От Деметрий Б. Ответить на сообщение
К All
Дата 16.12.2008 22:46:23 Найти в дереве
Рубрики Армия; Версия для печати

Машины пехоты Лорен-28 (Франция, 1937-1940)

Франсуа Вовийе
Внедорожники французской армии 1934-1940: Лорен-28.

Более четырех сотен построенных машин, три года активной службы, престижные рода войск (мотодрагуны, мотопехота), отличные боевые показатели в мае 1940 в составе 1-й лмд… Тем не менее, шестиколесники Лорен-28 впали в забвение, вытесненные их конкурентами от Лаффли. Настало время исправить подобную несправедливость.
Однако давайте сперва рассмотрим поставленную задачу: перевезти солдат по любой дороге, сперва в сопровождении кавалерии, а затем в колоннах крупных подразделений бронетехники.

Тактический транспорт
Тактические перевозки солдат механическими средствами, входящими в штат их подразделений, были рождены еще до Первой мировой в виде велосипедных частей. Начиная с 1913 в составе кавалерийских дивизий создавались группы стрелков-велосипедистов, которые обеспечивали кавалеристов поддержкой пехоты, способной передвигаться почти так же быстро, как и лошадь.
Использовавшееся транспортное средство – двухколесный складной велосипед системы Жерара обр. 1913 – сохранялся в войсках до тридцатых годов, при этом в течение непродолжительного периода велосипеды и гусеничные машины сосуществовали в одних и тех же частях.

Сперва полугусеничные…
В 1928 г. в рамках частичной моторизации кавдивизий было принято решение преобразовать каждую группу стрелков-велосипедистов в батальон мотодрагун (мдб). Первым этапом стало придание велосипедной группе 4-й кд Рейнской армии пулеметного эскадрона на машинах Ситроен-Кегрес.
В 1929 г. было принято решение о формировании пяти мдб, т.е. по одному на дивизию. Их последовательно дооснащали полугусеничными машинами, начиная с пулеметных эскадронов и взводов тяжелого оружия (минометы и пушки), ввиду массы их вооружения, и затем переходя к эскадронам стрелков-разведчиков.

… затем бронированные.
Штаты оснащенности мдб полугусеничными машинами Ситроен-Кегрес быстро росли: в 1931 г. в строю было 100 машин, в 1932 – 220, в следующем же году штаты приобрели свой окончательный вид: по сотне машин на каждый батальон, т.е. итого 500 машин. Однако эти машины на деле оказались недостаточно удовлетворительными: «машина мотодрагун не только не дает им какой-либо защиты, но и демаскирует … В этом году на маневрах в Лотарингии кавалерию чаще всего обнаруживали по ее машинам» (генерал Морен, 25 марта 1931).
Комиссия по автомобильной технике принялась искать другой тип машины, более совершенной, характеристики которой описывались четко: «бронированная транспортная машина стрелков тип К».
Утвержденная 9 января 1931, программа типа К по-прежнему касалась 7-местной машины, но теперь – с легким бронированием (6-7 мм), без крыши и малозаметной (высота не более 1,8 м). Три конструктора представили свои машины на конкурс: это Рено URK (шесть колес со съемными гусеницами, 1931 г.), Берлие VDPK (шесть колес, 1932 г.) и Ситроен-Кегрес Р 26А (полугусеничный, 1932 г.). Армия купила лишь по пять машин каждого вида для дальнейших испытаний. Тогда было время «прогрессивного подхода», когда опытные машины следовало дорабатывать.
При этом перевозка стрелков в бронемашинах не соответствовала доктрине применения мотодрагун. Последние в первую очередь были «средством занятия территории … пешими бойцами, которые должны располагать транспортными средствами, обеспечивающими быстрое передвижение по пересеченной местности их самих вместе с тяжелым вооружением» (генерал Вейган, записка об лмд от 26 октября 1933). Скорость и грузоподъемность транспортного средства имели приоритет над бронированием.

Шестиколесные машины на 10 человек.
После испытаний машин типа К, особенно после совместных упражнений в сентябре 1932 г., Управление кавалерии отказалось от бронирования и переориентировалось на новый тип более специализированной машины подразделений мотодрагун лмд. Предполагаемый количественный состав подразделений был велик, поэтому было решено, что в тактическом плане будет более уместным оснастить их машинами, способными перевозить по полному отделению каждая (прим. авт.: Ситроен-Кегрес Р 19 и машины типа К перевозили лишь половинные отделения. А лмд образца 1933 включала в свой состав два полка мотодрагун по два батальона каждая, т.е. 400 машин по семь человек. В 1935 г. решат ограничиться одним усиленным полком трехбатальонного состава, т.е. 200 машинами по 10 человек).
Экономия с точки зрения количества машин (и, соответственно, стоимости закупок, обслуживания, потребления горючего, длины колонн и количества водителей) в значительной степени компенсировала недостатки от применения более крупных и хуже поддающихся маскировке машин.

Многоколесные: спасибо Татре.
В то же самое время прогресс в области автомобилестроения позволил обойти главный недостаток гусеничных машин Кегреса – низкую скорость. В 1931 году чешский производитель Татра представил французской армии две шестиколесные машины с четырьмя приводными колесами, хорошо показавшие себя по прочности конструкции и гибкости применения. Поскольку с одной стороны, в мирное время покупка иностранных вооружений исключалась, а с другой стороны, армия живо заинтересовалась представленным шасси, технические службы министерства обороны, похоже, оказали воздействие на одно из национальных предприятий, чтобы оно приобрело лицензию у Татры. Так и появился «лотарингский» производитель.
В 1933 г. «Моторная и автомобильная компания Лотарингии», базирующаяся в Аржентее (прим. авт.: филиал АО «Лорен Дитрих и Ко» из Люневилля, производившего, в частности, гусеничные сельскохозяйственные тракторы марки Ара), являлась блекнущей звездой на автомобильном небосклоне, хоть она еще и оставалась активной в области морского и авиационного моторостроения. Таким образом, компания воспользовалась подвернувшейся возможностью, чтобы укрепить свое пошатнувшееся положение практически гарантированными военными заказами. Будущим Лорена (Аржентей) стала внедорожная машина, благодаря лицензии Татры.
Система Татры характеризовалась монтажом на хребтовой трубе шасси, состоящего из двух передних независимых рулевых колес, четырех задних качающихся приводных полуосей и бескарданной трансмиссии. Речь идет о машинах формулы 6х4, которые, в этой связи, являлись скорее вседорожными, а не внедорожными.
Первыми машинами, разработанными Лорен по лицензии Татра в 1933 году, стали две крайности в линейке по тоннажу: с одной стороны, внедорожная машина связи (ВДМС) Лорен-72, а с другой – внушительный 8,5-тонный грузовик Лорен-24/58. Обе машины были приняты на вооружение в начале 1934 года.

Машина мотодрагун (ММД) Лорен-28
Эта машина, располагавшаяся в середине производственной линейки, была подготовлена чуть позже. В «коммерческих» буклетах (и кому в 1934 г. во Франции, кроме армии, были интересны внедорожники?) шасси Лорен-28 предлагалось с базой 3,2 м и полезной нагрузкой 5 т.
Для перевозки бойцов было разработано укороченное (2 м) шасси, представленное венсенской комиссии в октябре 1934 г. В сравнении с заметно более мощным прототипом Лаффли S 35 С, машина Лорен, тем не менее, продемонстрировала «небольшое превосходство». В частности, среди преимуществ Лорен-28 был упомянут «сравнительно небольшой вес, влекущий меньшее повышение расхода горючего на пересеченной местности», а также «жесткое и не склонное к деформациям шасси». Среди недостатков перечислялись различные механические изъяны, а также проблемы с «преодолением эскарпов высотой больше диаметра колес».
Машина Лорен-28 была принята на вооружение в 1935 г., однако испытания продолжались до 1936 года, когда выявилась слабость силовой структуры при «раскачивании тяжелых и крупногабаритных кузовов» (28 мая 1936).
После усиления конструкции в 1937 году было, наконец, заказано серийное производство Лорен-28, которая в наиболее распространенном варианте ММД стала объектом двух контрактов на 332 машины в совокупности. Речь шла об оснащении:
- в кавалерии, 4-го мдп (1-я лмд);
- в пехоте (в качестве временной меры) – 5-го и 17-го мотопехотного полка, придававшихся в рамках танковых бригад (эмбрионов будущих танковых дивизий) двум батальонам танков В.
Другая версия кузова, возможно схожая, предназначалась для перевозки саперов и была заказана в количестве 32 штук для инженерно-саперных рот лмд (прим. авт.: Нам неизвестны различия во внутреннем устройстве машин драгун и саперов. В лмд входило три инженерно-саперные роты, по шесть машин каждая). Еще 40 машин получили другие кузова (см. далее).
ММД Лорен были поставлены на службу начиная с 1937 года и, в том, что касается 7-го мдп, первоначально только в одном батальоне. Полностью штаты были обеспечены только в начале 1939 года, однако производство Лорен-28 не пошло дальше этой даты: в октябре 1937 года машина Лаффли S 20 TL была признана превосходящей предыдущую модель, чьи «возможности по преодолению пересеченной местности достаточно невелики из-за недостатка мощности двигателя и сцепления с грунтом».
Привод только на четыре задних колеса приговорил Лорен-28, несколько туповатую машину, которая, тем не менее, оставила свой след в памяти, хорошо проявив себя в боях мая 1940 вместе с мотодрагунами и саперами 1-й лмд.

ТТХ ММД Лорен тип 28.
Двигатель: 4-цилиндровый Лорен 100х150, объем 4710 куб.см.
Макс.мощность: 55 л.с. на 2000 об/мин.
Коробка передач: 2х (4 скорости + задний ход).
Собственный вес в походе: 3780 кг.
Полезная нагрузка: 2720 кг.
Перевозимый персонал: 10 чел. включая водителя.
База: 2 м спереди, 1,15 сзади.
Колея: 1,75 м.
Дорожный просвет: 0,33 см.
Длина: 4,84 м.
Полная ширина: 2,08 м.
Макс. скорость: 60 км/ч.
Запас хода: ок. 300 км (емкость бака 110 л, среднее потребление горючего на дороге 37 л/100 км).

Серии Лорен тип 28 (обр. 1937)
Заказ № 70 278 D/P (220 машин)
Номера 35 800 – 35 839 – 40 машин мотодрагун
Номера 35 840 – 35 841 – 2 бронемашины для Марокко (прим.перев.: в более поздних номерах журнала Ф.Вовийе сообщит, что на самом деле эти машины были предназначены для танковых дивизий)
Номера 35 842 – 36 013 – 172 машины мотодрагун
Номера 36 014 – 36 019 – 6 цистерн для бензина.

Заказы № 70 395 D/P и № 70 652 D/P (32 машины)
Номера 36 539 – 36 550 – 12+20 инженерно-саперных
Номера М9 623 – М9 642 машин

Заказ № 70 606 D/P (150 машин)
Номера 62 306 – 62 425 – 120 машин мотодрагун
Номера 90 40х – 90 42х – 30 штабных машин

Заказ № 70 017 D/P (2 машины)
Номера 66 955 и 66 956 – 2 цистерны для воды.

Подразделение полностью на Лорен-28.
4-й полк мотодрагун (1-я лмд) из Вердена являлся подразделением с наибольшим количеством машин Лорен-28, из расчета 20 машин на эскадрон плюс летучка. После мобилизации 1939 года мдп был переведен на штат военного времени с тремя батальонами. На 10 мая 1940 машины Лорен-28 имелись в следующих его частях: 1-й батальон – 3-й эскадрон стрелков (капитан Амеманн), 4-й эскадрон стрелков (капитан Мир) и 5-й пулеметно-пушечный эскадрон (капитан Кляве); 2-й батальон – 8-й эскадрон стрелков (лейтенант Меньер), 9-й эскадрон стрелков (капитан Де Вандьер де Витрак) и 10-й пулеметно-пушечный эскадрон (капитан Ле Телье); 3-й батальон – 13-й эскадрон стрелков (лейтенант Де Рио де Фонклар), 14-й эскадрон стрелков (лейтенант Хеннеси) и 15-й пулеметно-пушечный эскадрон (лейтенант Саппе-Маринье).
Судьба 4-го мдп была такой же, как и трех лмд, потерявших всю свою технику в мае, часть в боях в Бельгии, а другую – под Дюнкерком.
Так погибла примерно половина всех Лорен-28.

Штабные машины с БПТ (беспроводным телеграфом).
В том, что касалось штабных машин, оборудованных БПТ, на шасси Лорен-28, имелось два варианта кузова.

Первый вариант кузова БПТ.
Эта штабная машина, оснащенная специальным кузовом, разработанным согласно рекомендациям Отдела разработок средств связи (СЕМТ), была включена в заказ № 70 606 D/P от 1937 года количеством 30 машин (прим.авт: точные номера этих машин нам не известны, поскольку в серию 90 400 были включены и обычные ММД Лаффли).
Из 30 машин десять были выпущены достаточно быстро, чтобы получить в форте Исси свое радиооборудование, состоящее из радиостанции ER 26 ter и приемника R 14, и предстать 14 июля 1938 года на Елисейских полях перед глазами парижской толпы под флагами 8-го инженерного полка (связь). Оборудованные таким образом, машины были зачислены в реестр СЕМТ под индексом «тип 28-1» (прим.перев.: подобная комплектация была неожиданной, поскольку приемник R 14 являлся частью радиостанции железнодорожных артиллерийских частей РГК ER 14. Предполагается, что так было сделано ввиду отсутствия приемника R 30).
Что касается остальных машин, типа 28-2, остается неясность. Возможно (но не подтверждено), что они долго пылились в форте Исси, ожидая радиостанции ER 55, предназначенные специально для мотодрагун (зимой 1939-1940 речь шла о производстве лишь 20 прототипов радиостанции). Этот вопрос еще следует прояснить.

Второй вариант кузова БПТ.
Эти машины, также увидевшие свет во время «странной войны», были получены путем переделки подручными средствами небольшого количества стандартных ММД, ставшего доступным после перевооружения 5-го и 17-го мпб на гусеничные БТР Лорен-38 L.
В то время как часть высвобожденных машин Лорен-28 была законсервирована на складах РГК (по состоянию на 30 апреля 1940 – 24 машины на ходу) и затем передана в части (например, 12-ю корпусную разведгруппу), сохранив свое изначальное предназначение для транспортировки бойцов, другие машины были направлены в форт Исси на оснащение различными типами радиообрудования согласно планам по использованию этих машин в различных подразделениях. Все подробности нам не известны, однако на настоящий момент мы знаем о двух типах:
- машина БПТ для танковых батальонов;
- машина БПТ для командования танковых дивизий.
При этом следует различать машины, применявшиеся непосредственно в подразделениях соответствующим образом подготовленными бойцами, и машины, приданные телеграфным подразделениям инженерных войск (8-й, 18-й, 28-й и 38-й ип).

Машина-цистерна на удлиненном шасси.
Чтобы дополнить штаты обеспечения транспортными средствами подразделений мотодрагун и мотопехоты, в 1937 году в рамках заказов № 70 278 D/P и № 70 017 D/P было получено несколько машин-цистерн: 6 для бензина и 2 – для воды.
Эти восемь машин были построены на основе удлиненного «коммерческого» шасси, база которого между передним и первым из задних колес составляла 3,2 м вместо 2. В этих условиях длина шасси составляла 5,79 м, с длиной под кузов 5,47 м (прим. перев.: цистерна под воду отличалась отсутствием автономной помпы и боковых ящиков под шланги, а также наличием дополнительного смотрового люка и радиаторов охлаждения набегающим потоком воздуха).
Машины, заказанные в 1937 году четко соответствуют штатам 4-го мдп (четыре цистерны бензина и две – воды) и двух батальонов мотопехоты (5-й и 17-й мпб, по одной цистерне бензина каждому) (прим. авт: большая часть бензовозов Лорен была построена для ВВС. Она отличалась от кавалерийской машины отсутствием запасного колеса. Что касается самой цистерны производства компании Сатам, она была идентична кавалерийской).

Бронемашины для Марокко.
Две машины Лорен-28 на укороченном шасси, оснащенные легкобронированным кузовом, были заказаны в 1937 году (заказ № 70 278 D/P) для Марокко.
Еще более любопытно, что Пьер Тузен нашел упоминание об еще одном «бронеавтомобиле» Лорен-28, выполненном в единственном экземпляре и предназначавшемся для перевозки солдат на юге Марокко.

(прим.перев.: далее следует отрывок, посвященный «марокканской» машине из статьи о танковой дивизии)

Бронированная машина Лорен-28, ранее сочтенная бронемашиной для Марокко, на самом деле была предназначена для командования батальонов мотопехоты танковых дивизий (одна машина для передового КП, одна – для арьегардного КП). Не известно, получили ли они свое радиооборудование (радиостанции ER 30 и ER 55, а также приемник R 61 для машины командира, радиостанции ER 51 и ER 55, а также приемник R15 для машины заместителя командира).

Машина ПВО на длинном шасси.
Исключительно любопытная машина Лорен-28 со спаренной установкой 13,2-мм зенитных пулеметов Гочкис обр. 1932 СА известна нам только по нескольким фотографиям. Прототип испытывался в рамках программы «средств защиты колонн на марше», однако нам не известно, был ли он закуплен армией (прим. авт.: также испытывались несколько машин с аналогичной установкой, но других фирм: Берлие, Сомюа, Ситроен-Кегрес и т.п.).

Радиостанция ER 30 для штабных машин Лорен-28 командования танковых дивизий: отличное, но запоздалое изделие.
Автор: Эме Сэйе.

Хотя основные усилия в области радио в 1935-1940 гг. были направлены на оснащение бронетехники, объект нашего исследования был предназначен для небронированной машины.
Речь идет о ER 30, предназначенной специально для командования танковых дивизий (прим. авт.: в дальнейшем ей планировали заменить радиостанцию ER 12 в подразделениях дивизии).
Разработка этой радиостанции началась в 1936 году. Как символ несомненного прогресса, приемник R 30 был принят на вооружение уже в 1938 году. На этот момент передатчик E 30 был все еще в стадии экспериментирования, его доработка оказалась более сложной.
В результате, приемник R 30 широко применялся в составе других установок, в частности в ER 13 обр. 1939, в ER 26 ter обр. 1935 или ER 27 обр. 1935 в качестве замены (или дополнения) приемника R61, в ER 26 bis обр. 1939 в качестве замены R 15, а также в несколько видоизмененной форме (приемник R 14) – в ER 14.
R 30 был произведен средней серией, от 500 до 1000 экземпляров. Что касается E 30, он был произведен в количестве около 200 единиц с осени 1939 до июня 1940. На данный момент известен лишь один производитель, компания «Радиотехника».

Новые радиостанции для машин
Вплоть до второй половины тридцатых годов, установка радиоаппаратуры сталкивалась с хроническим отсутствием нормативов на ее внутреннюю компоновку и, в особенности, на противодействие фоновым помехам на линии приема. Фактически никто, от командования и до конструкторов, не задумывался о том, что в один прекрасный день разрабатываемая машина может стать носителем радиооборудования. Проблему начали рассматривать в комплексе лишь в последние предвоенные годы.
В этих условиях лишь приемники со сверхреакцией – тем более, что супергетеродины уже нашли широкое распространение на гражданке – могли выдать приемлемый (кроме высокого неприятного свиста, характерного для этой технологии) по качеству сигнал в условиях фона, крайне насыщенного паразитными шумами, производимыми двигателем и электрооборудованием машины. Пришлось дожидаться июня 1935 года, когда было выпущено «Техническое руководство по условиям, которым должны соответствовать автомашины, предназначенные к установке станций БПТ», вступившее в силу с 1937 года.
Помимо вышеуказанной проблемы, превосходство аппаратов с супергетеродином над техникой прошлого поколения с суперреакцией было заметным и по другим показателям. Оно касалось, в первую очередь, увеличения чувствительности и избирательности.
Кроме того, в указанный период передатчики также претерпели фундаментальную структурную эволюцию, благодаря которой стабильность их частоты стала несравнимой с таковой у аппаратов с генераторами с самовозбуждением прошлого поколения. Напомним, что частота генератора с самовозбуждениям, связанного напрямую с антенной, была чувствительна к малейшему колебанию хлыста антенны, что вызывало необходимость в использовании очень жестких антенн. Теперь архитектура передатчика опиралась на мастер-генератор с самоподдержанием или, в некоторых случаях, с кварцевой стабилизацией (которая делает генератор практически не чувствительным к перепадам температуры и напряжения), за которым следовал каскад сепарации (который изолировал генератор от помех, наведенных на излучатель) и каскад адаптации мощности.
Данное развитие техники – а также менталитета – позволили разрешить применение режима телефонии в хороших условиях.
Совокупность этих изменений сделала устаревшими аппараты предыдущего поколения (прим. авт.: ER 13 обр. 1930, ER 26 bis обр. 1932, ER 51 обр. 1936, ER 52), сделала возможной связь на очень близких частотах без интерференций и, таким образом, увеличила количество линий связи, которые могли функционировать одновременно в одном диапазоне.

Общее описание ER 30
Приемопередатчик состоит из передатчика Е 30, приемника на супергетеродине R 30, блока питания и двух конвертеров вращения. Весь этот комплекс сходен с ER 26 ter, однако менее мощный и боле легкий. Он может быть использован в качестве стационарной радиостанции или на машине (с адаптированными подвеской и посадочным местом).
Будучи предназначенной для командования танковых дивизий, радиостанция ER 30 устанавливалась на машины Лорен-28 (модифицированный вариант ММД), а также на ВДМС (внедорожные машины связи) Лаффли S 15 R и легкие артиллерийские тягачи Юник Р 107 (прим. авт.: список не исчерпывающий и будет дополняться при изучении соответствующих транспортных средств). Эти машины получали малошумное электрооборудование на 12 В, 100 Ач, 500 Вт и экранированную систему зажигания.
ER 30 вобрала в себя наиболее современные концепции того времени:
- эксплуатацию во всех режимах: телеграфии, модулированной телеграфии и телефонии;
- стабильный передатчик на базе мастер-генератора, который мог быть стабилизирован кварцем;
- чувствительный и избирательный приемник на супергетеродине;
- приемник с большим экраном настройки, облегчающим установку частоты;
- средства калибровки частоты приемника и передатчика при помощи гетеродина с кварцевой стабилизацией;
- генератор с кварцевой пульсацией, облегчающей прием в режиме А2;
- модульную архитектуру с отдельными независимыми блоками. Это будет в полной мере использовано при использовании приемника отдельно от передатчика в других конфигурациях.

Передатчик.
Представляет собой серый металлический ящик, устанавливаемый под блоком питания. Как и последний, подвешен в ложементе в форме буквы U на амортизаторах. Совокупность внутренних элементов выполнена в единое целое с лицевой панелью и может быть извлечена из ящика передатчика после отворачивания двух шайб на лицевой панели.
На лицевой панели находятся:
- разъем входа, соединяемый с антенной, и разъем выхода (коммутация внутренним реле), соединяемый с приемником;
- разъем для подключения блока питания, разъем для питания приемника;
- выключатель;
- лампочка включения и индикатор напряжений;
- селектор типа модуляции;
- трехпозиционный переключатель диапазонов частоты;
- полукруглый экран, градуированный от 0 до 100 для настройки частоты и с дополнительной «секундной» стрелкой точной настройки;
- селектор выбора режима с кварцевой стабилизацией или без;
- ручка настройки с режимом тонкой настройки;
- ручка настройки соединения с антенной;
- индикатор тока антенны.

Приемник.
Представляет собой серый металлический ящик почти квадратной формы с верхней крышкой, выполненной скользящей для доступа к лампам. Ящик стоит на четырех опорах-амортизаторах. Источник питания – внешний. Все внутренние элементы смонтированы на лицевой стенке и могут быть извлечены вместе с ней после отворачивания двух шайб. Органы управления на лицевой панели разнесены, чтобы облегчить использование.
На лицевой панели находятся:
- полукруглый экран с шестью шкалами, градуированными по частотам, и одной шкалой от 0 до 100. Стрелка данного экрана – двухскоростная (1/15 и 1/8). Дополнительная «секундная» стрелка обеспечивает точную настройку (10 оборотов для одного деления шкалы 0-100);
- переключатель ENT/MOD (незатухающие/модулированные волны);
- вращаемый переключатель диапазонов;
- кнопка настройки «усиление»;
- два гнезда штекеров наушников;
- разъем антенны и заземления;
- разъем питания.

Технические характеристики (упрощенные) приемопередатчика (ER 30)

Передатчик
Диапазон: от 60 до 220 м в трех поддиапазонах.
Архитектура: мастер-генератор с самоподдержанием или кварцевой стабилизацией (11М7), каскадами сепарации (11М7), усиления ВЧ (ТМ3G50), усил. микрофона (11J7), модуляции (11F6) решеткой или анодом (в режиме А2).
Режимы: А1, А2 (1200 Гц), А3.
Микрофон: электромагнитный ларингофон или микрофон на кристалле.

Приемник.
Тип: супергетеродин.
Диапазон: от 12 до 3700 м в 6 поддиапазонах, выбираемых переключателем (12-35, 30-83, 75-220, 200-560, 540-1500, 1400-3700).
Архитектура: каскад ВЧ (11К7), местный микшер/генератор (11Е8), СЧ (11К7), демодулятор (11J7), НЧ (11F6), генератор с кварцевой пульсацией (R204).
Режимы: А1 (генератор с кварцевой пульсацией), А2, А3.
Чувствительность: регулируется кнопкой «усиление», переключающей каскады ВЧ и СЧ.
Антенна: тип R15-36 auto (для машины), тип R15-R61 (для стационарного поста).
Источник питания: вне радиостанции ER 30 может быть обеспечено генератором, ручной динамо-машиной или аккумулятором.

Приемопередатчик в сборе.
Функционирование: с чередованием (автоматическим)
Источник питания: два конвертера вращения СС/СА, питаемых батареей 12 В и питающих блок питания. Один из конвертеров запитывает приемник через передатчик. При максимальной мощности излучения оба конвертера питают только передатчик.
Потребляемая мощность: 200 Вт.
Дальность действия: 10-30 км между двумя машинами на марше, 40 км с остановки.
Масса: 40 кг (передатчик, приемник и блок питания).