От andrew~han Ответить на сообщение
К Андрей Сергеев Ответить по почте
Дата 29.09.2008 20:31:05 Найти в дереве
Рубрики Современность; Версия для печати

Из отчета Счетной палаты - RRJ/SSJ

1. За 2006-2007 годы объем средств федерального бюджета на реализацию проекта RRJ и создание двигателя SaM146 должен составить 9780 млн. рублей. При этом на всю Программу из федерального бюджета предусмотрено финансирование в размере 18863,8 млн. рублей. То есть на 2006-2007 годы удельный вес бюджетных расходов на проект RRJ (с двигателем) предусмотрен в размере 51,8 процента.

8.1. Проверка целевого и эффективного использования средств федерального
бюджета, выделенных на создание самолета проекта RRJ
При рассмотрении вопросов создания самолета RRJ необходимо обратить внимание на следующее:
1. Проект RRJ признан победителем конкурса по созданию регионального самолета, проведенного Росавиакосмосом 11 марта 2003 года. В конкурсе приняли участие ОАО «Туполев» (проект Ту-414), ФГУП «Экспериментальный машиностроительный завод им. В. М. Мясищева» (проект М-60-70) и ОАО «ОКБ Сухого» (проект RRJ).
В решении экспертного совета по научно-техническому сопровождению федераль-ной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» по рассмотрению заявок, представленных на разработку технических предложений по созданию регионального самолета отмечено, что:
- по технико-экономическим характеристикам, таким как топливная эффективность и себестоимость перевозок, самолет Ту-414 предпочтительнее самолета RRJ-75;
- самолеты семейства RRJ обладают повышенным риском с позиций обеспечения надежной эксплуатации.
Однако экспертный совет, принимая во внимание более высокую вероятность формирования в необходимом объеме внебюджетной части финансирования проекта RRJ и более широкие возможности в проведении сертификации по международным нормам и организации на международном уровне эффективной системы поддержки эксплуатации самолетов RRJ, счел возможным признать победителем конкурса проект RRJ.
При этом бюджетное финансирование по проекту RRJ предусматривалось в сумме 38,9 млн. долл. США.
2. Федеральной целевой программой «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» (в редакции постановления Пра-вительства Российской Федерации от 15 октября 2001 года № 728) предусматривались начало финансирования с 2006 года и общий объем финансирования по проекту в сум-ме 3838,0 млн. рублей, в том числе:
- 1468,0 млн. рублей - бюджетное финансирование;
- 2370,0 млн. рублей - внебюджетное финансирование.
В таком же объеме бюджетное финансирование предусмотрено государственным контрактом от 31 августа 2005 года № АВ/05/1045/РГА, заключенным Роспромом с ОАО «ОКБ Сухого» на выполнение ОКР.
То есть по сравнению с условиями конкурса бюджетное финансирование увеличилось в 1,4 раза (с 38,9 млн. долл. США до 53,4 млн. долл. США).
3. Фактически бюджетное финансирование начало осуществляться с 2005 года (а не с 2006 года), и в дальнейшем предусмотрено его увеличение, в том числе:
а) Правительство Российской Федерации распоряжением от 22 декабря 2005 года № 2284 согласилось с предложением Минпромэнерго России о начале финансирования работ по проекту, начиная с 2005 года. Указанное финансирование произведено Роспромом в сумме 260,0 млн. рублей;
б) федеральная целевая программа «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» изложена в новой редакции, в соответствии с которой:
- в 2006-2010 годах объем бюджетного финансирования по проекту RRJ должен увеличиться до 12308 млн. рублей, а с учетом финансирования, произведенного в 2005 году,
- до 12568,0, то есть увеличиться в 8,6 раза и составить сумму, эквивалентную 475 млн. долл. США (внебюджетное финансирование должно увеличится в 6,2 раза);
- в 2006-2007 годах удельный вес финансирования работ по проекту RRJ (9780 млн. рублей) должен составить 51,8 % к общему объему бюджетного финансирования Программы (18863,8 млн. рублей).
4. По состоянию на 1 февраля 2007 года имеется отставание по срокам, определенным государственным контрактом.
Так, изготовление статического самолета предусматривалось произвести в ноябре 2006 года, а его статические испытания осуществить в период с 1 января по 30 сентября 2007 года. Фактически 28 января 2007 года в ФГУП «ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского» на испытания поставлена только большая часть статического самолета, то есть его испытания могут начаться не ранее марта 2007 года.
5. В 2005 году в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 года № 2283-р ОАО «ОКБ Сухого» предоставлены государственные гарантии по его заимствованиям, осуществляемым для реализации проекта создания российского регионального самолета путем привлечения кредита Внешэкономбанка на сумму 1,4 млрд. рублей и кредита Внешторгбанка - на сумму 1,3 млрд. рублей сроком на 9 лет при ставке 9,25 % годовых по каждому кредиту.
Таким образом, указанными гарантиями предусмотрены кредиты в сумме 2700,0 млн. рублей, что практически соответствует объемам внебюджетного финансирования проекта RRJ, предусмотренного государственным контрактом (2600,0 млн. рублей в ценах 2002 года).
6. Федеральной целевой программой «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» предусмотрено, что в 2006-2008 годах бюджетное финансирование российской части работ по созданию двигателя SaM146 к самолету проекта RRJ должно составить 3431,5 млн. рублей.
При этом в тот же период бюджетное финансирование по созданию всех других отечественных двигателей предусматривается в размере 1393,6 млн. рублей, то есть в 2,5 раза меньше.
7. В ходе работ по созданию самолета проекта RRJ имеются отступления от условий конкурса, проведенного в 2003 году, которые предусматривали:
- бюджетные средства в сумме, эквивалентной 38,9 млн. долл. США (только ОКР). Однако в настоящее время финансирование предусматривается в объеме эквивалентном 475 млн. долл. США (вместе с двигателем и подготовкой производства);
- внебюджетные средства в качестве основных, а фактически внебюджетное финансирование осуществляется за счет предоставления государственных гарантий.
Представляется, что в этих условиях имеются основания для рассмотрения вопроса о признания итогов конкурса, проведенного в 2003 году, недействительными.