Краткая предыстория, на меня вышел начальник 3 заставы моей ММГ, который в настоящее время является собкором газеты "Граница России" в Таджике. Я попросил его сбрасывать свои кореспонденции мне. Вот первые три.
Бозор Собир
НЕ ПОДНИМАЙТЕ “ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАНАВЕС”!
(Прошу напечатать в любой газете, которая имеет возможность соблюдать принципы свободы слова)
Данная статья была опубликована одновременно в основных русскоязычных и таджикоязычных газетах г. Душанбе. Ее автор один из главных и наиболее радикально настроенных национальных идеологов таджикского государственного суверенитета 80-х нача-ла 90-х годов. Пожив в Америке, Бозор Собир пересмотрел многие свои жизненные позиции и откровенно делится мнением со своими читателями.
Наша Республика в свое время не проходила ни стадии социализма, ни феодализма, как впрочем не проходила и стадии капитализма. Она появилась на свет на голой земле Восточной Бухары, над ней воздвигли флаг, пестрый как радуга, в виде короны из раскрывшегося хлопка и ко-лосьев пшеницы (вот когда таджикский народ действительно носил коро-ну).
Это значит, что наша республика со всеми своими потрохами - де-тище Союза ССР. Абсолютно русским является каждый кирпичик на сте-нах, вплоть до алфавита, письма и системы обучения, вплоть до науки и просвещения, вплоть до Золотой звезды, что на груди у ее героев, мону-ментов и памятников великим ее сыновьям- Рудаки, Ибн-Сина, Фирдоуси, Исмаилу Сомони.
Те вера и доверие, которые таджики питают к русскому народу, они не питают больше ни к одному другому народу, даже к своим таджикам. Вот уже четыреста- пятьсот лет, как узбеки живут с нами бок о бок. Но чув-ства локтя мы не ощущаем, наоборот нас отделяет расстояние в четыре-ста-пятьсот лет, мы - соседи, но не выносим друг друга. Мы не земляки, даже если живем в одном городе.
Но житель самого отдаленного кишлака приглашает русского масте-ра, чтобы он заменил разбитое стекло на окне, приглашает русского врача, если разболелась голова у его чада и тот дает таблетки.
Это наша глубокая, овеянная любовью, вера сцементирована еще в эпоху испытаний в годы ликвидации неграмотности, борьбы против чумы, тифа и оспы в больницах, в длиннющих очередях за хлебом, на полях битв, в окровавленных окопах Великой Отечественной войны. Не вера, а судьба, героизм, счастливая звезда.
А эти заклинания, являющиеся заграждением у приносящих несча-стье границ Ирана и Афганистана?
...Границ, на которые падают не дожди, а камни. Они перегорожены не цепями, а слезами, где за яростью и гневом стоит темнота. Их экспорт составляют наркотики: опиум, религия. Несмотря на обширные террито-рии, они отстают от нашего маленького Таджикистана по меньшей мере на сто лет. Через эти границы руки протянуты лишь для того, чтобы просить милостыню, урвать лишний кусок, угнать, налетать, а не для братства и приветствия. Колючие провода наших границ некогда не пропускавшие да-же муху, без того, чтобы она не поранила свое крыло. А теперь, угрожая ей со всех сторон, город Душанбе превратили в рынок для продажи низко-пробных вещей и выносят предметы из железа, даже выдергивая гвозди из дверей и стен. Создается впечатление, что горделивый, с надутыми щека-ми люд, одержал верх над нами, захватил нас и является новым хозяином положения, с четками в руках, несут чепуху.
Как-то я писал в своей статье, что наше будущее связано с Ираном и Афганистаном и никто не может стоять на этом пути, ни американский хлеб, ни русское оружие. Это было сказано мной экспромтом, на фоне яв-лений и эмоций гласности.
На самом деле все наоборот, их будущее связано с нами, поскольку в своем развитии они не поднялись выше нуля. Улицы Кабула все еще грунтовые. В Тегеране нет канализации, в жаркое лето там воняет пада-лью.
Как было сказано выше, Таджикистан не проходил ни стадии феода-лизма, ни капитализма, но он во всем мире не имеет лучшего оплота чем Россия (источник рабочего класса, промышленности, техники, совести, справедливости и свободы, центр образования и науки). Она нам более знакома, близка и дороже чем любая другая развитая страна мира.
К тому же таджики и русские уходят своими корнями к роду “сакоя” (потомству арийцев). Слова “Россия” и “Ишкошим” (Сикошим) тоже проис-ходят от этого корня. Это значит, что мы были одной крови и одного рода не только во все годы СССР, но и теперь мы - настоящие земляки.
Столько, сколько сейчас в России наших беженцев, нуждающихся, наемных рабочих, нет больше нигде. Несмотря на угрозы и преследования милиции, они и тем довольны, живут лучше, чем где-либо. В любом случае они чувствуют там себя своими, на родине.
Поэтому дальнейшее сотрудничество этих двух республик будет приносить плоды, вдохновлять на благой труд. Например, достаточно во-енной базы России, чтобы мы чувствовали себя в безопасности, другого военного объекта не нужно. Пусть служат в составе этого победоносного войска и таджикские солдаты. Точно так же можно создавать совместные объекты и в других областях.
Одним словом, не снимайте колючие провода на “железном занаве-се”, что находится вдоль наших границ и которые относятся к числу цен-нейших памятников СССР, напротив, оберегайте их как кровеносные сосу-ды наших национальных и территориальных рубежей. Берегите и те поло-сатые пограничные столбы, так как на них опираются и наши сердца. В те-чение тысячи двухсот лет история всего лишь три раза предоставила че-ред таджикам. В первый раз, тысяча двести лет тому назад в Священной Бухаре, где семейство Саманидов безвременно погибло. От него остались лишь гробница, одна арка и, как разодранное на куски сердце и рассыпан-ные стихи поэта Рудаки - обломки глиняной стены.
Во второй раз, четыре - пять лет тому назад, под названием коали-ционного правительства Бурханиддина Рабани в Кабуле, что тоже не вы-жило. В двух этих случаях таджики не осилили государственность. Не по-могли ни стена Бухары, ни оружие Пандшерского Льва - Ахмадшаха Масу-да.
Настал черед города Душанбе. Нам не нужна примитивная респуб-лика, где ее поля пахали бы не тракторы, а запряженная пара рабочих во-лов.
Республика, где как в Индии, женщины на босу ногу, на строитель-ных площадках на голове несли бы кирпичи. Или как в Иране, где воору-жившись лопатой и тяпкой, ведром и носилками, прорывают туннель для метро. Нам не нужна такая республика.
Свобода и независимость, это конечно, честь и слава, но не всегда победа. Всю жизнь несчастные пакистанцы разъезжают на английских фа-этонах. Американские негры, будучи рабами, не думали о хлебе насущном и одежде, где бы подлечиться и заночевать. Это было проблемой их хозя-ев. Теперь, когда они свободны, ночуют под мостами, и никого это не вол-нует.
Если бы этим чеченским моджахедам в свое время предоставили независимость, они бы давно замкнулись в себе и никто бы их не вспоми-нал.
В свое время я тоже находил любую причину, чтобы придраться к русским в автобусах города Душанбе. Я был не доволен тем, что русские женщины работали в учреждениях, а таджички собирали хлопок на полях. Когда настал соблазн произносить пышные речи о, так называемой, сво-боде слова, защите закона о правах человека, я тоже был среди тех, кто, то в кругу созидателей, то в кругу разрушителей, выкрикивал слова. “Просыпайся от глубокого сна!”.
Но, когда стали уезжать русские специалисты, а улицы наводнили люди, носящие белый головной убор, сам я первым проснулся от глубокого сна. Увидев у своего порога квартирных грабителей, я вспрыгнул с посте-ли.
Горе мне, горе такому недоверчивому интеллектуалу как я. Кто вы-ступает за религию, тот не интеллектуал. Также не был интеллектуалом мудрейший Мухаммад Икбол, который боролся с чужестранцами посред-ством религии. От его бодрствующего призыва к молитве не стал счастли-вым спящий.
От Балха, Бухары, Герата до Хамадона,
Женщины - в темницах, а мужчины - в охране,
Эти, кто несчастен в этом мире,
Поддерживают философию Икбола.
Только теперь стало явью, что многие наши интеллектуалы в дейст-вительности не были ими. Поразительно, что учитель, литератор, ученый и журналист призывают женщин носить чадру согласно шариату. Так и хо-чется сплотить все руки в мире в одну единую руку и все кулаки - в один мощный кулак и врезать такому по морде, чтобы выбить тридцать два его зуба.
Свобода женщин, достигнутая путем сожжения чадр (вуалей) и са-мосожжений, не менее важна, чем независимость республики, националь-ное самосознание и статус таджикского языка.
Несколько слов об алфавите таджикского языка, вокруг которого то-же кипят страсти. В действительности именно нынешний русский алфавит является самым лучшим, простым, понятным, ясным и всем доступным. Именно благодаря этому алфавиту была достигнута стопроцентная гра-мотность населения бывшего СССР. Нашей грамотности завидует весь мир, даже американцы, каждый четвертый из которых не умеет ни читать, ни писать.
Арабская графика персидского языка сложна. Вот уже сорок лет, как я соприкасаюсь с этой графикой, но до сих пор не могу свободно читать рукописные тексты и делаю ошибки в письме. Все это из-за двух “т”, двух “х”, трех “с” и четырех “з”. Прямо не знаешь, где что писать.
К тому же, на этом письме невозможно изложить правильно неараб-ские и неперсидские слова. Именно из-за недостатка этой графики иранцы Россию называют Русия, Америку - Амрико, Канаду - Конодо.
Как говорится:
Хоть след змеи красив как узор,
Язык змеи еще краше.
Что это значит? Значение этих строк я разгадал спустя много лет. Первый “мор” (то есть змея) это пресмыкающееся. Оказалось, что второй “мор” это фамилия знаменитого языковеда, академика Марра, что на пер-сидской графике так же как слово “мор” - змея. Иначе передать невозмож-но. Именно из-за этой графики семьдесят процентов афганцев и иранцев не умеют читать.
Пусть не соблазнит вас их письмо и говор, так как в стране персов не существует языка персов и нации персов. Те, кого вы видите - не персы, а то, что вы у них слышите - не язык. Это бусы из арабских и турецких слов, среди которых нанизаны редкие персидские слова.
В вопросах языкознания, словообразования и фразеологии дело об-стоит еще хуже. Все выражения слово в слово заимствованы из английско-го языка, так же как это делают наши лингвисты с русского языка. Дело до-ходит до того, что созвездие “Млечный путь” они называют “Путь молока”. Средиземное море - “Мидитарона”, Афины - “Отин”.
К сожалению, вследствие нашего излишнего гостеприимства по-следних лет, их арабизированный язык сильно повлиял на наш язык и по-следний становится арабизированным и смешным. Особенно язык прессы, что заставляет нервничать даже человека с высшим образованием. Если таким будет и впоследствии наш титулованный язык, то пусть лучше он останется без титула.
Уделяя много внимания древнему и легендарному Ирану, мы склон-ны судить, что каждый иранец - Зороастр (Заратуштра) и Великий Куруш, что от каждого иранца веет Рустамом, Сухробом и Сиявушом.
На самом деле - это не так. Они чужды древнему арийскому Ирану. чуждыми были их отцы, отцы их отцов. Это арабы под тенью трона Джам-шеда, галереи Мадаина и великой тенью горы Бесутун. Это племена Вак-каса Ибн Хаттаба, если не они, то - азербайджанцы.
Нельзя сказать, что нынешние таджики полностью масажеты (арий-ская ветвь древних таджиков, слова “масажетик”, “тажик”, “таджик” возмож-но общего корня). Они стали более похожи на кипчаков, монголов, манги-тов.
Эти два народа действительно не имеют ничего общего, ни внешним видом, ни внутренним миром, ни образом питания, одеждой, ни искусст-вом. (Иранская мелодия от начала до конца арабская).
Внешне, иранцы кажутся суровыми и непреклонными. Как только иранец заимеет мало-мальскую должность, сразу наденет на палец пер-стень с драгоценным камнем, а халат вешает на ворота, чтобы каждый приходящий по делу прикоснулся к нему.
И женщины, и мужчины, как обычно весьма чтят пресмыкание - ло-бызание рук и ног, подобострастие. По их поведению, изложению мыслей, выражению лица нельзя сказать, что они потомки пехлеви.
Верно сказано, что друга познаешь в пути. В течение пяти лет моих странствий по Америке, я не встречал людей похуже арабообразных иран-цев и индийцообразных глупых афганцев (мои критические замечания не касаются таджиков).
Разве можно их сравнивать с русскими? Разве русские промотают свою жизнь, торгуя безделушками? Разве русские позволят себе мошен-ничать и лгать? Русские работают в предприятиях по выплавке железа и чугуна, у доменных печей, глубоко в шахтах, в стужах Крайнего Севера и Антарктиды, на бескрайних просторах морей и океанов. А столбы электри-ческих сетей, что у наших домов? А высоковольтные линии, протянутые от одной горы до другой? (Нет, если всех нас - от Гиссара до Зарафшана и Бадахшана - собрать вместе, не сможем сколотить даже одну арбу. Даже при помощи наших пророков, деятелей, кадыев, и хозяйств. Даже, если мы призовем к помощи духов Бухри Вали, Хазрата Султана, Али Хамадони и Мавлана Чархи).
Кроме того, каждой дворовой собаке и кошке известны русская жа-лость и русское милосердие. Они знают, что ни одна русская бабка не пройдет мимо них, не бросит им куска хлеба или конфеты. Тысяча сожале-ний, что распался Советский Союз. “ У кого сердце не щемит из-за распада СССР, у того его нет” (В.В. Путин).
Теперь египетские пирамиды достались еврейским псевдоученым, ложным археологам, которые ломая тысячелетние склепы, ищут золота и никто не говорит, что это преступно. СССР был материальной и моральной пирамидой мировой истории, что была создана его вождями, а разрушена презренными. Вот и остались от нее одни куски.
В заключение коротко об американской демократии. Поскольку сло-во “демократия” звучит красиво, стало притчей во языцех у нас, митингую-щих 90-х годов на площади Усопших (Шахидон) и площади Свобода (Озо-ди), при этом не зная, что таит это слово и что стоит за этим коварством. Демократия, демократия! Вперед к демократической Америке!..
Под гул барабанов и криками:
Жаль, что разрушили Родину,
Жаль, что голодали от сытости,
Площадь заполнили скитальцы,
Жаль, что проводом душили вождя.
(Намек на варварское разрушение памятника Ленину)
Действительность этой коварной демократии обнаружилась недавно во время выборов нового американского президента. Это было похоже на уловки того рыжего шакала, который упал в кувшин с красками, когда но-чью залезал в один двор, чтобы поохотиться. На следующее утро он уже был совсем пестрым. Не узнав его, звери спросили - кто ты? С гордостью повиляв хвостом, сказал: самец павлина. Но как только прошли весенние дожди, с него смыло всю краску и он стал снова тем же рыжим подленьким шакалом.
Стало известно, что всю демократическую шумиху издавала дем-партия Америки, являющаяся организацией и съездом евреев. Используя это гуманное слово, они преследовали цель продвинуть евреев в прави-тельство и Белый дом. И эту уловку они проделали по всему миру. Везде, где существует демпартия или партия прочей демократии, у них там на лбу стоит их клеймо, даже на лбу полупартийной и полудемократической пар-тии Таджикистана. (Именно через них они зачастили в Штаты). Оказалось, что за “перестройкой” Горбачева крылась та же хитрость.
Как древний червь они прогрызли устои СССР, дошли до тела Лени-на и в унисон твердят, что его надо вынести из мавзолея. Однажды в од-ной из их грязных газет я видел снимок еврейской вечеринки на всю поло-су, где резали и ели огромный торт, испеченный под Ленина.
Демократия это игра евреев, преклонение перед евреями, коварство и хитрость. Выражаясь политическим языком, это сионизм, заговор евреев, которые являются наихудшими из националистов.
В действительности ни в одном уголке мира не существует демокра-тии. Мир капитала покоится не на спине кита, и не на рогах быка, а на со-гнутых плечах наемного рабочего. В Америке принято так: захотелось по-молиться в церкви, Бога ради, можешь идти, потянуло в игорный дом, ми-лости просим, но не дай Бог устраивать митинги или шествия, тут же полу-чишь пинка в зад. Проворные полисмены разобьют тебе башку своими стальными каблуками, разобьют как тыкву так, что мозги вылетят как из тыквы семена.
Больше ничего. В остальном только твердят - доллары, доллары, доллары!..
Точно так же как в каждом квартале Тегерана, где с утра до вечер-ней молитвы слышно - Аллах акбар!.. Аллах акбар!.. Аллах акбар!..
г. Сиэтл, США.
Наш комментарий.
Несмотря на явно позитивный тон к данной статье надо отно-ситься с большой долей подозрения. Скорее всего это очередная ин-формационно-психологическая диверсия направленная на подрыв наметившегося сотрудничества между Россией, Таджикистаном и Ираном. Тем более, что писалось все это в США, которые крайне бо-лезненно относятся к сближению и сотрудничеству этих континен-тальных держав. Все написанное здесь строго соответствует концеп-ции США в их отношениях с Таджикистаном. “Пусть здесь лучше ос-танется Россия, чем придет Иран, Афганистан или Китай”.
Все дело заключается в самом авторе Бозоре Собире. Он явля-ется одним из наиболее популярных поэтов Таджикистана 70-80-начала 90-х годов. В свое время он входил в высшую идейную элиту, что стояла на позициях национальной демократии. Подобные лично-сти чем-то напоминали тогда наших российских писателей “деревенщиков”. Они негативно относились к коммунистам, возмуща-лись “засильем” в республике инородцев. Даже подобно своим рос-сийским коллегам боровшимся за сохранение Байкала и против по-ворота сибирских рек, Бозор Собир, Лоик Шерали и др. резко крити-ковали возведение на реке Вахш каскада гидроэлектростанций, кото-рые по их мнению грозили нанести экологии серьезный ущерб.
С началом в Таджикистане непримиримого противостояния Бо-зор Собир, являясь идейным вдохновителем деструктивных сил, вы-ступал за выход республики из состава СССР, и применению жесто-ких мер воздействия на противоположный лагерь.
Потерпев поражение, оппозиция вынуждена была иммигриро-вать. Те кто попроще осели в Москве. Более важные шишки (вполне возможно сотрудники западных спецслужб и агенты влияния) пода-лись в Западную Европу и Америку.
Однако оплот демократии своего верного приверженца Бозора Собира принял равнодушно. По поступающей информации нацио-нальный поэт Таджикистана обласканный и осыпанный в СССР на-градами и материальными ценностями, влачит в Америке жалкое су-ществование. В свои 60 лет вынужден зарабатывать на жизнь, рабо-тая грузчиком в одном из мебельных магазинов рядом с неграми, ла-тинос и другими “цветными”. Поэтому не спроста данный интеллигент испытывает ностальгию по своей былой жизни. Возможно он с радо-стью бы вернулся в Таджикистан, но вполне обоснованно опасается, что его здесь могут попросту убить. Слишком многих он предал в свое время, являясь, кроме того, косвенным виновников в гибели многих людей.
Быть может эта статья действительно покаяние на закате жиз-ни. Но вполне возможно и участие здесь американских центров пси-хологической и информационной борьбы с которыми данный поэт имеет давние связи. Иначе как объяснить, что в конце статьи выли-лась резкая критика против США и евреев, что совершенно не отве-чает сюжету и теме всей статьи. Америка и евреи повидимому крити-куются ради того, чтобы убедить вдумчивого читателя в том, что ан-тииранские настроения автора не обусловлены сложными отноше-ниями пригревших его США, Израиля с Ираном.
Интересно и то, что данная статья была прислана не в редакции газет, а непосредственно в правительство РТ. Выходит, что санкцию на ее публикацию в газетах дали высшие правительственные струк-туры.