллерийской поддержки, современные подвижные соединения нуждаются в надежном прикрытии. Этот вопрос также не решается в достаточной степени существующими организацией и вооружением подвижных соединений.
Состоящая на их вооружении среднекалиберная зенитная артиллерия не способна надежно прикрыть походные и боевые порядки танков, так как она ведет огонь только с места, а на ее развертывание и открытие огня, даже небольшими подразделениями требуется от 15 до 20 минут.
Эти недочеты в вооружении подвижных соединений могут быть в значительной мере компенсированы оснащением танков и САУ, в дополнение к их основному вооружению, реактивными установками.
Использование реактивных установок как в качестве дополнительного вооружения, так и для усиления их огневой мощи, нашло применение в ряде армий во время Второй мировой войны.
В Советской Армии применялись как монтирование (в опытном порядке) ракетных установок на крыльях танков «KB» или на шасси легких танков, так и придача подвижным соединениям специальных подразделений реактивной артиллерии. Последнее имело место в боях 5 ТА на Сталинградском направлении, при действиях группы генерала Плиева на Одесском направлении, а также в действиях подвижных соединений в Ясско-Кишеневской, Белорусской и Берлинской операциях.
В английской армии применялись 114,3 и 127-мм установки, смонтированные на танках и автомашинах для стрельбы по наземным целям и 51-мм и 76,2-мм установки для стрельбы по воздушным целям.
В американской армии применялись, смонтированные на танках в дополнение к основному вооружению, 60 ствольные, а кое-где и 120 ствольные установки. В бывшей германской армии применялись 48 ствольные — 8 см и 10 ствольные — 15 см реактивные установки, смонтированные на бронетранспортерах и 30 см установки — на автомашинах. На танке «Тигр» была смонтирована 30 см мортира с реактивными снарядами.
Для стрельбы по воздушным целям на высоте до 10 км применялись как 100-мм установки «Тайфун», так и 76,2-мм и 20-мм установки для стрельбы на высотах ниже трех километров.
Возможность и целесообразность использования реактивных установок и оснащение ими, в качестве дополнительного вооружения танков и САУ, подтверждена практикой Отечественной войны и, кроме того, может быть доказана следующими примерными расчетами. Вес установки (из алюминия или другого легкого металла) — в пределах 100-150 кг, вес снарядов, в зависимости от количества и калибра, не свыше 700-800 кг. В совокупности это не отразится на маневренности танка, так как его удельное давление увеличится только на 0,02-0,025.
Практическое оснащение танков этими установками даст следующие преимущества:
- огневая мощь танковых и механизированных соединений по меньшей мере удвоится;
- танки смогут уничтожать цели в укрытиях;
уменьшится зависимость их от приданной артиллерии, тем самым повысится способность самостоятельно решать боевые задачи;
- увеличится боекомплект танков;
- будет достигнута значительная экономия в использовании личного состава. Штат танковой роты в составе, примерно, 50 человек будет обслуживать 20 орудий и установок, не считая пулеметов, в то время как в артиллерийском дивизионе 12 орудий обслуживает, примерно, 240 человек.
По существу изложенного, прошу сообщить Ваше мнение для доклада Маршалу Советского Союза товарищу Говорову Л.А.
Начальник штаба Главной инспекции ВС генерал-лейтенант Разуваев
ЦАМО. Ф. 38. Оп. 94679. Д. 19. Л. 42-45.
На это раз в ответ на предложение в НТК ГАБТУ была составлена обстоятельная и небезинтересная "Справка-доклад...", в которой, помимо прочего, разбирался и негативный опыт установки РС-132 на КВ, и некоторые рекомендованные к выполнению НИОКР (в частности, создание аналога "Штурмтигра"):
Эта справка и легла в основу ответа командующего БТ и МВ:
ПИСЬМО КОМАНДУЮЩЕГО БТ и MB ВС НАЧАЛЬНИКУ ШТАБА ГЛАВНОЙ
ИНСПЕКЦИИ ВС ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТУ РАЗУВАЕВУ О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РЕАКТИВНОЙ ТЕХНИКИ ДЛЯ БТ и MB
№ 1196586 2 июня 1949 г.
В соответствии с Вашим запросом, изложенным в письме № 347564, сообщаю, что применение реактивной техники для повышения огневой мощи бронетанковых и механизированных войск считаю целесообразным.
Однако идти по пути установки принятого на вооружение Советской армии реактивного вооружения в качестве дополнительного к установленному в танках, считаю в настоящее время пока преждевременным, так как существующие реактивные средства являются эффективными только при массовом применении, и, следовательно, необходимо на танке дополнительно к существующему вооружению размещать многоствольные реактивные установки.
Однако весовой баланс отечественных танков и самоходов находится на пределе и дополнительное размещение многоствольной реактивной установки может привести к понижению боевых качеств машины (проходимости, маневренности, надежности работы отдельных агрегатов и т.д.). Кроме того, размещение современных реактивных средств на броне танка неизбежно связано с увеличением габаритов и ухудшением условий его обслуживания.
В силу этих причин считаю целесообразным увеличение огневых возможностей подвижных бронетанковых и механизированных войск производить за счет создания специализированных самоходных реактивных установок.
Научным танковым комитетом БТ и MB ВС в 1946 году перед ГАУ ВС был поставлен вопрос о разработке многоствольной реактивной установки на базе полуоткрытого артсамохода СУ-100п конструкции Уралмашзавода и высланы по просьбе ГАУ тактико-технические требования на эту самоходную установку.
Кроме того, для включения в план работы ГАУ ВС на 1948-50 гг. НТК БТ и MB ВС в 1947 году рекомендовал работы по созданию казнозарядной реактивной мортиры калибром 350-400 мм для установки в тяжелый закрытый артсамоход и созданию многоствольной реактивной установки для размещения на базе легких и средних артсамоходов.
До настоящего времени ГАУ ВС разработку указанных средств для БТ и MB ВС проводит очень медленно.
Учитывая перспективность реактивного вооружения, необходимо поставить вопрос перед ГАУ ВС об ускорении создания специальных самоходных артиллерийских установок, вооруженных реактивными системами.
Необходимо также поставить вопрос о разработке новых реактивных систем для установки их в танки и артсамоходы.
При этом новые системы по основным боевым характеристикам — кучности, меткости, мощности выстрела, скорострельности не должны уступать современным танковым орудиям.
Командующий БТ и MB ВС маршал бронетанковых войск С. Богданов