От Darkon Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 13.12.2008 01:39:41 Найти в дереве
Рубрики Современность; Флот; Армия; Локальные конфликты; Версия для печати

РЕФОРМАТОРСКИЕ МИФЫ VIFa

No pasaran! А если пасаран, то недалеко...



Собственно, один из самых заскорузлых и реликтовых реформаторских мифов форума это миф о неком противостоянии «молодых реформаторов» с замшелыми «старпёрами», «ретроградами», «толстожопыми ворами и коррупционерами».
У любого генерала или адмирала, посмевшего хоть как-то выступить против реформы необходимо немедленно найти какой-либо тайный порок, который позволит быстро зачислить его в одну их выше обозначенных категорий и тем самым его полностью дискредитировать.
Так, выступивший против реформы Сердюкова, бывший министр обороны Родионов тут же объявляется мракобесом, антисемитом и выжившим из ума стариком. Генерал армии Исаков вором и коррупционером, генерал-лейтенант Титов – стариком отставшим от времени.
При этом, стоит отметить, что объявляемый некоторыми господами «дуализм» этой борьбы - «за» реформу армии и «против» реформы армии существует только в головах самих некоторых участников форума.
На самом деле, за реформу Армии выступает большинство из тех, кто критикует действия Сердюкова и его команды. И многие из них с предложениями реформы выступали куда как раньше, чем Сердюков начал смотреть в сторону Министерства Обороны.
Просто основным препятствием тогда являлось с одной стороны - отсутствие денег на реформу, с другой – отсутствия какой-либо политической воли высшего руководства для проведения этой реформы.
При этом совершенно игнорируется опыт совсем недавних пусть и не таких тотальных как нынешние, но всё же достаточно показательных модернизаций и укрепления армии.

Например, ругаемый всеми (и часто справедливо) Квашнин между двумя чеченскими войнами смог провести мини-реформу на базе СКВО, при отсутствии финансирования, развернув максимально 58-ю армию, сосредоточив имеющиеся финансовые средства в СКВО и тем самым сохранив между войнами потенциал основных частей и соединений СКВО, а главное сохранив тот костяк командующих, которые первую войну прошли – Трошев, Шаманов, Бабичев, Макаров, Булгаков, Преземлин, Корабельников и другие. Стоит напомнить, что именно из опыта первой, а затем и второй чеченской войны, выросли сегодняшние решения по бригадному принципу и те самые «оперативные командования», который практически «слизаны» с оперативных группировок войск, действовавших в Чечне в 1994-1996 годах и 1999 – 2001г.
Сегодня «реформаторы» предпочитают не вспоминать об этих преобразованиях и о тех, кто их задумывал и проводил. И это понятно. Потому, что многие из тех, кто смог в тех очень нелёгких условиях подготовить к войне войска и выполнить боевую задачу (сколько бы эти слова не критиковали), сегодня оказались записаны во враги реформ и изгнаны из армии.


Итак, кто же те «толстожопые реакционеры», кто выступает против реформы Сердюкова сегодня?
Огласим верхушку списка:
Начальники Генерального Штаба генерал армии Анатолий Квашнин и Юрий Балуевский.
Начальник Главного Разведывательного Управления генерал армии Валентин Корабельников
Начальник Главного Оперативного Управления генерал-полковник Александр Рукшин
Заместители начальника ГОУ ГШ генерал-лейтенанты Запаренко и Пустовой.
Начальник связи Вооруженных Сил генерал-полковник Евгений Карпов
Начальник Центрального Командного Пункта Вооружённых Сил генерал-лейтенант Гошкодёра
Начальник тыла Вооружённых Сил генерал армии Владимир Исаков.

Коротко отмечу, что большая часть упомянутых выше генералов вынесла на своих плечах обе чеченских войны и смогла сделать почти невозможное – взять реванш за сданную Кремлём руками Лебедя первую чеченскую компанию.

При этом рассуждения некоторых господ с форума о том, что «генералы трусят» и «дрожат за свои шкуры», мягко говоря, не соответствует действительности - почти все упомянутые генералы, имея возможность служить кто год, а кто и четыре, написали рапорта на увольнение и докладные с «особым мнением» на имя министра обороны. Ни одна из них не была рассмотрена, и уж тем более не предана какому-либо гласному обсуждению даже в кругу специалистов.
Достоянием гласности стал недавний (две недели назад) скандал в ГлавКЭУ, когда после обнародования планов реформирования в один день написали рапорта все начальники отделов и работа ГлавКЭУ была на несколько дней парализована «разборками» срочно приехавшей комиссией министра с «бунтовщиками».
Нынешний начальник Генерального Штаба генерал армии Николай Макаров на всех публичных выступлениях предлагает открыто выступать и возражать ему, заявляя, что готов прислушиваться к любому компетентному мнению. На деле же, при любых возражениях сразу следует немедленное предложение писать рапорт или человек без всяких объяснений представляется на увольнение, как например нынешний командующий ВДВ генерал-лейтенант Валерий Евтухович, который за возражение Макарову по поводу реформирования ВДВ, представлен к увольнению и в течении ближайших двух-трёх месяцев будет уволен.

Конечно, всех тыловиков можно одним махом записать в воры и коррупционеры, которые бегут от ответственности и прячут уворованные миллионы, но как быть с тем же начальником ГРУ Героем России Валентином Корабельниковым, который, имея предложение продолжить службу до 65 лет, отказался и написал на имя министра всё тот же рапорт с «особым мнением» о планах реформирования ГРУ? Стоит упомянуть и о том, что все последние месяцы Корабельников не присутствовал на совещаниях у министра, посылая вместо себя зама. Причина этого «уклонизма» в хамстве Сердюкова, который не стесняется на совещаниях крыть своих подчинённых матом и оскорблять их. На одном из первых таких совещаний Корабельников довольно резко поставил Сердюкова на место. И тот, зная о личных отношениях начальника ГРУ и премьер министра Путина, до конца совещания больше не переходил на родной ему мебельторговский язык. Но с тех пор начальник ГРУ на совещаниях министра не появлялся. Он тоже «коррупционер»?
В какой коррупции погряз начальник ЦКП Владимир Гошкодёра, который только пять лет назад получил первую в своей жизни постоянную квартиру?

Можно очень долго перечислять всех генералов и адмиралов в запасе, которые открыто выступают против реформы, поэтому стоит упомянуть только знаковые фигуры. Те, кто командовал родами и видами вооружённых сил, флотами и армиями.
Это бывший командующий армейской авиацией Герой Советского Союза генерал-полковник Виталий Павлов, бывший начальник главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов, бывший командующий черноморским флотом адмирал Владимир Комоедов.
Генералов советской формации я вспоминать не буду, хотя, справедливости ради, отмечу, что уж их-то, уволенных ещё в начале 90-х, никак не упрекнёшь в коррупции и лоббировании чьих-либо экономических интересов.
При этом один из «отцов» нынешний реформы статс-секретарь министра обороны генерал-армии Николай Панков, обладатель громадного особняка в престижном районе Подмосковья и квартиры стоимостью в годовое денежное содержание всех военных медиков центральных госпиталей, с военным опытом рядового пограничника видимо о реформе знает куда больше начальника ГОУ генерал-полковника Александра Рукшина.
Среди «реформаторов» только фигура Владимира Шаманова вызывает хоть сколько-нибудь уважения как заслуженного и авторитетного военачальника.

Можно подойти к реформе и с другой стороны. Ну ладно, нет доктрины, не знаем кто враг, кто союзник, против кого готовимся воевать.
Но что же нового в нынешней реформе?
Бригадный принцип? Так о нём говорится все последние 15 лет. Более того, все эти годы бригады опробовались в самых разных вариациях и до последнего момента нащупать организацию бригады, которая бы резко превосходила существующую дивизионно-полковую систему не удавалось.
Так что введение бригад это явно не ноу-хау, тем паче, что их новую организацию до сих пор никто в глаза не видел.
Резкое сокращение «кадрированных» частей и соединений? Так с этой идей ещё выступал Квашнин и в 2001 году – сократить до минимально достаточного уровня. Тогда же была начата и работа по «оптимизации». Которая с уходом Квашнина была, кстати, Ивановым свёрнута.
Что ещё?
Оперативные командования вместо армий и дивизий? Так и это уже проходили и отрабатывали в Чечне. Для войны такого масштаба – эффективно. Для масштабной – совсем не факт…

Нового только одно – радикальность и непродуманность сокращений. 150 000 офицеров и 150 000 мичманов и прапорщиков. Медиков, юристов, финансистов – всех в гражданские. Даёшь!
При этом на форуме фанаты Сердюкова как-то вообще обходят вопрос – как может проводится военная реформа в отсутствии такой базовой вещи как военная доктрина?

Собственно не погружаясь в перипетии критики, отмечу только общее. На основании примерно полутора десятка бесед с генералами, адмиралами и различными военными экспертами претензии к реформе Сердюкова можно свести к следующим тезисам:

- В условиях отсутствия военной доктрины проведение военной реформы является постановкой телеги впереди лошади. А подгонка доктрины под уже принятые организационные решения это профанизм, граничащий с преступлением.

- Непонятна и неоправданна спешка, с которой она проводится. Любые решения такого масштаба должны сначала отрабатываться на базах экспериментальных частей и соединений, после чего должны быть подведены итоги, оценены результаты и на их основе уже приниматься более серьёзные решения. Имеющийся у нас временной лаг в 5 – 7 лет мира с НАТО нам позволяют всё это сделать без опасной спешки. «Пожарность» нынешних решений крайне опасна неоправданной ломкой существующей системы, громадными финансовыми расходами, которые могут оказаться просто выброшенными на ветер и ещё большими расходами на устранение ошибок и перекосов.

- Необъяснима и неоправданна «тотальность» реформы. Невозможно реформировать одновременно всё. Проводить организационную, социальную, структурную перестройку армии и её массовое перевооружение. Тем более в условиях нарастающего экономического кризиса. На что-то явно не хватит денег. И это неизбежно потянет за собой в провал остальные этапы этой реформы.

- Непонятна «закрытость» и «кулуарность» проводимой реформы. И армия и общество с пониманием относятся к реформе Вооружённых Сил. Она давно назрела и необходима. В этих условиях она должна проводиться максимально открыто, так, чтобы её цели и этапы были понятны всем. Вместо этого звучат только общие заявления, которые к тому же ещё и регулярно опровергаются. Вся информация секретится, любые утечки пресекаются, тех, кто комментирует реформу преследуют. Налицо стремление Сердюкова и его ближайшей команды любой ценой выйти из под общественного контроля.

- Настораживает непродуманность и судорожность действий реформаторов, которые принимают противоречивые, часто совершенно неоправданные решения, которые задним числом тихо компенсируются или просто отменяются, как, например, тотальный отказ от дивизионного уровня, тотальная ликвидация института прапорщиков и мичманов, полный перевод окружных и центральных госпиталей на гражданские штаты и многое другое.

- Вызывает глубокую тревогу проводимые в экстренном порядке массовые сокращения офицеров, ликвидация института прапорщиков и мичманов, сокращение военных училищ и академий, ломка всей системы военного образования.
Неоправданные массовые увольнения, в условиях отсутствия решения социальных проблем увольняемых и их адаптации в обществе способны привести к серьёзному социальному взрыву в военной среде, что чревато для стабильности общества в целом.
Без серьёзного научного обоснования и глубокого просчёта всех последствий таких действий подобные решения могут нанести непоправимый ущерб обороноспособности страны.

Я ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции.
Все последние пятнадцать лет я пишу и выступаю за проведение военной реформы. Но поставленные выше вопросы, без внятных ответов со стороны тех, кто эту реформу сегодня проводит, вызывают лично у меня очень большие сомнения и тревогу. Если это означает «реакционность», то я реакционер.

С уважением к сообществу.


Ich muss noch dazu beizufugen, das die russische Kontuszowka...