|
От
|
Александр Жмодиков
|
|
К
|
BOBWWI
|
|
Дата
|
17.09.2008 11:26:49
|
|
Рубрики
|
11-19 век;
|
|
Re: Нет, это...
Обсуждение пустых и полных каре из книги Ренара, бельгийского генерала середины XIX века:
"а) При кавалерии, действующей нечаянно и быстро, лучшим каре будет то, которое скорее формируется. Этому удовлетворяет полное каре.
б) Батальон, построенный в каре, должен легко двигаться, для того, чтобы скрыться за препятствием от выстрелов артиллерии, или для того, чтобы кончить начатое движение. Полное каре удовлетворяет этому как нельзя лучше. Пустое каре, где фасы должны двигаться флангом, не может перемещаться без того, чтобы в рядах его не обнаружилось замешательство.
в) В пустом каре легко сделать пролом, и в замещении этого пролома должны принять участие все фасы каре, между тем как в полном каре средства для этого неистощимы.
г) Кавалерист не может проникнуть в полное каре, как по той причине, что в нем нельзя сделать бреши, так и потому, что он один должен бороться с шестью пехотинцами. Напротив, кавалерии легко ворваться вовнутрь пустого каре через пролом, сделанный в нем артиллерией, и тогда все фасы каре находятся в крайней опасности.
д) Защитники пустого каре уверяют, что фасы должны быть возможно длинны, чтобы лучше соответствовать фронту атакующей кавалерии. Защитники же полных каре возражают на это, что фасу угрожает только та часть кавалерии, которая равна его фронту; остальные же всадники проносятся мимо, не причиняя вреда пехоте. Это и была главная идея, заставившая отказаться от пустых каре из нескольких батальонов, потому что для атаки их требуется столько же кавалерии, сколько и для одного батальона. Если одна из сторон прорвана, она опрокидывается на остальные. Напротив, батальоны, составляющие отдельные каре, нужно атаковать один за другим, и это тем труднее, что они взаимно обстреливаются.
е) Пустое каре должно быть очень правильно; малейший беспорядок в его рядах может иметь гибельные последствия. Каре полное может быть и не так правильно, а между тем оборона его от этого не пострадает.
ж) В пустом каре незначительные потери ослабляют его огонь. В полном каре выбывшие из строя заменяются сейчас людьми, сзади стоящими, и огонь не ослабевает.
з) В полном каре офицер находится при своих подчиненных: он поддерживает их энергию, ободряет слабых, воспламеняет храбрых, подает личный пример; все его видят и слышат, всех он поощряет, и ни огонь, ни дым не могут разъединить этой связи. Наконец полное каре согласуется с самой природой человека. В минуты сильной опасности, люди склонны собираться в толпу, и этим обстоятельством не должно пренебрегать, вводя первый раз в дело ландвер, или войска, только что набранные.
и) Лучшее возражение защитников пустого каре основано на больших потерях, производимых ядрами в полном каре. На это им можно ответить, что это неизбежный недостаток всякой колонны; нужно ли за их сомкнутость уничтожить колонны, когда они были причиной стольких счастливых результатов сражений? Между тем как каре пустое, не имея достаточной подвижности, и занимая большое пространство, гораздо труднее укрывается от выстрелов артиллерии. Уменьшить размеры этого каре – значит признать слабость своих возражений, и они делаются еще более неуместными, если дать каре достаточную подвижность, чтобы оно легко могло укрываться за местностью от огня артиллерии.
И это не есть только теоретическое рассуждение: малые каре были испытаны на поле битвы. Эрцгерцог Карл строил их в эслингском сражении, и с тех пор говорит Окунев: “постоянный успех сопровождал употребление этого построения. Этот успех доказывает их несомненную пользу, между тем как новейшие войны представляют нам ряд бесплодных
покушений пустых каре сопротивляться атакам кавалерии.”
i) Тактики некоторых северных войск доказывают, что нужно избегать на поле боя всякого сложного построения. По их мнению, каре двойные и простые, требующие захождения назад, точного равнения, не удовлетворяют этому условию.
Это главнейшие спорные пункты обеих сторон. Я замечу, что почти все государства приняли полное каре, потому что оно легче строится, имеет больше подвижности, а также и потому, что оно гораздо долее может сопротивляться. Но несмотря на то, многие сохранили пустое батальонное каре, усиленное до 4-х или 6-ти рядов, смотря по построению."
Окунев, на которого ссылается Ренар - офицер русской армии, участник наполеоновских войн, написал несколько книг по тактике и по истории наполеоновских войн на французском языке.