|
От
|
Exeter
|
|
К
|
PQ
|
|
Дата
|
05.02.2009 19:40:40
|
|
Рубрики
|
Современность; Танки;
|
|
Попридираемся :-)))
Здравствуйте, уважаемый PQ!
Вообще, как я понял, основной источник этого материала - это вики.
Придирки:
«T-72 SIM-1 – модернизация Т-72М, Т-72М1 и Т-72А при содействии израильской фирмы «Эльбит», а возможно и украинских специалистов. Система боевого управления FALCON»
Е:
Falcon – это не система боевого управления как таковая, а просто радиостанции фирмы Harris
«танки пройдут модернизацию на заводах американской компании Defense Solutions»
Е:
У Defense Solutions нет заводов, это менеджерско-консалтинговая фирма, которая просто выступает генеральным подрядчиком по поставке БТТ новой иракской армии. А ремонт и пр. выполняются нанимаемыми Defense Solutions субподрядчиками – так, по поставке 77 бывших венгерских Т-72 в Ирак субподрядчиком выступал венгерский БТРЗ CURRUS в Годолло.
«Ajeya Mk1 – 900 Т-72М1 индийской сборки, а возможно и общее обозначение для всех купленных или собранных Индией Т-72».
Е:
Ajeya – именно общее название всех индийских Т-72
«Ajeya Mk2 (Combat Improved Ajeya) – …По данной программе намечено модернизировать 1,500 индийских Т-72М1 (по другим данным – 1,500-2,000).
Е:
Описанный вариант (Rhino) – не более чем польское предложение на тендер по модернизации индийских Т-72. Там есть и другие предложения и выбор по не сделан.
В то же время не упомянуты оснащенные ДЗ «Контакт-1» Ajeya Mk1, которые состоят на вооружении индийской армии.
«M-2001 (M-84AB1) – M-84AB, модернизированный до уровня Т-90 сербской компанией Yugoimport SDPR. имеет 1,200-л.с. дизель, но менее мощное по сравнению с Т-90 бронирование. Прототип показан в 2004 г.»
Е:
М-84АВ1 – это совместный проект УВЗ и Yugoimport SDPR, в основном под модернизацию кувейтских М-84АВ. Контракт до сих пор не получен.
«Сирия… ТУР «Рефлекс» (ДЗ и ТУР поставил субподрядчик Galileo, возможно Украина)»
Е:
«Рефлексы» для модернизированных сирийских танков поставляло тульское КБП.
«Хорватия: M-84A4 Sniper – М-84А новой постройки (около 40) и модернизированные М-84А с новым дневным/ночным прицелом SCS-84, баллистическим вычислителем DBR-84, немецкий 1,100-л.с. дизель, радиостанция фирмы Racal.»
Е:
М-84А4 построено 38 штук. Дизель у них обычный В-46-6 от М-84 либо форсированный В-46ТК, установка немецкого дизеля MTU 880 – всего лишь опция, предлагаемая на экспорт
Из проектов модернизации не упомянут Т-72МР чешской компании PSP Bohemia совместно с ХБКМ, есть по меньшей мере еще один южноафриканский проект от Denel (по которому был подписан в 1998 г. контракт с Сирией, прибитый американцами), еще две казахские модификации (одна с EADS и Wartsila, которая, похоже, осталась в проекте, и недавно продемонстрированная новая - видимо, при израильском участии), в 90-е гг было предложение от французкого GIAT.
«PZA Loara-A – ЗСУ на шасси PT-91 (аналог немецкой «Гепард»: 2х35-мм пушки, 2 РЛС), создана в конце 90-х гг. 2 построены для Польши (еще 48 заказаны), есть данные, что 100 заказала Индия.»
Е:
Индия не заказала – это поляки хотят, чтобы она заказала
«VT-72C – модернизация БРЭМ VT-72B, производится с 1999 г. для Индии. Использует польский дизель S-12U.»
Е:
Не производится – словаки проиграли индийский тендер полякам с WZT-3M.
«БТС-5Б – украинская версия БРЭМ-1».
Е:
На самом деле, БТС-5Б не «украинская версия» БРЭМ-1, а вполне советская еще. Это БРЭМ, переделываемые из линейных танков Т-72 на БТРЗ – в отличие от БРЭМ-1, которые являются новыми машинами постройки УВЗ.
А «украинская версия» БРЭМ-1 (вернее, БТС-5Б) – это БРЭМ-1У, переделываемая из Т-72.
«Югославия: M-84AI – БРЭМ, по-сути польская WTZ-3 югославской постройки на шасси M-84A. 15 построено для Кувейта. Оборудование включает кран TD-50, бульдозерный отвал и др.»
Е:
На самом деле, ни одной из 15 заказанных БРЭМ М-84AI для Кувейта построить не успели. Был построен один прототип, который сейчас эксплуатируется в СВ Сербии.
Кстати, в списке в статье отсутствуют опытные индийские мостовые машины на базе Т-72 – AVLB, ESAB и MHAB.
«впрочем, до сих пор я не нашёл однозначного подтверждения выпуска Т-72 на ЧТЗ).»
Е:
Странно, потому что о выпуске Т-72 ЧТЗ пишет даже в официальных релизах. Я приводил и ссылку из журнала ЧТЗ, что с 1978 по 1990 г. заводом было построено 1874 танка Т-72.
«Индия – лицензионное производство на заводе в городе Авади (Avadi). В 1987-1994 гг. построено 900 штук модели Т-72М1. Первоначально велась сборка из советских деталей, постепенно планировалось довести объём индийского производства до 97%, однако план так и не был выполнен.»
Е:
В Авади с 1987 по 2005 годы было построено 1108 единиц Т-72М1, из них первые 175 собраны из комплектов, поставленных с УВЗ.
«Ирак – после завершения ирано-иракской войны 1980-1988 гг. в Ирак была передана документация для лицензионного производства Т-72М1. В Taji (к северу от Багдада) был построен сборочный завод; по одним данным сборка танков (с помощью польских специалистов) началась в начале 1989 г. и продолжалась до августа 1990 г., в общей сложности собрано несколько десятков машин.»
Е:
Соглашение об организации производства Т-72 в Ираке было подписано советской стороной только в начале 1989 г. и естетсвенно, что к августу 1990 г. в Таджи ничего толком не построили и никакого выпуска там не было.
«Иран – переговоры о лицензионном производстве Т-72М1 и Т-72М1К начались в 1985 г., однако договор был подписан только в 90-е гг., на более совершенный Т-72С, производство которых началось, по-видимому, в 2003 г.»
Е:
Цитирую себя, любимого:
«Крупнейшим стало соглашение от 13 ноября 1991 г., предусматривавшее передачу лицензии и оказание технического содействия в организации производства в Иране 1000 танков Т-72С и 1500 боевых машин пехоты БМП-2, а также боеприпасов к ним на общую сумму 2,2 млрд долл. Поставка комплектующих, запчастей и другого имущества, лицензия на производство которых иранской стороне не передавалась, была рассчитана до 2011 г. В рамках этого контракта российская сторона осуществила постройку в Иране в Доруде (провинция Лурестан) завода по лицензионному производству танков Т-72С, который начал функционировать 8 июля 1997 г»
«В ходе реализации соглашения в 1993 г. в Иран с Уралвагонзавода были поставлены 100 танков Т-72С, в 1994 г. еще 20 танков, в 1996 г. – еще два, и в 1998 г. – еще четыре. С 1996 г. Уралвагонзавод начал поставки на завод в Доруде комплектов для лицензионной сборки танков Т-72С, поставив их до конца 1999 г. 300 единиц. Первые танки иранской сборки были переданы в войска в июле 1998 г»
То есть в Иране было собрано всего 300 Т-72С, причем все – из комплектов с УВЗ.
«КНДР – разрешение на передачу лицензии этой стране получено в 1988 г. с началом производства в 1991 г., но проект так и не был осуществлён и остался на бумаге.»
Е:
Замечу, что тем не менее, после 2000 г. они самостоятельно свой клон Т-72 («Покпхунхо») слепили.
«Точные данные, сколько Т-72 (без РТ-91) было построено в Польше не найдены, однако предположительно – столько же, сколько в Чехословакии (1,700).»
Е:
В Польше было построено 1610 Т-72 (без РТ-91).
«Румыния – с 1984 г. велись переговоры о лицензионном производстве варианта Т-72 под обозначением TR-125. Производство так и не было налажено, построено 3-5 прототипов.»
Е:
Три прототипа.
«Сербия (после распада Югославии) – намечена постройка около 240 M-2001 (M-84AB1), по некоторым данным 18 уже построены.»
Е:
Сербия вообще никак не может строить М-84, поскольку завод Djuro Djakovic, где их собирали, остался в Хорватии. И никаких М-84АВ1 у сербов нет, как была эта машина в одном прототипе для Кувейта, так и осталась.
«Хорватия (после распада Югославии) – построила 40 M-84A4 Sniper, разработала и готова производить (с участием Словении и фирм из других стран) M-84D Degman и M-95 Degman»
Е:
В Хорватии было построено 38 М-84А4 и два прототипа М-95, причем маркетинг М-95 уже прекращен. Более они танки не собираются производить.
М-84D – это не танк нового производства, а прототип модернизации строевых М-84 для ВС Хорватии и Кувейта (кувейтцам он предлагается в конкуренции с русско-сербским проектом М-84АВ1). В прототипы М-84D переоборудовано два находившихся на Djuro Djakovic М-84АВ из числа непоставленных Кувейту.
«Чехословакия – переговоры о производстве с середины 70-х гг., договор подписан в 1978 г. Первые танки были выпущены в 1981 г. Производилась экспортная версия Т-72 1975 г. (1981-1985 гг.), затем – Т-72М1 (некоторые источники говорят и о производстве Т-72М). Лицензионное производство фирмой ZTS в Словакии на заводах в Дубнице (башня) и Мартин (шасси и финальная сборка). Между 1981 и 1990 гг. построено 1,700. По другим источникам производство прекратилось в 1993 г., последние 250 выпущенных танков – партия Т-72М1 для Сирии».
Е:
Я встречал цифры выпуска в Чехословакии/Словакии 2000 машин с 1979 по 1994 гг, вместе с поставкой 300 Т-72М1 Сирии в 1991-1993 гг.
Т-72М в Чехословакии вполне себе производились – см., например, росписи парка Т-72 ГДР.
«Югославия – М-84. Серийное производство с 1983 г., на вооружении с 1984 г. До 1991 г. построено 502 М-84 для собственных нужд, плюс 200 машин (170 линейных танков М-84АВ, 15 командирских танков М-84АВК и 15 БРЭМ M-84AВI) для Кувейта (заказ 1988 или 1989 г.).»
Е:
Согласно югославским публикациям, фактически заказ Кувейта составлял 200 танков (170 линейных танков M-84ABL, 15 командирских M-84ABK и 15 навигационных M-84ABN) и 15 БРЭМ. На самом деле Кувейт получил из этого заказа только 146 линейных танков M-84ABL, три M-84ABK и три M-84ABN, и ни одной БРЭМ. . Кроме того, Кувейту были поставлены для обучения четыре строевых М-84А из наличия ВС Югославии, захваченные Ираком. Остальные танки М-84АВ кувейтского заказа были прихватизированы хорватской армией
«СССР – точных цифр нет, сказано что с распадом страны 3,450 Т-72 оказались на территории новых республик, в т.ч. 1,607 в Белоруссии, 1,045 на Украине, 800 на Кавказе (в т.ч. 246 в Армении, 251 в Грузии и 314 в Азербайджане), однако часть этих танков остались в распоряжении ВС России.»
Украине после распада СССР досталось 1304 танка Т-72 (данные ДОВСЕ)
Белоруссии – 1806
Грузия получила 31 Т-72Б от РФ (ЗакВО) в 1996 г., затем были известные новые поставки
Туркмения – 530 Т-72
Казахстан – 650 Т-72 (плюс, еще некоторое количество заскладированных машин, вывезенных из Европейской части СССР перед подписанием ДОВСЕ – иногда встречается цифра заскладированных в 300 ед)
Киргизия – 204 Т-72
Узбекистан – 70 (были на хранении, вывезенные из Европейской части СССР перед подписанием ДОВСЕ
Таджикистан – сперва получил до 10 Т-72 из состава 201-й мсд в ходе гражданской войны, затем также из состава той же мсд передано еще 44 танка Т-72
Азербайджан – получил из состава 4-й армии 286 (по другим данным, 311) Т-72, из которых 160 были потеряны в Карабахской войне, а еще 18 списаны как поврежденные в войне. В свою очередь, у армян захвачены 23 Т-72.
Армения – получила 154 (по другим данным, 180) Т-72 из состава 7-й армии, плюс еще 84 Т-72 в ходе известных российских поставок 1995 г., плюс, возможно, некоторое количество Т-72 с Тбилисского БТРЗ. НКР получила от 366-го мсп 25 Т-72. Армения официально заявила в ДОВСЕ о потере 52 танков Т-72 в боевых действиях с Азербайджаном, плюс какие-то потери НКР, но одновременно НКР досталась большая часть техники, потерянной Азербайджаном.
Страны Европы:
Болгария – 334 было на 1992 г., плюс в 1996 г. приобретено у России 100 Т-72А/АК, заскладированные на болгарской территории с советских времен
Венгрия –138 было, плюс 100 Т-72 куплено в 1996 г. в Белоруссии
ГДР – 549;
Польша – 757;
Румыния – 30 (получены в 1979 г.);
Финляндия – в СССР куплено 65 Т-72, еще 97 танков приобретено у ФРГ в 1992 г
Чехословакия – 897;
Югославия – 502 М-84 построены с 1984 по 1991 гг. И еще 93 Т-72 были куплены у СССР
«Индия – поставки первых 500 (Т-72, Т-72М, Т-72М1) из СССР с 1978 г., позже местное производство 900 танков»
Е:
В Индии, как уже было сказано, изготовлено 1107 Т-72, а импортировано Индией было около 850 танков
«Иран – небольшое количество куплено в Польше в 80-е гг. Кроме того, Т-72 были захвачены у Ирака как трофеи, а также поставлены Сирией или Ливией. В марте 1992 г. 400 заказаны в России».
Е:
Насчет России см. выше, а закупка иранцами Т-72 в Сирии и Ливии – явный фейк.
Польша же поставила в Иран 104 Т-72 в 1994-1995 гг.
У Сирии танков Т-72 больше – наиболее достоверные цифры 1700
«Ливия – 350 Т-72 и Т-72М1 с 1979 г., небольшое количество перепродано в Иран в 80-е гг.»
Е:
Цифра 350 Т-72 для Ливии явно завышена, наиболее достоверное количество полученных Ливией Т-72 – 146 машин.
Эфиопия и Ангола не получили Т-72 до распада СССР. Что касается Кубы, то ее Т-72 – это примерно 50 машин (видимо, 51?), переданные из состава советского 12-го ОУЦ при его выводе осенью 1993 г.
Из обладателей Т-72 (получивших уже после 1992 г.) в статье пропущены Уганда (имеет 31 танк неизвестного происхождения – скорее всего, работа украинцев), и, видимо, Т-72 есть и у Эритреи.
Алжирские Т-72. Из них 150 танков модернизированы не до уровня Т-72АГ, а Т-72АМГ, поскольку движки им не менялись. И, кстати, как ни странно, не упоянут реализуемый сейчас мощный российский контракт на модернизацию 250 алжирских танков Т-72 до уровня Т-72М1М.
Вообще, ссылки на экспортные цифры из «Джейна» непонятны, поскольку «Джейн» просто берет эти цифры из Регистра ООН.
С уважением, Exeter