“Горячая точка”
ДЫХАНИЕ ВОЙНЫ
В Средней Азии вновь запахло порохом большой войны. Нарастающая с каждым днем напряженность, дает все основания считать, что афганский вопрос одними только точечными ударами, да локальными спецоперациями решить не получится. Антитеррористическая акция грозит перерасти в куда более серьезное противостояние, чем прогнозируется заокеанскими экспертами. Общественное мнение Центрально-азиатских государств, оправившись от первого информаци-онного шока, теперь все чаще задается вопросом, стоит ли или не стоит активно участвовать в предстоящей войне? Честно сказать, информационная война со стороны цивилизованного мира ведется пока еще стихийно а общественные на-строения держатся в основном на обывательских эмоциях оскобленных и унижен-ных невиданной наглостью невидимых террористов. Вот только на много ли этих эмоций хватит? Что будет потом, когда США начнут нести потери? Ясных прогно-зов и анализов в этом плане пока еще встречаются не много.
Гораздо определеннее и последовательно ведет себя здесь противополож-ный лагерь. Талибовское “Радио шариата” методично бьет в одну и туже точку, требуя от Америки конкретных доказательств того, что именно Бен-Ладен и тали-бы виновны в произведенных на территории США террактах. Бен Ладен высказы-вает даже готовность добровольно предстать перед международным судом. Дру-гие источники вообще ставят под сомнение классификацию самих террактов. Буд-то это вовсе не и терракты, а ответные диверсионные акции. Ведь позволяют же себе США наносить точечные удары по Ираку, Ливии и Сербии, выводя из строя ключевые промышленные объекты и центры управления. Так и в Америке, удары были нанесены не по сугубо гражданским объектам, а по конкретным и ключевым целям. По Пентагону, по администнативно-экономическому Торговому центру и по Белому Дому, до которого террористы не дотянулись. А то что погибли при этом невинные люди, это издержки любой войны.
Задача противостоящего лагеря здесь одна. С началом антитеррористиче-ской операции объявить в Афганистане справедливую национально-освободи-тельную войну.
Душанбе сейчас буквально заполонен журналистами со всего света. Одна-ко от всей этой толпы борзописцев проку мало. В исходящих от сюда лавинах бесчисленных репортажей и сообщений до сих пор нет единой концепции инфор-мационного противостояния. В “средневековом” и отсталом Афганистане в этом вопросе дела обстоят куда лучше. Там соблюдается завидный режим абсолютной секретности. За одно только появление здесь любому журналисту грозит смерт-ная казнь. А что творится в информационном пространстве антитеррористическо-го лагеря? Не успели на Узбекском аэродроме Тузен приземлиться пара амери-канских военно-транспортных “Геркулесов”, как об этом тут же раструбили по все-му миру.
Нет, так к войне не готовятся.
В непростом положении оказались страны, граничащие с Афганистаном. Туркменский лидер Сапармурад Ниязов благоразумно заявил, что американские войска размещаться в Туркменистане не будут. Территория Туркмении будет от-крыта только для гуманитарных организаций. Туркменбашисправедливо считает, что какими бы соседи не были, но с ними все время приходится жить рядом. По-этому лучше всего не вмешиваться в их сугубо внутренние дрязги.
Более активную инициативу и участие в готовящейся контртеррористисти-ческой операции, проявляет Республика Узбекистан. Эта страна первой предос-тавило ВВС США воздушные коридоры. Вполне возможно, что активно будут ис-пользованы и аэродромы РУ. Понять Узбекистан вполне можно. Нынешняя анти-террористическая операция для этой страны пришлась как нельзя кстати. В Аф-ганистане нашли надежное прибежище формирования непримиримой оппозиции Исламского Движения Узбекистана. Достать их от туда до последнего момента не представлялось возможным. Только участие в операции США позволит Узбеки-стану покончить с этой головной болью.
Судя по всему в первом эшелоне с отрядами ИДУ будет бороться реаними-рованный из политического небытия афганский узбек генерал Абдурашид Дустум. Афганские узбеки подняли против талибов массовое восстание. Под началом ге-нерала Дустума действуют формирования численностью до 15 тыс., что сопоста-вимо с силами наступающих с Востока таджикских формирований нового главко-ма Северного альянса Мухоммадкосима Фахим-Хана.
Не просто было и Таджикистану вырабатывать свою стратегию. Все по-следнее время таджикские СМИ, пытаются определиться с общественным отно-шением к предстоящим силовым акциям? Должен ли Таджикистан принимать ак-тивное участие в войне или лучше занять более пассивную позицию, ограничив-шись военной помощью АТК и моральной поддержкой США с предоставлением этой стране воздушных коридоров? Развернувшуюся борьбу мнений и точек зре-ния здесь можно разделить в целом на две группы “за” и “против”.
В пользу активного участия в войне высказываются следующие аргументы.
1. У Таджикистана появился шанс малыми усилиями и за чужой счет ото-двинуть от своих границ серьезную опасность, исходящую от талибов. Если не разгромить их сейчас, то они рано или поздно подойдут вплотную к границе и попытаются дестабилизировать и разгромить уже Таджикистан.
2. Предоставляя Американцам свою территорию для плацдарма, Таджи-кистан может поторговаться и получить столь необходимые инвестиции, кредиты, гуманитарную помощь и реструктуризацию долгов, как этого уже добились Пакистан и Индия. Да и само наличие в стране иностранных военных баз обещает приносить не плохие доходы.
3. Активное участие Таджикистана в антитеррористической операции укрепит международный имидж РТ.
Но и против войны выдвигаются не менее серьезные и куда более много-численные доводы.
1. Вступая в прямое противоборство с террористами, Таджикистан рис-кует нарушить внутри страны то хрупкое мирное равновесие, которое было достигнуто с таким трудом и закреплено конкретными договоренностями.
2. Нет прямых доказательств, что в прошедших террористических ак-тах задействованы террористы, скрывающиеся именно в Афганистане. По-этому скоропалительное участие в такой войне будет скорее походить не на антитеррористическую операцию, а на вмешательство во внутренние афган-ские дела и даже агрессию.
3. Афганистан это не та страна которую можно легко победить или за-воевать. Затянувшаяся война у границ негативно отразиться на обществен-но- политической ситуации в стране и регионе.
4. “Это не наша война”. Под разговоры об угрозе всему человечеству Таджикистан пытаются втянуть в опасную игру и заставить таскать из ко-стра каштаны его руками.
5. Размещение на территории РТ американских баз приведет к тому, что они останутся здесь на неопределенный срок. Ведь война может длиться в Афганистане бесконечно долго.
6. Американцы в случае неудачи всегда могут уйти от сюда, а нам здесь жить и потом все это расхлебывать.
Действительно Америка сейчас крайне заинтересована в использовании уникального геполитического положения Таджикистана. Крайне важно и то, что формирования Антиталибовской коалиции, на которые ставится основная ставка в сухопутной операции по освобождению Афганистана от власти талибов, нахо-дятся под большим влиянием Таджикистана. Выходит, что Таджикистан обладает в этом регионе ключевым положением. Не менее влиятельна в этом вопросе и Россия, сохранившая здесь свое военное присутствие. Госсекретарь Коллин Пау-эл высказал пожелание, чтобы и базирующаяся в РТ 201-я мсд оказала амери-канцам посильную военную помощь. Ведь США не имеет у себя подобных соеди-нений.
Но военные наблюдатели одновременно указывают, что применение баз в Средней Азии вовсе не обязательно. США вполне способно самостоятельно ре-шить поставленные задачи без привлечения посторонней военной помощи. Отве-чающие всем техническим условиям базы, способные обеспечить выполнение боевых задач на Афганской территории, имеются у куда более близких союзников США у Турции, Италии, Пакистана, ОАЭ. Саудовской Аравии. Следует отметить и то, что ближайшие союзники НАТО пока не горят особой решимостью активно участвовать в операции, а страны Персидского залива пока воздерживаются от предоставления своей территории в качестве основных плацдармов для ударов США по Афганистану.
В таком положении и странам СНГ вполне благоразумно не толкать телегу с зади. Впрочем, само рассуждение об “активом” участии России и союзного ей Таджикистана в антитеррористической войне неправомерно. Эти две дружествен-ные страны в тесном взаимодействии с Исламским Государством Афганистан уже в течение долгих лет ведут эту бескомпромиссную войну в Чечне, в труднодоступ-ных горах Памира, Гиндукуша и на реке Пяндж. Поэтому нам остается только при-ветствовать намерение США провести спецоперацию, как делали наши деды в 1944 году, когда Запад наконец-то открыл против нашего общего врага второй фронт.
В нынешней ситуации России разумнее всего воздерживаться от распыле-ния своих вооруженных сил на других отдаленных театрах этого поистине плане-тарного противостояния. Недавнее заявление президента России Владимира Пу-тина о том, что использование российского воинского контингента в боевых дей-ствиях на территории Афганистана не предусматривается, а само участие нашей страны в предстоящей операции будет ограничено оказанием всемерной военной и технической помощи силам союзного нам Северного альянса, предельно соот-ветствует реальному военному потенциалу России, сложившейся геополитиче-ской и международной обстановке, а следовательно и национальным интересам нашей страны.